Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Как кошки заселяли Россию. Откуда пришла к нам кошка

29.10.2017
Результаты новейших генетических исследований, проведенных учеными ряда стран, позволяют по-новому взглянуть на хорошо известные данные о распространении домашней кошки по территории современной России.

Колыбель цивилизации – «колыбель для кошки» (Еще раз о концепции)

Сведения, полученные во время археологических раскопок последних лет, свидетельствуют о том, что одомашнивание кошки произошло примерно 9-10.000 лет назад на Ближнем Востоке в районе «Плодородного полумесяца» (территория, простирающаяся от современной Турции до Северной Африки и от современного Ирана до Ирака) при переходе человека к оседлому образу жизни и с зарождением земледелия, когда стали появляться небольшие поселения и первые города.

Выводы археологов были подтверждены новейшими генетическими исследованиями, опубликованными в 2007 г. . Результаты генетических исследований, завершенных к марту 2008 г., подтвердили ранее полученные данные о том, что все ныне живущие домашние кошки являются потомками одомашненной ближневосточной дикой кошки (Felis silvestris lybica), и никакие другие подвиды Felis silvestris не вносили свой вклад в формирование домашней кошки Felis silvestris catus как подвида .


Исследователи пришли к выводу, что распространение кошек из древнейшего центра доместикации шло вдоль торговых путей между древнейшими цивилизациями . В результате этих исследований ученые обнаружили интересные взаимосвязи между отдельными породами и популяциями кошек, по которым можно проследить человеческую историю . На основании того, что «у кошек из Турции гены имели наибольшее разнообразие среди всех остальных кошек», ученые заключили, что «кошки из Турции были одомашнены ранее всех» , особо подчеркивая территорию Анатолии.

Генетические исследования были продолжены, и в июне 2009 г. были опубликованы новые результаты . По мнению исследователей, «с течением времени дикие кошки, которые терпимее относились к окружению, в котором доминировал человек, начали распространяться по поселениям на территории всего Плодородного полумесяца.

Отбор в этой новой нише шел главным образом по признаку прирученности, однако борьба за существование между кошками продолжала воздействовать на их эволюцию и ограничивала их покладистость» во взаимоотношениях с людьми.... Решающую роль в одомашнивании ближневосточной дикой кошки (F. s. lybica) сыграло то, что «люди возможно даже поощряли слоняющихся поблизости кошек, когда заметили, как те уничтожают мышей и змей».

Не менее значимым оказался и внешний вид этого подвида: «большие глаза, усеченная форма мордочки и высокий, круглый лоб» – черты, которые, как известно, вызывают в человеке стремление приласкать существо с такими чертами и окружить его нежной заботой . Вероятно, движимые этими чувствами, «некоторые люди приносили домой котят, просто потому, что они считали их очаровательными, приручали тех, предоставляя кошкам место у домашнего очага» .

Думаю, тем не менее, многих интересует вопрос о том, почему ближневосточная дикая кошка (F. s. lybica) стала единственным подвидом дикой кошки, который был одомашнен человеком. Исследователи объясняют это тем, что ближневосточная дикая кошка (F. s. lybica) имела преимущество перед другими подвидами мелких диких кошек в том, что первой оказалась по соседству с первыми поселениями людей.

По мере распространения земледелия из Плодородного полумесяца, ближневосточная дикая кошка (F. s. lybica), заполняла одну и ту же определенную нишу в каждом регионе своего проникновения, тем самым закрывая дверь в жилище человека для популяций местных диких кошек . Статуэтка из слоновой кости, обнаруженная в Израиле, возраст которой составляет около 3.700 лет, подтверждает то, что присутствие домашних кошек в домах и поселениях Плодородного полумесяца было обычным явлением до того, как их привезли в Египет .

