Разместить объявление



И создал Бог кошку - доместикация подвида Felis silvestris catus - 2

18.02.2008

Доместикация подвида Felis silvestris catus - 2

читать предыдущую часть

Получив в наследство от ближневосточной дикой кошки Felis silvestris lybica навыки непревзойденного охотника на грызунов, благодаря которым она в этом качестве стала необходимой человеку на протяжении всей истории вплоть до наших дней, домашняя кошка Felis silvestris catus на определенном этапе стала играть совершенно неожиданную для нее новую роль.

Найденные при раскопках в древнейших поселениях и городах нашей планеты Чатал-Хойуке (южная Анатолия), Хаджиларе (юго-западная Анатолия) и других, расположенных на территории современной Турции, каменные и глиняные женские скульптурные изображения с леопардами, гепардами или львицами, датируемые 8-7 тысячелетиями до н. э., свидетельствуют о том, что кошачьи в то время имели еще и культовое назначение.

Поэтому возьму на себя смелость предположить, что первыми центрами, в которых стала осуществляться селекция домашних кошек, стали храмы, посвященные древним богиням плодородия, при которых находились и зернохранилища. В храмы, видимо, отбирали животных из числа местных кошек мутационных окрасов, а также, возможно, и по длине и качеству шерсти.

Скажем, редких в то время на ранних этапах доместикации пегих или полностью белых длинношерстных кошек. Конечно, пока это не подтверждено научными данными. Вместе с тем сохранились сведения о других домашних животных, отбираемых за редкий окрас. Если мы обратимся к армянской древнейшей истории, события которой происходили в том же регионе, то в сохранившихся источниках можно найти сведения о том, что древнеармянской языческой богине красоты, материнства и плодородия Анахит в дар преподносились только быки белой масти, которым золотили рога.

Этих белых быков специально собирали в стада, пасущиеся на землях вокруг храмов, посвященных этой богине . Существуют предположения, что в Армении в эпоху язычества существовали культы, в которых почитались кошки .

В 301 г. н. э. на территории всего Армянского нагорья доминирующее положение заняло христианство. С этого времени здесь искоренялось все, что имело отношение к язычеству. В связи с этим разведением языческих культовых животных здесь больше никто не занимался. Исходя из того, что животные белого и пегого окраса сохранились до наших дней, и частотность распространения тех же пегих кошек в этом регионе до сих пор высока, предположение о том, что селекция могла проводиться именно в языческих храмах, не кажется безосновательным.

Процесс доместикации кошки продолжился в Древнем Египте в 4-3 тыс. до н. э., где коты, особенно рыжие, почитались в храмах бога солнца Ра, а кошки - в храмах богини плодородия Бастет, где им поклонялись как персонификации этих двух наиболее могущественных богов древнеегипетского пантеона. Эта новая роль, которая досталась кошке, диктовала свои жесткие условия и требования, к которым кошке пришлось приспосабливаться.

Львята и детеныши леопардов и гепардов вырастали и, сбегая, возвращались в свою естественную среду, либо же их привязывали на цепь или запирали в клетках, так как, повзрослев, они представляли опасность для человека. Но даже тем из них, которые выросли рядом с человеком и стали ручными, как котята той же ближневосточной дикой кошки, все еще было далеко в способности терпеть выходки человеческих детенышей, агрессивность мужей и непредсказуемость жен до наших любимых Мурок и Барсиков, а тем более до титулованных кошачьих особ с родословными, насчитывающими десять и более поколений предков, которые по вечерам сворачиваются у нас на коленях, мурлыкая о своей безграничной любви.

Как же должна была измениться кошка и чем отличаться от диких представителей семейства кошачьих, чтобы человек мог не только приблизить ее к себе, но и позволить жить в своем доме? Прежде чем рассмотреть, какие изменения произошли с кошками в процессе одомашнивания, рассмотрим, как и почему изменяются животные, которых выбрал человек, чтобы приспособить к своим нуждам.

Ученые обратили внимание на то, что все домашние животные имеют ряд характеристик, отличающих их от их диких собратьев. В 1920-1922 гг. выдающимся советским ученым Н. И. Вавиловым был сформулирован закон гомологических рядов, который устанавливает параллелизм в изменчивости родственных групп растений и животных: "Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов".

Позже было доказано, что в основе этого явления лежит гомология генов (их одинаковое молекулярное строение) и гомология (сходство) в порядке их расположения в хромосомах у родственных видов. Поэтому, руководствуясь законом гомологических рядов, можно рассмотреть и систематизировать основные изменения, которые происходили с различными одомашниваемыми животными при доместикации, и сравнить их с теми, которые происходили с кошками.

Следует отметить, что знание этого закона важно и для заводчиков кошек, так как он применим и в племенной работе. "Закон гомологических рядов показывает исследователю-селекционеру, что следует искать. Он намечает правильности в нахождении звеньев, расширяет кругозор, вскрывает огромную амплитуду видовой изменчивости" .

Закон гомологических рядов получил блестящее практическое применение в конце 1950-х - начале 1960-х г., когда академик АН СССР, выдающийся генетик Д. К. Беляев (1917 - 1975) начал уникальный эксперимент по одомашниванию пушных зверей: лисиц, песцов и норок. Д. К. Беляев пришел к выводу, что в процессе одомашнивания и селекции домашних животных человеком осуществляется вид отбора, который он определил как дестабилизирующий, направленный на сохранение мутаций, приводящих к широкому разнообразию какого-либо признака.

В природе происходит стабилизирующий естественный отбор (открытый советским ученым начала ХХ в. И. И. Шмальгаузеном), осуществляемый, когда новые мутации и модификации исключаются, потому что нарушают приспособленность к окружающей среде, сложившуюся в ходе предшествовавшей эволюции . Как пишет российский генетик О.В. Трапезов: "На модельных объектах клеточного пушного звероводства был предложен оригинальный подход, позволяющий ускорить темпы одомашнивания, соизмерив их с продолжительностью человеческой жизни, и благодаря этому увидеть исходные моменты в доместикационных преобразованиях диких животных.

Эволюционно-генетической школой Д. К. Беляева показано, что стрессовые воздействия могут ускорять темп как доместикационных, так и эволюционных преобразований путем повышения изменчивости в популяциях".

Учение Д. К. Беляева о дестабилизирующем отборе развивается в наши дни его учениками и последователями. В настоящее время в Новосибирском Университете создано уникальное поголовье ручных лисиц и норок. Особенно хотелось бы отметить труды профессора Л. Н. Трут, научные статьи (по доместикации лисиц и других пушных зверей, а также собак) которой, на наш взгляд, представляют интерес не только для исследователей.

Так, Л. Н. Трут пишет: "У всех без исключения животных, вовлеченных в сферу доместикации, в одном и том же направлении эволюционируют поведение, такие физиологические функции, как репродуктивная и гипофизарно-надпочечниковая и, как свидетельствует археологический и культурно-исторический материал, общие размеры тела и его пропорции" .

Заринэ Лоренцовна Арушанян

читать следующую часть


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.