Разместить объявление

Драконы в мифах и легендах народов мира

31.03.2004

Драконы диктуют законы

Если заглянуть в учебник по истории Древней Греции или в хороший энциклопедический словарь, чтобы посмотреть, кто такое и что такое "дракон", то сразу же выяснится маленькая любопытная деталь: "Дракон" - отнюдь не огнедышащее чудовище, а человек, живший в Афинах, именитое лицо, знаменитый древнегреческий законодатель. Влечение к мифу, религии и магии, столь характерное для последних десятилетий, стало не только признаком краха чисто дневного, рационального сознания. Бог с ним, с чистым разумом, но и органам чувств невозможно доверять. Участникам создания систем, где любой легко манипулирует реальностью (компьютерные игры, программы и пр.), начинает казаться, что и ими манипулируют в сомнительных целях.

Таким образом, мир, где мы живем, становится всё менее определенным, мы теряем его привычные очертания, как бы стоим со свечой меж двух зеркал, и где-то на границе зрения и слуха мелькают тени неведомых зверей и слышатся шорохи... В таких обстоятельствах классификация или хотя бы последовательное описание фольклорных, мифологических, сказочных образов, оставивших свой след в культуре, может быть воспринята как последняя попытка найти прочную почву в странной игре зыбких отражений, условностей и виртуальностей, гипотез и сочетаний несочетаемого...

Словом, которым мы обозначили эту рубрику, называют собрание всевозможных вымышленных существ. Это, конечно же, вампиры и оборотни, затем горгульи, сирин, мушруши, василиск и ещё целый сонм умопомрачительных тварей, порождённых буйной фантазией человечества за много веков его истории. Во главе списка по праву стоит дракон. О нём столько мечтали, что кажется ещё чуть-чуть и он обретёт плоть. Представим его широкие кожистые крылья, огнедышащую пасть, его чешуйчатую кожу и пронзительный взгляд кошачьих глаз, в котором кроется неразрешимая загадка и мудрость. Сейчас уже трудно сказать, когда оформилась идея дракона, какова она сейчас. Во многих мифологических системах есть змей. Как правило, он символизирует активное начало, он демиург.

Неправдоподобно проводить аналогии с динозаврами и говорить, что это, мол, отголоски прошлого нашли воплощение в образе змея. Всё-таки люди жили много позже динозавров. Так что образ дракона загадочен со всех сторон. Уже в 621 году до нашей эры он составил свод реально действовавших законов. Суровость этих законов вошла в поговорку. И потому фраза "драконовские" меры обозначает отнюдь не страшное сверхъестественное животное, а сурового, до беспощадности, человека.

Но дальше, по словарям - все в порядке. Кто такой "дракон", выяснится из определений. Правда, согласно энциклопедии или словарю, получается так, что Дракон - это нечто на редкость скучное. "ДРАКОН (греч.), сказочное чудовище - крылатый огнедышащий змей" - лаконично гласит "Энциклопедический словарь" (М.: Сов. энциклопедия, 1963). И все. Вполне достаточно. "ДРАКОН, крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.)..." - столь же суховато сообщают "Мифы народов мира" (т.1, М.: Сов. энциклопедия, 1992).

Но дальше, по словарям - все в порядке. Кто такой "дракон", выяснится из определений. Правда, согласно энциклопедии или словарю, получается так, что Дракон - это нечто на редкость скучное. "ДРАКОН (греч.), сказочное чудовище - крылатый огнедышащий змей" - лаконично гласит "Энциклопедический словарь" (М.: Сов. энциклопедия, 1963). И все. Вполне достаточно. "ДРАКОН, крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.)..." - столь же суховато сообщают "Мифы народов мира" (т.1, М.: Сов. энциклопедия, 1992).

"ДРАКОН. Дракон обладает способностью принимать различные облики, которые, однако, для нас непостижимы..." - утешает Хорхе Луис Борхес в известной своей "Энциклопедии вымышленных существ" (Минск, "Старый Свет-Принт", 1994).

"ДРАКОН. В мифах и фольклоре различных народов гигантский крылатый змей. Обычно у дракона голова (или несколько голов) и туловище пресмыкающегося и крылья птицы или летучей мыши..." - сообщает еще один автор.

"Дракон - образ водной стихии - представлялся часто огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня) - неумолимо разубеждают "Мифы народов мира".

По гипотезе ряда ученых (А. Леруа-Гуран, В.Я. Пропп), формирование мифологического образа Дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковых уступают место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Что же касается, например, книги "Энциклопедия чудес" (Царев И. М.: "Голос", 1998), то слова "Дракон" в чудесах не оказалось. Драконы, похоже, оказались полностью не у дел!

РЕЕСТР ДРАКОНОВ

Если заглянуть в античную, а конкретнее, в древнегреческую мифологию, то там найдется немало сюжетов с волшебными драконами, часто исполняющими, однако, функцию простого сторожа - присмотра и надзирания за чем-либо (этимология слова Дракон - "страж" или "хвататель").

Мифические герои постоянно вмешиваются в мирную жизнь драконов и убивают их, чтобы прославиться. Вот небольшой список из дюжины наиболее знаменитых драконов:

1) Дракон Андромеды. Дракон, которому принесли в жертву красавицу, царскую дочь Андромеду. Персей, случайно оказавшийся в этих местах, вооруженный крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и головой медузы-Горгоны, легко одолел чудовище, а затем и Андромеду, которую взял потом в жены.

2) Дракон Александра Македонского. Жизнь этого античного полководца послужила поводом рождения "мифического" Александра, героя, в частности, сербской повести "Александрия", богато иллюстрированной и весьма популярной в Европе, проникшей и на Русь в XV-XVII веках.

В бургундской версии XIII века, хранящейся в Брюсселе, среди многих подвигов, запечатленных художником в красочных картинках, есть сражения с царем Дарием, "псиглавцами", "шестируками", черепахами и т.п., а также с огромным трехрогим драконом, на редкость напоминающим ящера трицератопса из юрского периода. Впрочем, на изображениях Ближнего Востока этот же подвиг смахивает на поединок с обычной крупной змеей, правда, с небольшими лапками (у удавов, заметим, есть подчас редуцированные лапки)

3) Дракон Аполлона Дельфиний, живший возле источника в Дельфах, который он охранял, попутно опустошая окрестности Дельф, и стороживший место будущего прорицалища. Дельфиний был убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон, т.е. "гниющий", поскольку лучи солнца быстро превратили его тело в гниющий прах.

На месте убитого Пифона был устроен храм со знаменитым Дельфийским оракулом, в котором главную роль играли жрицы-пифии, пророчествующие, предварительно надышавшись одурманивающих испарений из земной расщелины. Пифону приписывается роль воспитателя Тифона, сына Геры.

4) Дракон Геракла, Ладон, сын морских божеств Форкия и Кето, бдительно стороживший сад с яблоками Гесперид, яблоками вечной молодости. Он был убит Гераклом с помощью стрелы, пропитанной ядом лернейской гидры, которую Геракл также предварительно прикончил.

5) Дракон Зевса. В одном из древнегреческих мифов Зевс обернулся драконом, чтобы спрятаться от Кроноса. В другом мифе - в столь же неприглядном облике он явился к Персефоне (своей же дочери), супруге Аида, богине царства мертвых, и та понесла от него Загрея, позже растерзанного титанами.

6) Дракон Кадма. Фиванский дракон - сын Ареса (аналог Ареса - бог войны Марс), т.е. бога вероломной войны, убитый Кадмом возле источника, который этот дракон оберегал (подробности конфликта см. ниже).

7) Дракон Полиида. Именно этот дракон научил Полиида, как излечить Главка, сына Посейдона и одной из морских нимф.

8) Дракон Протея. Один из образов, в которые был способен перевоплощаться морской бог Протей.

9) Драконы Сатурна. В аллегорических изображениях планеты и бога Сатурна (аналог греческого Кроноса, "хронос" - время), колесница бога нередко показана запряженной двумя драконами.

10) Драконы Триптолема. Сыну элевсинского Царя Келея, Триптолему, богиня Деметра подарила золотую колесницу с крылатыми драконами и вручила зерна пшеницы. Триптолем рассеял эти зерна по свету и обучил людей, как их взращивать.

11) Дракон Троянский. Он был прислан Зевсом к грекам как знамение перед осадой Трои и превращен им затем в камень.

12) Дракон Ясона. Дракон, охранявший золотое руно в колхидском лесу. Согласно одной из версий, при первой попытке украсть руно, Ясон был проглочен драконом-охранителем. Афина решила спасти Ясона, но дракона убивать не стала, а лишь дала тому рвотное.

Момент, когда дракон, истекающий слюной, извергает Ясона из пасти к ногам богини Афины, изображен на краснофигурной греческой вазе, хранящейся в Ватиканском музее Рима (490 г. до н.э.). Впоследствии, по легенде, волшебница Медея усыпила дракона и помогла Ясону украсть заветное руно.

КАДМ И ДРАКОН

Миф о созвездии Дракона нередко сводится к мифу о Драконе, убитом Кадмом - легендарным основателем Фив. После похищения Европы Зевсом отец послал Кадма искать сестру. Дельфийский оракул рекомендовал ему, однако, оставить бесполезные поиски и выстроить город Кадмею, впоследствии - "Стовратные Фивы", столица Древнего Египта.

Указанное богами место занимал, однако, огромный дракон, который погубил нескольких людей Кадма, посланных за водой к местному источнику. Кадм вынужден был убить его. В поле, которое Кадм засеял зубами дракона, вновь выросли воины, среди которых после взаимостолкновения осталось только пять. Они и помогли Кадму основать его город (народный миф пересказан латинским поэтом Публием Овидием, 43 г. до н.э. - 17 г. н.э.)

Вариант рисунка "Кадм убивает дракона" есть во многих книгах по греческой мифологии, например в предельно лаконичной, но очень емкой и прекрасно иллюстрированной книге Рене Менара "Мифы в искусстве, старом и новом" (СПб., 1900). Там Кадм, пришедший за водой нагой, с амфорой, в одной лишь шапочке и куцем плаще (не считая сандалий) замахивается камнем на испуганно свернувшегося и предостерегающе приподнявшегося дракона. За сценой столкновение возбужденно наблюдают зрители - всевозможные богини и боги.

Дракон, если верить масштабу рисунка, отнюдь не такой исполин, как повествуют мифы, однако крупноват - толщиной с человеческое бедро и примерно 3 - 4 метра длины (впрочем, на иных рисунках и того меньше). Тем не менее, аналогичный дракон в небе величественно простерся едва ли не на всю приполярную область. По другим же сведениям, это - дракон, убитый Персеем. Но, так или иначе, драконы в небе есть и к ним мы еще вернемся.

ЛЕКАРСТВА ИЗ ДРАКОНА

У древних греков и римлян мнение о драконах было предельно реалистичным. На античных изображениях это просто, без прикрас - змея, или огромная, как в изображении богини Афины и Ясона (который беспомощно и позорно торчит из истекающей слюной пасти извергшего его обратно чудовища), или просто крупная, как в саду Гесперид, нимф, у которых росли чудесные золотые яблоки, умело украденные, тем не менее, Гераклом.

Впрочем, были мифы и без мифических героев. Так, Плиний(23 -79 гг.) сообщал, что летом дракон охотно пьет слоновью кровь, потому что она холодная. Дракон нападает на слона внезапно и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки.

Обескровленный слон падает на землю и умирает, также, подчас, умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы. Ситуация такая и "объяснение", разумеется, даже для неискушенного взора "шиты белыми нитками", хотя биологически (это логически, "поведенчески") крупная змея в ветвях тропического леса вполне может перепутать хобот слона с другой змеей - самкой или конкурентом. Таким сходством руки или веревки с телом змеи издавна пользуются заклинатели змей.

Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направляясь в Аравию. Для этого 4-5 драконов, переплетясь, образуют некое подобие плота, причем головы их торчат над водой.

Приводимое "объяснение" нелепо, но описание биологически напоминает типичную "змеиную свадьбу" крупных питонов, или по крайней мере щупальца всплывшего на поверхность крупного головоногого моллюска, спрута, в те годы еще нередкого. Забавно, что один раздел у Плиния посвящен своеобразным лекарствам, изготовляемым из органов дракона:

1) "глаза дракона" - высушенные и растолченные с медом, есть основа мази, помогающей от ночных кошмаров;

2) "жир сердца дракона" - обернутый в шкуру газели и привязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе (впрочем, жир многочисленных, когда-то, ужей широко использовался и в старой Руси, в мазях и для свечей!);

3) "зубы дракона" - хранящиеся на теле, обеспечивают благосклонность господ и милость царей (в древних Китае и Монголии использовали толченые зубы ископаемых динозавров);

4) "голова дракона" (с "примесью" хвоста), с измельченной шкурой льва и львиным костным мозгом, в смеси с пеной коня, только что победившего в скачках, и когтями собаки - делает человека непобедимым (видимо, как временное возбуждающее).

Впрочем, "рецепт" последнего вышеописанного снадобья многоопытный Плиний (в отличие от современных мистических авторов) приводит уже с известной долей скептицизма и иронии.

В наши дни в странах Азии и Африки крупных дрессированных змей нередко используют в магазинах, выпуская их на ночь в помещения. Впрочем, мифы о драконах-охранниках (по-гречески, "dracon" - "пристально смотреть") могли родиться и по иной причине. Драконы на деревьях, охраняющие "яблоню Гесперид", "золотое руно", висящее на дереве, или дерево с "драконовой кровью" могли быть объяснимы довольно просто.

Змеи, крупные и мелкие, водившиеся когда-то во множестве, не истребленные еще людьми, подчас целыми сотнями спасались от жары на крупных деревьях и, соответственно, расценивались как "охранители" этих деревьев!

Впрочем, "драконову кровь" любой может получить и в настоящее время. Так называется смолистый сок, источаемый деревом, которое так и называется - "драконово дерево", драцена киноварно-красная (Dracaena cinnabari).

"Кровь дракона" использовали в одном из самых таинственных процессов древности - в бальзамировании трупов. "Кровью дракона" также называли иногда и красную киноварь, соль, содержащую ртуть. В Древнем Китае, во всяком случае, именно киноварью (вместо крови) смазывали глаза и губы статуй, "оживляя" их или принося жертву.

На острове Сокотра крупное живописное драконово дерево с частыми, близко расположенными сучьями и с длинными мечевидными листьями встречается почти повсюду на скалах и утесах, предпочитая гористые участки.

О нем упоминал уже автор античного трактата "О лекарственных средствах" Педаний Диоскорид (1 век н.э.) - известный врач и ботаник Древней Греции. Наиболее известное драконово дерево погибло при урагане 1868 года на острове Тенерифе. Оно достигало в обхвате 15 метров, при высоте 23 метра!

Итак, по всей видимости, под словом "дракон" и Плиний, и другие ранние писатели весьма недвусмысленно имели в виду змею, вероятно, удава. В античные времена они водились во многих местах Средиземноморья. Но человек начал осваивать именно "те же" экологические ниши, что и пресловутые "драконы", а именно: удобные побережья, устья рек и источники пресной воды, где "драконы" ловили животных, вынужденно приходящих на водопой. Так начинался закат драконов.

ОТКУДА ПРИЛЕТЕЛ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ?

...Ветра нет, а тучу нанесло,

Дождя нет, а сверкает молния,

Молний нет, а искры сыплются.

Летит Змей Горыныч о двенадцати головах,

Хочет Добрыню с конем сжечь...

Знакомый нам всем с детства образ огнедышащего Змея-дракона существует не только в нашем отечественном фольклоре.

У египтян Великий Змей Апоп охранял драгоценную, питающую землю влагу. В древнеиндийской мифологии демон Вритра тоже, удерживая дождь, ложился вокруг облаков, выступая в роли хранителя вод. В общеафриканских мифах змеи - поглотители вод выступают в виде радуги. Неудивительно, что некоторые отечественные исследователи стали выводить фигуру Змея Горыныча непосредственно из мирового "стада" драконов, трактуя былину о борьбе Добрыни со Змеем как аллегорическое изображение крещения Руси и борьбы с язычеством.

Можно согласиться с авторами этой версии. Действительно, легенда о св. Георгии, победителе дракона, стала известна на Руси уже приблизительно с XI в. Но тогда эта гипотеза не объясняет многих "индивидуальных" признаков Змея Горыныча (многоголовость, наличие бумажных или огненных крыльев, "хобота", "чёрной крови" и так далее), заметно "отличающих" его от драконов других стран. Благодаря этим признакам есть основания утверждать, что Змей Горыныч - явление отечественного производства.

Все эти противоречия не могли не быть замеченными другими исследователями. И каждый из них пытался найти причину, объясняющую появление необычных признаков.

Так, известный русский собиратель легенд и сказок, фольклорист и этнограф Александр Николаевич Афанасьев (1826 - 1871) считал, что Змей Горыныч (как многие другие образы русских сказок) - результат метафорического осмысления природных сил.

Молнии, падающие звезды и метеоры принимались за летающих и рассыпающих искры огненных змеев. Особенно близка, с его точки зрения, к расшифровке образа огненного змея - грозовая туча. Она несется по небу огромным чёрным клубом, окутана подобными дыму парами и дышит огнем, то есть выдыхает из себя грозовое пламя.

Отсюда и его прозвище - Горыныч, означающее сына горы [точнее: сын Горыни, этимология которого, в свой черёд, может быть мотивирована словом "гора" + суффиксом - ын-], то есть тучи, рождающей из себя извилистую молнию-змею. Согласно мнению В. Кузьмина, самой очевидной аналогией является сравнение Змея со смерчем.

Академик Б. А. Рыбаков пришел к выводу, что Змей Горыныч - это мифологизированная форма представлений древних славян о мамонтах, память о которых сохранялась в памяти народной на протяжении почти 10000 лет. Эту точку зрения поддержал В. Рич.

Во всех этих гипотезах исследователи опираются лишь на ряд произвольно выделенных и отобранных ими самими конструктов образа, не охватывая их все (при этом что-то непременно остаётся за пределами внимания). И в результате Змей не может быть до конца объяснён ни одной из рассмотренных гипотез. Но ведь должно было реально существовать явление или явления, психическим отражением которых явился образ Змея Горыныча. Что же это было за явление?

НАСКА И КРЫЛАТЫЙ ЗМЕЙ

Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки. Тот, кто никогда не испытал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты.
Альберт Эйнштейн

Видимо, недаром именно на плоскогорье Пампа-де-Наска могли появиться загадочные огромные рисунки, которые можно рассмотреть только с воздуха. Особенность местной прибрежной полосы, более напоминающей пустыню, чем приморский район, позволила сохраниться без изменений многочисленным линиям, как будто начертанным огромными граблями на покрытой крупным щебнем земле. Многие учёные склоняются к тому, что данные рисунки были нарисованы для того, чтобы рассматривать их из космоса или, по меньшей мере, с борта воздушного корабля. На огромной территории площадью 500 квадратных километров расположились различные полосы, ровные линии, симметрично очерченные геометрические фигуры и рисунки, один из которых можно увидеть только со стороны моря в районе городка Паракас.

Многочисленные линии организованы таким образом, что с воздуха они напоминают современный аэродром. Часть из них пересекает Пампу-де-Наска из конца в конец, при этом линии проходят через высохшие русла рек, поднимаются на холмы и снова спускаются вниз. Никакие природные препятствия не отклонили их от заданного направления. На плато насчитывается 13000 таких идеально прямых линий! Геометрические фигуры по размеру напоминают футбольные поля, часть из них пересекает друг друга. Что же касается рисунков (их здесь 32), то каждый из них нарисован одной непрерывной линией, которая заканчивается в той же точке, откуда она начинается, что ещё более добавляет загадочности, учитывая размер такого художественного произведения. Самыми большими являются рисунки кондора (135 метров), ящерицы (180 метров), пеликана (135 метров) и обезьяны (90 метров). Явное предпочтение отдано птицам, часть из которых никогда не обитала на нашей планете.

Возможно, древние цивилизации умели приручать неких летающих ящеров и использовать их для перемещения по воздуху. В странах Латинской Америки очень распространён миф о крылатом змее, который был предметом поклонения у древних ацтеков и майя на территории Мексики. В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами (см. Рис.1) - их можно увидеть там и в настоящее время" (там же). Китайцы, одна из наиболее древних народностей... сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками "Змиев"...

Трон Императора называется "Местопребыванием Дракона", и его одежды вышиты изображениями драконов. Афоризмы в древнейших книгах Китая, кроме того, ясно говорят, что Дракон есть человеческое, хотя и божественное Существо. Говоря о "Желтом Драконе", как о главе прочих, Дуань-инту говорит: "Мудрость Его и добродетель неизмеримы... он проходит одиноким и не живет в скопищах (он аскет)... Он странствует в местах диких за пределами небес. Он приходит и уходит, выполняя указ; в надлежащие времена, если существует совершенство, он выявляется, если нет, он остается (невидимым)" (см. Рис.2).

Связь Змея-Дракона с мудростью характерна для очень древних мифологий, уходящих своими корнями в седую старину. Но для наших предков понятие "обладание знаниями и мудростью" включало в себя в том числе знание магии и обладание божественными силами. В более поздних мифах боги разделяются на плохих и хороших, добро отделилось от зла. Там уже Змей-Дракон приобретает негативные черты, олицетворяет зло, и против него сражаются "хорошие" человекоподобные боги и положительные герои.

В самых ранних Космогониях Мира не встречается ни "Творения тьмы", ни "Дракона Зла", побежденного Солнечным Богом. Даже у аккадийцев Великая Глубь - водная Бездна или Пространство - было месторождением и обителью Эа, Мудрости, непознаваемого беспредельного Божества. Но у семитов и позднейших халдеев бездонная глубь Мудрости становится грубой Материей, греховной субстанцией, и Эа превращается в Тиамат, Дракона, сраженного Меродахом, или в Сатану в астральных волнах" (Е. Блаватская. Тайная доктрина.).

"Что же касается Индры [героя индийской мифологии], то главным его подвигом считается победа над огромным чудовищем - змеем Вритрой, пленившим воды всех рек и вызвавшим страшную засуху на земле. Все, даже боги, в страхе убегали, заслышав шипение дракона, заградившего речные русла и свернувшегося в девяносто девять колец. И только Индра, с помощью ваджры - оружия, выкованного божественным мастером Тваштаром, поразил чудовище..." (В. Пименов. Возвращение к дхарме.).

"...все божества [славян] участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем..." (Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун. Тайны богов и религий.).

"Поощряемые [египетским богом] Ра, люди уничтожают его врагов-демонов: гиппопотамов, крокодилов и змей. ... наиболее зловредным змеем, докучавшим Ра во времена его пребывания на земле, был гигантский змей Апоп, пожелавший свергнуть и уничтожить солнечное божество. Борьба с ним продолжалась целый день от восхода до заката, и Апоп, хотя и был повержен, сумел выжить и скрыться в подземном царстве, где с тех пор еженощно нападает на ладью Ра" (В. Синельченко, М. Борисов. В мире мифов и легенд.).

"Вождем клана [шумерского бога] Энлиля был бог Нинурта, первенец Энлиля, который руководил сражением... При поддержке своего брата Ишкура и племянницы Инанны, он атаковал силы неприятеля, возглавлявшиеся "Великим Змеем". В летописях описывается эта война, которая, вероятно, вышла далеко за пределы первоначальных целей и привела к истреблению целых армий людей..." (А. Элфорд. Боги нового тысячелетия.).

"Во времена шумеров богом - победителем дракона был Энлиль; затем, во времена гегемонии аккадцев, эта роль перешла к Мардуку; в эпоху гегемонии ассирийцев высшим божеством стал Ашур, и тогда имя Мардука на табличках было стерто, а место его в официальной летописи геройских свершений занял Ашур. На палестинской почве с чудовищным змеем Иллуянки дрался бог грозы, и, как полагают, Яхве является прямым наследником этих героев, вступившим в битву с чудовищным Левиафаном" (В. Синельченко, М. Борисов. В мире мифов и легенд.).

(Интересно, что довольно конкретный способ - хорошенько напоить дракона вином и уж тогда, доведя его до беспомощного состояния, убить, - прослеживается от мифологии хеттов до берегов Японских островов...)  В современных мировых религиях зло, так же как и добро, достигает своего совершенства. При этом само олицетворение зла - Дьявол - также зачастую наделяется многими внешними признаками Змея-Дракона. При этом поразительно, что многочисленные роли Змея-Дракона в различных мифах сопровождаются сильнейшим сходством внешних образов.

С. Ярошенко

По материалы сайтов:  www.sciteclibrary.ru;   arfon.narod.ru;   www.mkafisha.ru;   indorussia.ru


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.