В связи с тем, что на сегодняшний день не существует иных исследований, проливающих свет на происхождение домашней кошки или опровергающих вышеупомянутые выводы, при рассмотрении данных по распространению кошки по территории России, я буду основываться на концепцию ближневосточного происхождения домашней кошки. Главное достоинство данной концепции в основном выводе, который следует из результатов вышеупомянутых исследований: домашняя кошка (Felis silvestris catus), как и любое другое домашнее животное, не может существовать раздельно от человека, который с самого начала зарождения цивилизации, мигрируя по планете, повсюду брал ее с собой, как верную помощницу, любимицу семьи и хранительницу домашнего очага.

Короткошерстные кошки

Путь длиною в десять тысяч лет
С развитием земледелия и появлением излишков пищи население древнейших городов начало резко увеличиваться, что привело к необходимости колонизации новых территорий. В IX-VII тыс. до н. э. резко возросло расселение протоиндоевропейцев из района «Плодородного полумесяца», которое происходило на небольших судах вдоль берегов рек, озер и морей.

При этом было установлено, что уже тогда вместе с людьми на морских судах плавали кошки, охраняя суда и съестные запасы от грызунов. Об этом свидетельствовало обнаружение останков кошек на острове Кипр, куда кошки могли прибыть только на кораблях вместе с людьми, а, следовательно, уже были одомашненными.

Колонизация новых земель была постоянным процессом, растянувшимся на тысячелетия и обусловленным как приростом населения, так и развитием земледелия. По свидетельству академика Б. А. Рыбакова, «с середины V тысячелетия до н. э. наблюдается расселение индоевропейских земледельцев в северном направлении». Это расселение некоторыми авторами так и называется – «земледельческое расселение». К 3000-2500 г. г. до н. э. север Европы был заселен индоевропейскими племенами почти полностью, и потребность в освоении новых пахотных земель продвинула индоевропейских колонизаторов далее на восток.

Предполагаю, что появление кошки на территории современной России связано с появлением здесь в глубокой древности славянских племен. Как пишут авторы «Истории России»: «Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев: от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыс. до н. э.» (А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, «История России», 2008 г.). Первые упоминания о славянах встречаются в письменных источниках в середине VI в. н. э., когда славянские племена расселялись по Восточноевропейской равнине.

«В эпоху Великого переселения народов (III—VI в.в. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство» (А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, «История России», 2008 г.), что определяло их образ жизни и условия существования. В VI-VIII в.в. в северной полосе Восточной Европы у славян преобладали недолговременные селения, обусловленные ведением подсечного земледелия.

Бурное развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к появлению в конце VIII в. небольших деревень, а в IX в., как сообщают древнерусские летописи, на Северной Руси начали появляться древнейшие города: Изборск, Ладога, Новгород, Полоцк и Смоленск, которые, в первую очередь, были местом поселения купцов и ремесленников, а также выполняли оборонительные функции.. Этот процесс продолжился в X-XI в.в. с появлением таких городов, как Псков, Витебск, Голотическ, Друтеск, Логожеск, Ршу и Юрьев.

кошки на золотой чаше ' Итак, распространение кошки по Восточноевропейской равнине шло одновременно c распространением восточнославянских племен. Согласно данным, представленным В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (ежегодник «На суше и на море», 1987 г.), во время археологических раскопок в античных городах Северного Причерноморья – Пантикапее, Танаисе, Фанагории и других, были обнаружены останки кошек, которые относятся к I в. до н. э.- I в. н. э..

В. Карпов пишет, что эти кошки были обитательницами больших и богатых городов Римской империи. «В сельских поселениях следов кошачьего обитания археологами не обнаружено. Исключение составляет только находка в скифском поселении, которое именуют Каменским городищем, но это была столица степных скифов на левом берегу Днепра, напротив современного Никополя. В скифском же Неаполе , столице крымских скифов, останков кошек не нашли».

Далее автор пишет: «Это свидетельствует о том, что древние греки, торгуя со скифами золотыми украшениями, утварью и всякой живностью, в то же время берегли редчайших домашних кошек для себя». Однако, в свете новых данных о доместикации кошки, это объясняется, скорее всего, тем, что кошки не были нужны ирано-язычным скифам-кочевникам, а так называемые скифы-пахари, которые, по мнению некоторых исследователей, представляли собой конгломерат из славянских и скифских племен, занимаясь подсечным земледелием, когда постоянно приходилось переходить на новые пахотные земли, еще не вели по-настоящему оседлый образ жизни.

