Разместить объявление

Детский аквариум

28.08.2013
Материал с портала vitawater.ru

Наши дети – это цветы жизни, наше будущее. Как сделать так, чтобы будущее наших детей было светлым и гармоничным? Как отвлечь детей от виртуального мира и   увлечь  юное поколение прекрасным миром живой природы? Поговорить об этом с нами согласилась известный аквадизайнер, участник и призёр многих конкурсов по аквадизайну, в том числе серебряный призёр Европейского конкурса аквадизайнеров в Германии, Светлана Кириллова. 

Светлана Кириллова, психолог, 
профессиональный аквадизайнер, 
руководитель детского аквариумного кружка

- Светлана,  хотелось бы  поговорить с Вами о детской аквариумистике. Раньше считалось, что аквариумистика и, вообще, общение с живой природой необходимо для гармоничного развития личности ребенка. А сейчас?

- Да, конечно. Моё личное мнение как мамы, психолога и аквариумиста - роль контакта с живой природой в воспитании детей никто не отменял. Другое дело, что реализовать эту роль в мегаполисе становится все сложнее. Первопричиной мне видится навязываемый большим городом и нашей цивилизацией в целом ненормально ускоренный ритм жизни, а также извращенные, искусственные ценности, присущие обществу потребления. В первую очередь задача наладить контакт ребенка с природой, научить его правильному взаимодействию с живыми существами ложится на родителей. И начинать это обучение нужно как можно раньше, показывая малышу на прогулках растения, насекомых, птиц и животных, рассказывая о них, о том, как меняется их жизнь в разное время года, днем и ночью, как они взаимодействуют друг с другом и участвуют в общем круговороте жизни. 
 
Важно показывать ребенку естественные продукты питания - фрукты, овощи, орехи и т.д., чтобы у него не возникало впечатления, что еда растет в банках и коробках на полках гипермаркета. Богатым материалом для обучения могут также служить комнатные растения и домашние животные, сюда же я отношу аквариум как целостную биологическую систему. И здесь встает вопрос гуманного содержания животных дома  и в том числе вопрос гуманной аквариумистики. К сожалению, часто люди берут в дом живое существо в качестве игрушки, модного аксессуара, не позаботившись сколько-нибудь серьезно ознакомиться с его потребностями, особенностями содержания и т.д. Результатом такого легкомысленного отношения может стать травма или даже гибель питомца, травмирование хозяев (и дети тут в зоне риска в первую очередь), усыпление "не оправдавшего надежд" животного и тому подобные печальные исходы, способные вместо радости нанести ребенку серьезную психологическую травму. В этой связи хочу посоветовать родителям - обязательно собирать информацию о предполагаемом питомце, обсуждать ее вместе с ребенком. Все это верно и в отношении аквариума.

- В современном мире детская аквариумистика как хобби существует?
- Аквариумистика как хобби для детей безусловно существует. Есть серьезный кружок при экологическом центре на Крестовском острове, кружок на Пионерской, наверняка есть аквариумы в юннатских кружках. Дети аквариумистов часто подключаются к хобби родителей. 

- Почему сейчас так мало детей увлекается аквариумистикой?
Я бы рассматривала вопрос шире. Почему детей так мало интересует живое? Причин множество. Я думаю, у любого ребенка есть сенситивный период, когда его естественным образом интересуют живые существа. Важно этот интерес заметить, поддержать и развить. А родители часто слишком заняты своими проблемами, зарабатыванием денег и прочей текучкой, так что на действительно важные вещи не хватает времени. Ребенку, чтобы не мешал, включают телевизор или компьютер. Стоит ли удивляться, что его интересы перемещаются из мира реального в мир виртуальный, и любимым домашним животным становится компьютерная мышь? В итоге это порождает множество проблем в отношениях ребенка с родителями, извращает систему ценностей и в конечном итоге способствует не развитию, а деградации.

- Как произошло Ваше знакомство с аквариумистикой? Вы помните своих первых рыбок? 
Меня всегда очень привлекало живое, и родители не препятствовали этому интересу. Первые рыбки появились у меня года в 4, это были гуппи. Я до сих пор отношусь к ним с большой симпатией.

- Светлана, вы ведете кружок аквариумистики для детей. Расскажите поподробнее об этом.
Кружок действует первый год в пилотном порядке, и экстраполировать мой опыт на состояние детской аквариумистики в целом я еще не могу. Кружок  работает в Школе № 85 для ребят пятых классов. В школе есть три аквариума от 200 до 500 литров, рыбы в них подобраны по континентальному признаку - Африка, Азия, Америка. Удобно, когда на примере реального аквариума можно разобрать особенности поведения и условий обитания различных видов рыб, замерить параметры воды, потренироваться в посадке растений. Занятия проходят раз в неделю, мы последовательно обсуждаем базовые вопросы создания аквариума. Надеюсь, в конце учебного года те из ребят,  кто посещал все занятия, уже смогут самостоятельно собрать небольшой аквариум и справиться с уходом за ним.
 
- Дайте, пожалуйста, совет родителям – как и когда стоит начинать заниматься с детьми аквариумистикой? С чего начать?
Совет таков: подходить к вопросу серьёзно, но без лишней паники. Грамотно организованный аквариум приносит много радости при относительно небольших усилиях, затрачиваемых на его содержание. Что касается возраста ребенка, то это, на мой взгляд, не принципиально. Конечно, младенец вряд ли способен заинтересоваться аквариумом, зато родители за время младенчества своего чада успеют приобрести некоторый опыт в аквариумистике, да и в качестве объекта релаксации для мамы аквариум очень хорош. Ползунок уже интересуется яркими подвижными рыбками, и вот тут самое время научить малыша не повреждать аквариум и оборудование. 

Когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, нужно обеспечить безопасность малыша, поэтому на тумбу с оборудованием лучше установить запор, углы аквариума тоже лучше обеспечить защитными приспособлениями, не оставлять ребенка без присмотра - общие правила. Рыб следует подбирать не слишком сложных в содержании, ярких, подвижных, учитывая совместимость разных видов, объем аквариума. Лучше всего использовать для оформления живые растения - естественный цвет зелени успокаивает, растения позволяют создать более устойчивую биологическую систему в аквариуме и сдерживают рост нежелательных водорослей. Соответственно, при оформлении нужно учитывать и потребности аквариумных растений (грунт, декорации, освещение).

- А чего не стоит делать?
Не стоит заводить аквариум, если родителям это не интересно, и они идут на поводу сиюминутной прихоти ребёнка. Аквариуму нужен пусть небольшой, но ежедневный уход – покормить рыб, иногда подлить воды, почистить и т.д. Далеко не каждый маленький ребёнок сможет кропотливо выполнять рутинную работу. В итоге – заброшенный аквариум, погибшие рыбки и растения – могут принести больше вреда, чем пользы. Я об этом уже говорила в начале беседы. Но если опыт детства в аквариумистике успешный, он приносит радость, ребёнку интересно, он проявляет заботу и терпение – это очень хорошо! И, как правило, это увлечение проходит через всю его жизнь.
Сейчас очень много информации – в интернете, литературе… Повторюсь – если Вы решили завести какого-нибудь питомца или необычную рыбку – не поленитесь узнать, как за ней ухаживать, какие нужны условия и т.д.  Потрудитесь привить детям тягу к познанию окружающего мира, терпение, желание заботиться о ближних и ваши усилия, усилия родителей, отзовутся добром и светом в будущем ваших детей. 

- Светлана, большое спасибо.

Диана Nerusalka, (рисунки автора)

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.