Читать часть 1. И создал Бог кошку, или что такое доместикация Felis silvestris
Статуэтка “Великая мать”
из неолитического городища
около современного Чатал-Хойука
Получив в наследство от ближневосточной дикой кошки Felis silvestris lybica навыки непревзойденного охотника на грызунов, благодаря которым она и стала необходимой человеку, домашняя кошка Felis silvestris catus на определенном этапе стала играть совершенно неожиданную для нее новую роль.
Найденные при раскопках в древнейших поселениях и городах нашей планеты Чатал-Хойуке (южная Анатолия), Хаджиларе (юго-западная Анатолия) и других, расположенных на территории современной Турции, каменные и глиняные женские скульптурные изображения с леопардами, гепардами или львицами, датируемые 8-7 тысячелетиями до н. э., свидетельствуют о том, что кошачьи в то время имели еще и культовое назначение.
Поэтому возьму на себя смелость предположить, что первыми центрами, в которых стала осуществляться селекция домашних кошек, стали храмы, посвященные древним богиням плодородия, при которых находились и зернохранилища. В храмы, видимо, отбирали животных из числа местных кошек мутационных окрасов, а также, возможно, и по длине и качеству шерсти.
Скажем, редких в то время на ранних этапах доместикации пегих или полностью белых длинношерстных кошек. Конечно, пока это не подтверждено научными данными. Вместе с тем сохранились сведения о других домашних животных, отбираемых за редкий окрас. Если мы обратимся к армянской древнейшей истории, события которой происходили в том же регионе, то в сохранившихся источниках можно найти сведения о том, что древнеармянской языческой богине красоты, материнства и плодородия Анахит в дар преподносились только быки белой масти, которым золотили рога.
Бастет — древнеегипетская богиня радости,
веселья и любви, женской красоты,
плодородия, домашнего очага и кошек
Этих белых быков специально собирали в стада, пасущиеся на землях вокруг храмов, посвященных этой богине . Существуют предположения, что в Армении в эпоху язычества существовали культы, в которых почитались кошки .
В 301 г. н. э. на территории всего Армянского нагорья доминирующее положение заняло христианство. С этого времени здесь искоренялось все, что имело отношение к язычеству. В связи с этим разведением языческих культовых животных здесь больше никто не занимался. Исходя из того, что животные белого и пегого окраса сохранились до наших дней, и частотность распространения тех же пегих кошек в этом регионе до сих пор высока, предположение о том, что селекция могла проводиться именно в языческих храмах, не кажется безосновательным.
Процесс доместикации кошки продолжился в Древнем Египте в 4-3 тыс. до н. э., где коты, особенно рыжие, почитались в храмах бога солнца Ра, а кошки - в храмах богини плодородия Бастет, где им поклонялись как персонификации этих двух наиболее могущественных богов древнеегипетского пантеона. Эта новая роль, которая досталась кошке, диктовала свои жесткие условия и требования, к которым кошке пришлось приспосабливаться.
Львята и детеныши леопардов и гепардов вырастали и, сбегая, возвращались в свою естественную среду, либо же их привязывали на цепь или запирали в клетках, так как, повзрослев, они представляли опасность для человека. Но даже тем из них, которые выросли рядом с человеком и стали ручными, как котята той же ближневосточной дикой кошки, все еще было далеко в способности терпеть выходки человеческих детенышей, агрессивность мужей и непредсказуемость жен до наших любимых Мурок и Барсиков, а тем более до титулованных кошачьих особ с родословными, насчитывающими десять и более поколений предков, которые по вечерам сворачиваются у нас на коленях, мурлыкая о своей безграничной любви.
Николай Иванович Вавилов
Как же должна была измениться кошка и чем отличаться от диких представителей семейства кошачьих, чтобы человек мог не только приблизить ее к себе, но и позволить жить в своем доме? Прежде чем рассмотреть, какие изменения произошли с кошками в процессе одомашнивания, рассмотрим, как и почему изменяются животные, которых выбрал человек, чтобы приспособить к своим нуждам.
Ученые обратили внимание на то, что все домашние животные имеют ряд характеристик, отличающих их от их диких собратьев. В 1920-1922 гг. выдающимся советским ученым Н. И. Вавиловым был сформулирован закон гомологических рядов, который устанавливает параллелизм в изменчивости родственных групп растений и животных: "Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов".
Позже было доказано, что в основе этого явления лежит гомология генов (их одинаковое молекулярное строение) и гомология (сходство) в порядке их расположения в хромосомах у родственных видов. Поэтому, руководствуясь законом гомологических рядов, можно рассмотреть и систематизировать основные изменения, которые происходили с различными одомашниваемыми животными при доместикации, и сравнить их с теми, которые происходили с кошками.
Следует отметить, что знание этого закона важно и для заводчиков кошек, так как он применим и в племенной работе. "Закон гомологических рядов показывает исследователю-селекционеру, что следует искать. Он намечает правильности в нахождении звеньев, расширяет кругозор, вскрывает огромную амплитуду видовой изменчивости" .
Академик Дмитрий Константинович Беляев
Закон гомологических рядов получил блестящее практическое применение в конце 1950-х - начале 1960-х г., когда академик АН СССР, выдающийся генетик Д. К. Беляев (1917 - 1975) начал уникальный эксперимент по одомашниванию пушных зверей: лисиц, песцов и норок. Д. К. Беляев пришел к выводу, что в процессе одомашнивания и селекции домашних животных человеком осуществляется вид отбора, который он определил как дестабилизирующий, направленный на сохранение мутаций, приводящих к широкому разнообразию какого-либо признака.
В природе происходит стабилизирующий естественный отбор (открытый советским ученым начала ХХ в. И. И. Шмальгаузеном), осуществляемый, когда новые мутации и модификации исключаются, потому что нарушают приспособленность к окружающей среде, сложившуюся в ходе предшествовавшей эволюции . Как пишет российский генетик О.В. Трапезов: "На модельных объектах клеточного пушного звероводства был предложен оригинальный подход, позволяющий ускорить темпы одомашнивания, соизмерив их с продолжительностью человеческой жизни, и благодаря этому увидеть исходные моменты в доместикационных преобразованиях диких животных.
Эволюционно-генетической школой Д. К. Беляева показано, что стрессовые воздействия могут ускорять темп как доместикационных, так и эволюционных преобразований путем повышения изменчивости в популяциях".
Учение Д. К. Беляева о дестабилизирующем отборе развивается в наши дни его учениками и последователями. В настоящее время в Новосибирском Университете создано уникальное поголовье ручных лисиц и норок. Особенно хотелось бы отметить труды профессора Л. Н. Трут, научные статьи (по доместикации лисиц и других пушных зверей, а также собак) которой, на наш взгляд, представляют интерес не только для исследователей.
Так, Л. Н. Трут пишет: "У всех без исключения животных, вовлеченных в сферу доместикации, в одном и том же направлении эволюционируют поведение, такие физиологические функции, как репродуктивная и гипофизарно-надпочечниковая и, как свидетельствует археологический и культурно-исторический материал, общие размеры тела и его пропорции" .
Читать следующую часть. И создал Бог кошку, признаки доместикации кошки
Заринэ Лоренцовна Арушанян