Но продолжим цитировать автора «Трактата не только о кошке»: «Продвижение домашней кошки от берегов Черного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трех поселениях.

Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь  попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье, а к XIII веку распространяется по всей Руси, о чем опять свидетельствуют находки археологов. В Ярославском Поволжье археологи вскрыли более 600 погребальных курганов, и в 200 были останки жертвенных животных,... но кошек нашли только в двух курганах, где были погребены женщины».

кошки на золотой чаше Из вышесказанного можно заключить, что в VI-IX веках с появлением у восточных славян первых городских поселений в них начинают появляться кошки, которых в каких-то определенных случаях хоронили вместе с их хозяйками, при этом кошки не являлись ни жертвенными животными, ни съестными припасами для пиршества их хозяек в потустороннем мире.

Здесь напомню содержание интервью Жана Дэниса Винье (Jean Denis Vigne), вице-президента Научного Совета Национального музея истории в Париже, опубликованном в апреле 2004 г. в американском журнале «Сайнс» (“Sience”), который сообщил, что в неолитическом поселении около деревни Шиллоурокамбос (Shillourokambos) (9-7 тыс. до н. э.) было обнаружено захоронение, датируемое 7 тыс. до н. э., с двумя скелетами: человека и кошки.

Пол человека установить не удалось из-за поврежденности скелета, но, судя по убранству и количеству найденных предметов, этот человек играл заметную роль в своем окружении. Захоронение кошки было расположено симметрично первому. Кошка была умерщвлена, чтобы, по-видимому, быть захороненной вместе со своим возможным владельцем или владелицей. Головы обоих скелетов были направлены в сторону запада, что явно свидетельствует о том, что кошки имели определенное, скорее всего, ритуальное значение в жизни древнейших жителей Кипра.

В связи с вышесказанным, попробуем провести несколько параллелей с историей восточных славян. На основании археологических данных российские историки определили, что восточные славяне или, скорее всего, их предки – праславяне, относились к кошкам как к тотемным и, возможно, культовым животным, а изображения кошек и других кошачьих служили им в качестве оберегов.

Рассматривая отличия культурно-религиозных традиций земледельческой эпохи от предыдущих, и то, что связывает их и «продолжает тысячелетние традиции охотничьего общества», вот что пишет академик РАН Борис Александрович Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древних славян»: «Интересным разделом зооморфной пластики являются крышки больших сосудов. Очень часто они оформлялись в виде голов или даже целых фигур животных.

Известны головы медведей, кошки или рыси, оленя, козла, фигуры собаки и барса. Предпочтение, которое отдается хищникам, понятно: крышка должна уберечь положенные в сосуд припасы от всех возможных похитителей. Кошка убережет от мышей, а медведь предостережет и людей, покушающихся на содержимое хранилища. Самый простой магический расчет сквозит в этих наивных мерах по охране семейных ценностей земледельца».

Расселяясь по Восточной Европе, славяне продвигались преимущественно вдоль больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными артериями для лесных и лесостепных областей. Как пишет профессор К. В. Базилевич: «Византийские писатели VII в. упоминают о славянских лодках-однодеревках, в сооружении которых славяне считались большими мастерами. О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот факт, что ант  Доброгаст был приглашен Византией командовать черноморской флотилией. …

Греческие источники говорят о большом походе славян на Константинополь в 626 г., а новейшие исследования показывают, что этот поход был совершен именно восточными славянами». В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из Дона в Волгу и обратно.

Размер самых крупных судов – ладей, позволял размещать на них более 40 человек. Поэтому, думаю, не следует исключать возможность присутствия кошек не только на небольших судах, на которых перевозили людей и хозяйственный скарб при переселении на новые земли, удобные для занятия пахотным земледелием, но и на боевых ладьях восточных славян.

Такое предположение подтверждает, догадку о том, что кошки, которые не приемлют кочевой образ жизни, перемещались вместе с хозяевами на кораблях, воспринимая последние в качестве жилища, а в условиях замкнутого пространства небольших по размеру кораблей процессы одомашнивания происходили быстрее. Также добавлю, что в захоронениях восточных славян той далекой эпохи было характерно ориентировать расположение скелета головой на запад.

Несмотря на колоссальный промежуток во времени, разделяющий захоронение на Кипре и захоронения на берегу Волги, между ними явно прослеживается, если не сходство, то преемственность протоиндоевропейской традиции, и, вероятнее всего, в обнаруженном на Кипре захоронении IX-VII тыс. до н. э. скелет принадлежал женщине, как это было в случае с двумя упомянутыми курганами X века н. э., обнаруженными в Ярославском Поволжье.

У лукоморья дуб зеленый...
Считается, что в X–XIII веках на Руси кошка продолжала оставаться редким «зверем». Вместе с тем обширный пласт в русском фольклоре составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами. До введения христианства на Руси славяне почитали языческих богов. Всемогущим богом подземного царства был Велес – покровитель скота, богатства и всех животных.

Спутником Велеса был Кот, которого звали «Баюн» (иначе Бай или Баюнок), и с ним было связано немало обычаев и обрядов. После введения христианства на Руси языческие верования и обряды оказались под запретом. Но благодаря устному фольклору до наших дней дошло имя Кота-Баюна.

Немало сказок и поверий, связанных с котами и кошками, в которых сохранились отголоски языческих мифов, записал русский исследователь народного творчества, историк литературы и фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871): «Народные  русские сказки знают баснословного кота-баюна, которому точно так же придается эпитет морского, как и другим олицетворениям дождевых туч, и которого предания ставят в близкую связь с чудесною мельницею – эмблемою громового грохота. Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нем висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн: идет вниз – песни поет, подымается вверх – сказки сказывает....

Голос кота-баюна раздается на несколько верст; сила его громадная: своих врагов он поражает насмерть или своими песнями напускает на них неодолимый сон.... Кто убьет кота, тому, по мнению крестьян, семь лет ни в чем не будет удачи ». Даже добрый дух-защитник домашнего очага – домовой, оборачивался котом, когда хотел предупредить хозяев об опасности и отвести беду.

До сих пор в нашей повседневной речи мы часто повторяем имя Кота-Баюна, так как от него образованы многие слова современного русского языка: «байка» – сказка, «краснобай» – болтун, «прибаутка» – шутка, «баюкать» – укачивать ребенка под колыбельную песню. Все это, на мой взгляд, является косвенным доказательством того, что кошки не только были хорошо известны в Древней Руси, но и были широко распространены.

Самое раннее письменное упоминание о кошке относится к 1230 году, когда в новгородских летописях рассказывается о голоде, при котором ели мертвечину, конину, псину и кошатину. Большой интерес представляют находки, сделанные в Старой Рязани, где во время археологических раскопок в слое, относящемся к периоду завоевания Рязани Батыем в 1237 г., были найдены останки 7 кошек, а в жилище мастера-костореза костяная пластина для переплета рукописной книги, вырезанная в форме стилизованного изображения кошки.


Следующая интересная находка была сделана при раскопках исторического слоя времен сильного пожара, который случился во время взятия Киева в 1240 г. татаро-монголами под предводительством Батыя (иначе Бату-хана), когда были обнаружены останки девочки с ключом на пороге амбара с запертой внутри кошкой. Можно представить себе этот красноречивый эпизод большой трагедии, когда ребенок бросился спасать свою любимицу – кошку, но упала горящая балка, придавила девочку и они обе погибли в пламени пожара.

Заринэ Лоренцовна Арушанян

Читать часть 2. Как кошки заселяли Россию. Европейская короткошерстая или кельтская?

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Разместить объявление


При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru