Разместить объявление

Лебедь в легендах и сказаниях

28.01.2007

Пролетают гуси-лебеди

Лето я провела в Карелии. Бесполезно, да и просто невозможно в нескольких предложениях описать красоту природы этого края. Просто советую поехать и увидеть все самим.

Для меня же настоящим открытием стали лебеди, а точнее наскальные изображения лебедей, которые в достаточно большом количестве встречаются на онежских берегах. Изображение полосатого лебедя - одна из наиболее выразительных фигур онежских петроглифов. Они завораживают, притягивают к себе. Заставляют вспомнить забытые сказки.

Почему именно лебеди так часто изображаются на скалах? Этот вопрос не давал мне покоя, и я решила, что называется, проникнуть вглубь веков. Прежде всего мне захотелось узнать, а не скрыта ли разгадка в самом слове "лебедь". Вот какое определение слова "лебедь" я нашла в этимологическом словаре: Лебедь - общеслав. Образовано с помощью суффикса -едь от основы леб (перегласовка elb), сравнить в древне-нем. elbio - "лебедь", родственный латинскому albus - "белый", греч. alphos - "белое пятно". По-немецки Эльба значит "белая". Птица получила название по своему белому оперению. В мифопоэтической традиции образ лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе лебедя и выдры.

Особое значение имеет мотив обращения в лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце (ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе лебедя в девицу и девицы в лебедя. Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в лебедя и улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие.

В одной румынской рождественской колядке "лебединая" девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-лебедю. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в лебедя, например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове (ср., напр., "лебединое" имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч. "лебедь").

Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем - умирающий лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик ("лебединая песня", ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила - Аgam. 1445 и Цицерона - De оrаtоrе, 3, 2, 6 и др.) и мертвый низвергается в воду. Образ лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. "Лебедь" Г. Р. Державина, "Царскосельский лебедь" В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного лебедя: жизнь - смерть, добро - зло.

Нередко тёмные силы маскируются образом белого лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (существует пословица о лебедях, оказавшихся гусями). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде - лебедь и ворон (например, в австралийском мифе о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных лебедей). Все, наверное, хорошо помнят сказку "Гуси-Лебеди", в которой лебеди уносят Иванушку в дальние края, разлучив его с любимой сестрицей.Образ лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. "лебедь") оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Лебедь выступает в качестве тотема. Якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят - от брака шамана с девицей-лебедем. Небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода Чёрных Лебедей.

В отдельных случаях образ лебедя приобретает редкие значения. В кельтском мифе лебеди выступают как вестники весны и тепла. Говоря о глубокой связи кельтского менталитета с природой, надо отметить один из изумительных аспектов языческого мира - способность превращений (обротничество), когда волевым усилием человеческое тело превращается в форму любого животного. Кельтская легенда о детях Лира рассказывает о мифическом мире Туата де Даннан (Tuatha De Dannan) - племени, жившем в землях Ирландии. Правитель Лир повздорил с соседним королем.

Чтобы избежать конфликта, Лир женился на одной из его трех дочерей. У него родилось двое детей от этого брака. Внезапно умирает жена Лира, и он женится на второй дочери соседнего правителя. Она воспитывает детей Лира, но проникается завистью, что им оказывается больше внимания, и поскольку она была колдуньей, то превратила их в двух лебедей. Они были приговорены провести девятьсот лет в изгнании. Будучи лебедями, они сохранили человеческую память и личность.

Когда христианство пришло в Ирландию, они приняли человеческий облик, но совсем дряхлыми стариками. Горечью и печалью проникнуто описание их путешествия в пустыне в птичьем обличье, но с человеческой душой. Эта глубоко кельтская история показывает, что есть глубинное сопричастие человеческого мира миру животных. Лебединая песня детей Лира имела власть исцелять и успокаивать людей.

Величие истории и в том, что она обнаруживает глубинную обнаженность животного мира человеческому миру. Животные древнее, чем мы. Кельтское сознание признавало древнюю близость и знало животный мир. Все в мире для кельтов было глубоко взаимосвязанным и одухотворенным. Это видение мира распространялось и на язык. В кельтском мире язык имел власть вызывать события. Песни и чары могли по-настоящему развернуть курс негативной судьбы и нести что-то новое и хорошее. В кельтском мире, особенно в мире чувств, не было барьера между душой и телом. Душа была сестрой тела, тело - души.

Интересен и факт, стоящий несколько особняком от вышеприведенных материалов, но, тем не менее, зафиксированный в специальной литературе: фамилия Лебедев наиболее часто встречается у лиц духовного звания в XIX веке. Мифологическое значения лебедя широко используется в произведениях прикладного искусства (лебедь как знак поэта; лебедь под лавровым деревом; лебедь, поющий при веянии ветерка; лебедь, поющий на гробнице; два лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; лебедь, падающий в воду, и молния; лебедь на водах; лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.). Образы лебедя и "лебедь-девицы" популярны в искусстве символизма и модерна (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в XX в. - в иллюстрациях А. Матисса.

Интересно, что древние арабы называли Русь страной лебедей. В древних источниках разных народов встречается также рассказ о северной стране за Бореем, которую называют Гипербореей. "На далеком севере, где земля полгода покрыта снегом, протянулись с запада на восток великие и бескрайние горы. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь Солнце, над ними в темноте зимней ночи сверкают семь звезд Большой Медведицы, а в центре мироздания расположена Полярная звезда. С этих гор устремляются вниз все великие реки земли, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки.

Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся горами Меру, а величайшая из вершин - Мандарой. За горами Меру полгода длится день и полгода - ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания. Там в небе над океаном сверкают радужные водяницы, и только птицы да великие мудрецы - "риши" - знают дорогу в этот край" - так рассказывают о далекой северной стране, о древней прародине гимны Ригведы и песни Махабхараты - древнейших священных памятников индийцев.

Согласно географии Махабхараты, за священными северными горами жили разные народы: данавы (даны, данайцы), дайтьи (дайчьи), саумьи (сауми), яваны (греки) и народ северных Куру, проживавший на островах Кур и Наль (совр. Холмогоры). А вся эта огромная страна на берегах Белого и Баренцева морей именовалась Расаталой, что значит Русская земля. Гиперборея сохранилась в памяти людей не только как родина бога Аполлона, но и как место постоянного обитания мудрецов, колдунов, знахарей и ведьм. Как мы уже упоминали, в мифопоэтическом творчестве образ лебедя связан с Аполлоном. Прошли века. Аполлон навсегда поселился на Олимпе в прекрасной Греции. А бывшая Гиперборея (теперь это Скандинавия, Карелия, Кольский полуостров) продолжала оставаться для европейских народов местом пребывания необычных людей. Причeм, вот что интересно.

Как правило, мудрецы Севера помогают людям. Вспомним книги нашего детства - сказку "Снежная королева" Андерсена, поэму "Руслан и Людмила" Пушкина. Маленькой Герде удаeтся добраться до сказочного ледяного дворца Снежной королевы только благодаря лапландским колдуньям. Руслан перед своим походом также обращается за помощью к премудрому Финну, постигшему колдовское искусство на Севере. Возможно, что Лебедь - это символ Души той потерянной страны Гипербореи, память о которой живет в нас на каком-то глубинном подсознательном уровне, и о которой мне напомнили лебеди на наскальных рисунках Карелии.

Лариса Кузнецова,
член союза переводчиков России


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.