"Серия 44" - ошейники от паразитов для собак и кошек

Кошки наших далеких предков - 1

04.09.2003

Если совпадений больше двух - значит, это уже не совпадения. (Из правил ГРУ)

Воссоздавая историю кошек, всегда сначала надо обращаться к истории ее компаньона - человека, поскольку кошка - существо синантропное и всегда проживала там, где люди вели оседлый образ жизни. Если кошка и мигрировала, то только вместе с человеком. С социальной точки зрения, кошку следует рассматривать как элемент стабильности общества, символ семейства, уюта и устойчивости быта. В некоторых странах кошки - это элемент национальной культуры, и сохранение их приравнено к сохранению памятников истории и архитектуры, т. к. они являются живой памятью о прошлом.

В России кошка с давних пор является элементом русского фольклора, действующим лицом народных сказок, в которых она (как, впрочем, и другие звери и птицы) выступает как мудрый помощник и советчик. Существуют и различные приметы о перемене погоды, основанные на наблюдениях за поведением кошек.

Россия - своеобразная страна, в которой до наших дней христианство уживается с элементами язычества. Кошка, считается, в отличие от собак, "чистым существом", и ей разрешено входить в храмы. С другой стороны, сохранились многочисленные поверья, связанные с мистическими силами кошек. Мифологии разных народов отмечают - именно в кошку перевоплощались колдуньи, склонные к оборотничеству. Как тут не вспомнить кота, верного спутника Бабы Яги (да и сама бабушка, нет-нет, да и оборачивалась кошкой, дабы незаметно посетить ближайшие деревни). Кроме того, кошка символизировала некоторую любовную неразборчивость. Как отмечал исследователь славянской мифологии А. П. Кайсаров (1782-1813), еще в начале XVIII в. в книге "Религия Московитов", изданной в Германии, печатались изображения кошек, собак, петухов, которые выдавались за древних русских богов. Т.е. в XVII в. кошка была достаточно известным, распространенным домашним животным.

На европейской территории бывшего СССР самые древние археологические находки останков домашней кошки, датируемые рубежом старой и новой эры, обнаружены на месте античных городов Северного Причерноморья и Приазовья. Интересно, что на месте сельских поселений древних греков никаких следов кошек не найдено. У древних славян кошка была очень редким домашним животным. Например, при раскопках поселения Журовка (Украина), датированных II-V вв. н.э., были обнаружены останки 40 собак и только одной кошки. При раскопках 600 курганов X-XI вв. близ Ярославля в 200 из них были найдены останки жертвенных животных и только в двух из них (оба женские), обнаружены кости кошек. Тогда они жили в домах только у состоятельных людей.

В своде законов XIV в., который историки называют "Правосудье митрополичье", указана сумма штрафов за кражу животных. Кошка оценивалась так же, как и незаменимый в крестьянском хозяйстве вол или 3 лошади, или 60 баранов. Чтобы собрать  указанную  в документе сумму - 3 гривны,  надо было трудиться несколько месяцев на очень высокооплачиваемой работе. В более раннем своде законов XI в. - "Русская правда" - приводится тот же перечень, и указываются те же суммы, но кошка в нем вообще не упомянута. Истолковать это можно только одним - в XI в. кошка встречалась очень-очень редко.

Что интересно, кошки - во всяком случае, до начала распространения христианства среди славян - встречались преимущественно в городах, расположенных на торговых путях. Например, археологи относят самые ранние находки останков кошек в Прибалтике к V-VIII вв., а в Гродно, расположенном всего в 300 км от побережья Балтийского моря, но скрытом дремучими лесами, домашняя кошка не была известна до XIII в.. Первые кошки появились в лесных землях восточных славян в VI-VII вв. - на это указывают результаты раскопок близ Ярославля и в Пскове. VII-IX вв. датируются останки кошек, найденные в Старой Ладоге и на Среднем Поволжье. В раскопках Х-XIIвв. Новгорода, Старой Рязани, Москвы, Подмосковья, Киева также найдены кости кошек. В воротах древнерусских храмов (например, во Владимире, XII в.) можно увидеть отверстия, проделанные специально для кошек.

Крещение Руси в XI-XII вв. многое изменило в культуре древнерусского города, однако христианство долго не проникало в деревню (особенно северную), которую еще длительное время можно было считать языческой. При раскопках на пространствах между Псковом и Новгородом, на берегах Западной Двины, в районе Смоленска, в междуречье Днепра и Сейма (всего примерно в 60 пунктах), были обнаружены многочисленные украшения. Среди них - амулеты с символами благополучия, связанными со славянской языческой символикой: солнцем, деревьями, цветами и др., датируемые X - началом XIII вв.. Эти образы народных верований создавали у людей уверенность в собственных силах и утверждали ценность жизни.

Особую группу среди этих украшений создавали т.н. зооморфные привески: лошади (преимущественно их головы), птицы, реже собаки и рыбы; встречались и стилизованные изображения челюстей хищников. Изредка попадались изображения, которые некоторые исследователи называли "коньками", считая их изображениями лошадей. Определяя животное, послужившее исходной фигурой для амулетов, академик Б. А. Рыбаков отмечал, что "коньки" - это не кони, т. к. у изображений высоко поставленные заостренные уши и толстый задранный кверху хвост; манера изображения морды не лошадиная: выпуклый лоб и пасть, доходящая почти до ушей (у лошадей рот занимает меньшую часть морды). Главным аргументом против признания "коньков" изображением коней Б. А. Рыбаков считал лапы: по форме передних ног животное можно отнести только к кошачьим или псовым. Цитирую: "Длина лап и загнутый непушистый хвост говорят против псовых (волка, собаки). Наиболее отвечает признакам нашего животного - рысь", т. к. у изображения довольно высокие лапы, торчащие вверх уши с кисточками на концах, толстый, загнутый вверх хвост и покрытая большими круглыми пятнами шкура. "Обереги в виде рыси должны были считаться надежной охраной... Пребывание рыси на деревьях, прыжки сверху вниз могли содействовать сближению ее с небесными символами" (там же).

Рассматривая фотографии этих оберегов и отдавая себе отчет, что изображения стилизованы и потому сложно говорить об особенностях морфологического строения корпуса, я отмечал для себя следующее:
Поскольку у рыси короткий хвост, пропорции его к длине тела должны быть примерно 1:4, а у животных, изображенных на оберегах, хвост был значительно длиннее. Шеи фигурок довольно длинные (у рысей должны быть покороче), головы в профиль несколько вытянуты. Ноги фигурок немного согнуты: выделяются скакательные суставы.

Фигурки, в целом, имеют прямоугольный формат (т.е. чуть растянуты), в то время как в идеале (так считают зоологи) габариты рыси должны быть квадратными. Однако все рыси, которых мне доводилось видеть живьем или на фото, были чуть растянуты. У северных рысей, в силу ряда причин, окраска довольно однотонная и тусклая, пятнистость выражена слабо. Яркая, с резко выделяющейся пятнистостью окраска встречается у рысей  обитающих на юге Европы. В то же время, фигурки, на мой взгляд, не являлись изображением дикой лесной кошки (европейской), т. к. у последней слабо вытянута голова, ноги довольно короткие, хотя хвост намного длиннее, чем у рыси.

Что это не рысь, мне говорило следующее.
а) Обереги изображали только животных: или домашних, или проживающих рядом с человеком. Все эти существа фигурировали в русском фольклоре. Если при изготовлении амулетов руководствоваться этими принципами, то рысь никоим образом не должна была попадать в эту компанию, т. к. рысь – это дикий зверь, проживающий в темных хвойных лесах с густым подлеском. Особенно хорошо для нее, если рельеф при этом расчленен (подобные места мало посещаемы людьми и находятся, как правило, на большом удалении от поселений). Мелколесья рысь избегает и к местам обитания людей, как правило,не приближается.

б) Рысь практически не фигурирует в русском фольклоре (в отличие от медведя, волка, лисы, любящих добывать себе пропитание около человеческих поселений). Кстати, это же отмечал и Б. А. Рыбаков: "К сожалению, в восточнославянском сказочном фонде не отразился этот лютый зверь". Если уж говорить о рыси как фигуранте мифологии, то она более характерна для скандинавских стран (мне приходилось держать в руках книгу о рыси, изданную в Норвегии). Абрис рыси несколько напоминал мне (конечно, если не смотреть на хвост) норвежских лесных кошек. Действительно, у них так же, как и у рыси, длинные ноги, причем задние несколько длиннее передних; небольшая, в пропорции к телу, голова, кисточки на ушах, грива и т. д.

Как и рысь, норвежские лесные кошки значительную часть своего времени проводят на деревьях (в естественных для себя условиях, конечно) и любят находиться около воды. При этом норвежская лесная - это домашняя кошка! Более того, места находок зооморфных амулетов приурочены к древним торговым путям, по которым двигались викинги с севера в страны Малой Азии и Прикаспия. В свое время мне приходилось видеть норвежских кошек рождения конца 80-х гг. финского происхождения (т.е. когда в этой стране еще был открыт класс новичков). Строение их голов отличалось от существующего сегодня типа и, кстати, чуть напоминало рысьи. Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что внешность кошек, живших у викингов, могла значительно отличаться от требований действующего стандарта FIFe, но, тем не менее, элементы сходства, о которых я говорил выше, были налицо.

И. Михайлов

Читать Дела давно минувших дней. Часть 2


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Разместить объявление


При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru