Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Права владельцев животных

16.08.2011

Рассматривая правовое обеспечение сделок, объектами которых являются животные, юрист сталкивается с полным отсутствием в российском законодательстве каких-либо связанных с этим вопросом положений. Однако, в соответствии со статьей 137 Гражданского Кодекса РФ, к животным применяются общие правила об имуществе. Поэтому в собаководстве как в одной из самых обширных областей сделок с участием животных, собака как объект сделки приравнивается к частной собственности.

Когда человек приходит в клуб собаководов, желая купить щенка той или иной породы, прежде всего обсуждается то, какими породными характеристиками должна обладать будущая "покупка", следовательно, какова будет ее стоимость, оговариваются сроки, в течение которых клиенту будет предоставлен требуемый щенок. При этом между покупателем, заводчиком (владельцем матери щенка) и организацией может быть составлен обычный договор купли-продажи в устной либо письменной форме. Договор может быть составлен в свободной форме и включать в себя те аспекты, которые важны для договаривающихся сторон. Заключение подобного договора является актом доброй воли всех трех сторон. На практике же, часто этот договор вообще не заключается, следовательно, стороны не только не знают, как впоследствии защитить себя от нарушения устной договоренности, но и могут легко сами пренебречь ее условиями.

Итак, договор купли-продажи собаки является типовым и включает в себя как общие положения, обязанности и ответственность каждой из сторон, так и порядок отношений между владельцем, заводчиком и организацией. То, что эти отношения выделяются отдельным параграфом договора, обусловлено стремлением защитить свои права, ведь речь идет о деньгах. Однако, иногда не только о них. Существует практика, когда на продажу выставляются очень породистые и дорогие щенки, родословные которых в четырех поколениях содержат только международных чемпионов, золотых призеров. В таких случаях кинологические клубы, конечно, хотят, чтобы такие собаки не уходили из-под их опеки и продолжали поддерживать авторитет и славу организации. Ведь в действительности, человек, купивший собаку, по закону ничем, кроме платы за нее, не обязан клубу даже при достижении устной либо письменной договоренности. Соответствующих законов нет. В таких щекотливых ситуациях клубы вынуждены заключать с клиентами специальные договоры, в которых отношения сторон оговариваются отдельно. Например, это условия совладения животным или условия платежа. Такие договоры заверяются нотариусом и в случае несоблюдения условий могут служить основанием для иска в суд.

Существует и другая сторона медали. В руки юриста "Адвокатского бюро Нарышкиных" попал образец договора, составленного одним из клубов любителей собак. Оказалось, что руководство этого клуба не только рьяно отстаивает свои права, но и стремится огородить себя от исполнения своих обязанностей. Например, существует такое понятие, как "актировка" щенка (объекта продажи). Это процедура, в ходе которой комиссия исследует 45-дневного щенка на предмет недостатков. Считается, что все пороки проявляются у собаки уже к этому возрасту. Однако никто не может дать гарантии, что они не проявятся в полгода, в год, и собака не сможет уже получить высшую оценку на выставке. А покупатели породистых собак часто ставят перед собой именно эти цели. В этой ситуации, тем не менее, клуб снимает с себя всякую ответственность за "качество товара" после актировки и приобретения его клиентом. Но как же быть? Ведь иногда стоимость щенка превышает несколько тысяч долларов.

Какой из этого следует вывод? Подобные распространенные договоры, предлагаемые клубами будущим владельцам домашних любимцев, оказываются несостоятельны с точки зрения ГК, так как не могут полностью описать правовые отношения сторон с точки зрения защиты прав каждой из них. Более того, обманутый покупатель может обратиться в суд с иском о возврате уплаченной за щенка суммы и потребовать компенсацию за моральный ущерб.

Существует единственный выход из сложившейся ситуации: кинологические организации должны и обязаны во имя соблюдения своих интересов и интересов членов клубов составлять подобные договоры только при помощи квалифицированных юристов. Клиенты же этих организаций могут защитить себя от подделок, только если перестанут подписывать договор купли-продажи также без предварительного обсуждения его пунктов с юристом либо адвокатом.

Интересно то, что большое количество существующих договоров содержат условия содержания, использования животных, но не описание их самих, их особенностей, недостатков, что очень важно, если, например, животное отдается в аренду, либо для вязки. Вот ситуация: для вязки отдали породистую кошку такого-то возраста, и это было указано в договоре, а вернули хозяину уже другую кошку, но такого же возраста - права нарушены. Но как доказать, что эта не та кошка? Для этого следует, во избежание подобных ситуаций, указывать особые приметы, окрас животного и т.д. Другой пример: собаку, которая, в силу особенностей пищеварения, не может есть сырое мясо, отдали в аренду, а она заболела - если факт того, что собака не должна есть сырое мясо, не был указан в договоре, то никакой суд уже не сможет доказать, что арендатор животного не исполнил его условий и виноват в болезни либо смерти собаки.

Еще один аспект: повторюсь, но еще раз отмечу, что пункты, из которых состоит договор, а также само наличие договора - дело сугубо добровольное, поэтому никто никого не может заставить его подписывать; никаких особых правил составления, а также бланков и макетов договоров в нашей стране пока нет - не предусмотрено законом. Таким образом, адвокаты могут дать некоторые рекомендации: во-первых, составлять договоры очень аккуратно, лучше при помощи юриста, потому что этот важный документ, в случае возникновения проблем с животными, может стать единственным доказательством правоты в суде; во-вторых, если речь идет о дорогих и высокопородных животных, можно также заверять договоры в нотариальной конторе.

Марина Мельник 
"Адвокатское Бюро Нарышкиных"
Вознесенский пр., д. 41 тел.: (812) 314-85-27, 312-87-84


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Разместить объявление


При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru