Разместить объявление

На крыльях дракона, японские, иранские, античные и европейские драконы - 3

29.04.2012

Читать На крыльях Дракона. Часть 1

Японские драконы

Драконов в Японии любят не меньше, чем в Китае. Здесь они тоже служат символом нравственного совершенства. Их изображения можно встретить повсюду: в буддийских храмах и синтоистских святилищах, на самурайских мечах и шелковых кимоно, на фарфоре и гравюрах, в качестве брелка нэцкэ и в виде фигурок окимоно, что значит «поставленная вещь»: этим словом называют мелкую резную скульптуру, созданную для украшения интерьера. Но есть среди множества японских драконов один особенный, непохожий на других по имени Ямато-Но Ороти. Здесь восточная мифология перекликается с западной, делая из дракона отрицательного персонажа, которого надо победить, и делает это, естественно, великий герой небывалой силы, равный богам.  В древнеяпонской рукописи начала VIII века «Нихонги» («Анналы Японии») имя мифологического дракона Ямато-Но Ороти обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». Этот гигантский дракон описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами и восемью хвостами, на нем растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». Вот что рассказано о нем в «Анналах Японии».

Восьмой год дракон Ямато-Но Ороти наводил ужас на страну Идзумо, что лежит на юго-западе японского острова Хонсю, в верховьях реки Хи. Особенно досаждал он одной семье, ежегодно отбирая и пожирая у старика и старухи по дочери. Когда очередь дошла до младшей, последней из 8 дочерей, которую старикам особенно горько было отдавать на съедение чудовищу, явился с небес герой божественного происхождения Сусаноо-но микото. Он взялся помочь несчастному семейству, а заодно и всем жителям страны Идзумо. Он велел сварить побольше крепкой японской водки сакэ, добавил туда дурманящего зелья и разлил напиток в 8 бочонков. Их Сусаноо поместил на возвышение и окружил каждый бочонок высокой оградой, оставив лишь по одному проему – для каждой из драконьих голов. А девушку, чтобы дракон ее не заметил, Сусаноо обратил в гребень и воткнул этот гребень себе в волосы. Прилетел дракон. Он сразу учуял влекущий запах сакэ, подполз и начал жадно пить всеми восемью головами из восьми бочек одновременно. Осушив их до дна, Ямато-Но Ороти опьянел и заснул. И тогда хитроумный герой бесстрашно приблизился к чудовищу. Он быстро отсек дракону все головы, кровь хлынула с берега в воду и окрасила ее в густой красный цвет. А чтобы дракон не ожил, Сусаноо разрубил его на мелкие части. Спасенная девушка Кусинада-Химэ досталась не дракону, а божественному герою Сусаноо-но микото и стала его женой. Миф сообщает, что в среднем хвосте дракона Сусаноо обнаружил чудесный острый меч, позднее названный «Кусанаги» (что значит «Меч, секущий траву») и ставший одним из священных символов императорской власти в Японии. Изображениями мифологического дракона японские мастера нередко украшали мечи и ножны.

Иранские драконы

В отличие от большинства благожелательно настроенных к человеку драконов Востока, персидские драконы относились к людям весьма недружелюбно. В древнейшем памятнике иранской культуры Авеста описан исполинский трехглавый дракон Ажи-Дахака. О коварных замыслах чудовища рассказывает гимн, посвященный древнеиранской богине Ардви – покровительнице вод и плодородия, любви и деторождения. Принеся ей богатые жертвы, вот о чем просил богиню дракон:

О добрая, щедрая,
Ардви могучая и непорочная!
Дай, ниспошли мне такую удачу,
Чтобы всех людей сумел истребить я!»
Не даровала подобной удачи
Злому трехпастному Ажи-Дахаке
Ардви, могучая и непорочная.
(перевод С. Северцева).

«Не даровала». Наоборот, дракона самого ждала скорая погибель от рук могучего героя Трайтаоны.
Священные тексты Авесты сохранили память не только об Ажи-Дахаке. Там описан еще и гигантский желтый дракон Сэрвара, что значит «рогатый». Зубы его величиной с человеческую руку, «ухо – с четырнадцать одеял». Но доблестный герой Кэрсаспа, победитель драконов и злых дэвов, сумел одолеть и Сэрвару,

Глотавшего коней,
Глотавшего людей,
Огромного, желтого,
Который брызгал ядом,
Струею в высоту,
Который брызгал ядом
На высоту копья.
(перевод И. Стеблина-Каменского).

О многих драконах и драконоборцах повествует также старинный эпос иранских народов «Шахнаме» («Книга шахов», то есть царей), где в стихах и прозе описана мифологическая, эпическая и реальная история Ирана со времен глубокой древности до VII века. Победителями драконов были неистовый шах Бахрам Гур, прославленный герой Рустам, а также их предшественник, могущественный царь Феридун, который освободил страну от тирании человека-дракона Зохака со змеиными головами вместо человечьей. Был еще герой Гуштасп, который победил шестиногого дракона, вонзив ему в глотку привязанный к древку копья кинжал с множеством лезвий. А его хитроумный сын придумал целое сооружение: он привязал к повозке торчащие во все стороны железные крючья и лезвия мечей и погнал ее прямо в разинутую пасть дракона. Когда повозка застряла в пасти, герой выскочил и отсек чудовищу голову мечом.

Драконы Европы

Теперь познакомимся поближе с западноевропейскими драконами. Хотя европейские драконы, как утверждают ученые, являются «потомками» драконов восточных, они существенно отличаются от них по характеру, пристрастиям и привычкам. И отношения драконов с людьми на Западе и на Востоке сложились по-разному. Как мы уже знаем, на Востоке дракон – владыка, божество, мудрый правитель. Дракон в Западном мире – тоже могущественная сила, но человеку, как правило, враждебная. В архаические времена дракон олицетворял все непостижимые природные катаклизмы, губительные для людей: землетрясения, извержения вулканов, наводнения, морские смерчи и бури. В античную эпоху драконы по указанию богов охраняли от человека священные объекты. Во времена Средневековья они совершали набеги на города и поля, бились с героями, но главное – бдительно сторожили клады. Зачем сокровища человеку, представить себе нетрудно. А вот зачем они дракону? В отличие от человека, он ничего никогда не приобретал, богатством своим не хвалился, наоборот, таил его, любимых наследников не имел. Может, это какой-то скрытый символический образ? Может, дракон – персонификация Алчности, и обитает он вовсе не в подземельях, а в недрах человеческого «я»?

Подобно восточным собратьям, европейские драконы тоже проявляли живой интерес к красавицам, особенно принцессам. Однако девушек им приходилось похищать, тогда как восточно-азиатские драконы обычно получали их в подарок. По внешним признакам классифицировать западноевропейских драконов крайне затруднительно: слишком они разнообразны. С одной или многими головами, четвероногие и двуногие, с крыльями и без. Острым глазом художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи разглядел в драконе множество подробностей: «Голова дога, кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски петуха и шея водяной черепахи». При таком разнообразии в описаниях художникам всех времен остается широкое поле для фантазии.

Античные драконы

Древнегреческая мифология повествует о многих драконах. Боги часто назначали грозных драконов стражами особо важных священных объектов. Так, например, дракон Дельфиний охранял Кастальский ключ, источник творческого вдохновения; дракон Ладон – яблоню с волшебными золотыми плодами в саду Гесперид; драконица Дельфина сторожила в Корикийской пещере «арестованного» Зевса, которого принес сюда стоглавый дракон Тифон, пожелавший отнять власть у богов-олимпийцев. Ту же сторожевую службу несли и многие безымянные драконы древности. Первым победителем дракона среди богов считается Аполлон. Разыскивая место для своего будущего святилища в Дельфах, что лежит в области Фокиде, солнечный бог Аполлон наткнулся на дракона Пифона, сына Геи, богини земли, который жил в глубоком ущелье и охранял вход в древнее дельфийское прорицалище. Градом своих огненных стрел Аполлон поразил чудовище. Древние авторы трактуют это событие как торжество лучезарного света над божеством подземного мрака. В честь этой победы на месте прорицалища в середине IX века до н.э. было воздвигнуто святилище Аполлона – Дельфийский храм.

У подножия скалистой восточной стены храма, примыкавшего к горе Парнас, бил священный источник – Кастальский ключ, воды которого стали символическим источником вдохновения для поэтов. Здесь совершали омовения паломники, приходившие к Дельфийскому оракулу за советом. Ответ оракула (прорицателя-предсказателя) сообщали вопрошавшим жрицы храма, пифии (область Факида в глубоко древние времена называлась Пифо, отсюда, кстати, происходит и имя дракона Пифон).

Анна Курц

Литература:
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: «Эллис Лак, 1995.
Словарь античности. – Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Мифологический словарь.\ Гл. ред. Е. М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциплопедия, 1991.
Святой Георгий Победоносец (образ святого Георгия Победоносца в России). Г. В. Вилинбахов, Т. Б. Вилинбахова. – Санкт-Петербург: «Искусство СПБ», 1995.
Лилиан Ту. Неотразимая магия фэн шуй. \ Пер. с англ. С. О. Бобровой. – М.: Астрель, 2007
Джон Топселл. Как вырастить и воспитать дракона. \ Пер. с англ. М. Мальниченко и Н. Кочина. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2007.
Драконы – великие и ужасные. Н. Голь, Е. Лестер и др. – СПб.: «Арка», 2010.
Энциклопедия чудовищ: в поисках живых монстров \ М. А. Голденков, В. В. Деружинский. – М.: Эксмо, 2007.

Читать На крыльях дракона. Часть 4


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.