Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Эти загадочные кошки

14.04.2004

Кошачьи приметы

·При переезде на новую квартиру нужно первой впустить в дом кошку - к счастливой жизни на новом месте.

·Если кошка в торговой лавке проведет левой лапкой по уху, - в лавку скоро придут посетители и что-нибудь обязательно купят.

·Вообще в торговом помещении очень полезно держать кошку, так как она магически притягивает покупателей и одним своим присутствием способствует более бойкой торговле.

·Никогда не гоните кошку из магазина, офиса и не обижайте ее - лучше накормите, приласкайте, и она обязательно отблагодарит вас прибылью, защитит вас от придирок надзирающих инстанций.

·Во всех китайских и японских магазинах специально держат фаянсовых кошек как талисман для привлечения покупателей и благополучия владельцев магазина.

·Кошка с черным носом принесет своим хозяевам богатство.

·Кошка с трехцветным или семицветным окрасом приносит в дом счастье и благополучие.

Кошки в истории

Появилась она среди людей поздно. Считается, что из животных, которые сейчас служат людям, кошка пришла к нам позже всех. Уже паслись тучные стада скота, уже шли по следу, охраняли жилища, несли караульную службу и сражались собаки разных пород, уже мчались колесницы и всадники, уже петухи будили людей по утрам своими криками и сообщали этим, что "злые духи" ушли, а кошачье мяуканье ещё не слышалось в домах азиатских и европейских народов. Не знали о кошке и древние индусы - иначе о ней обязательно было бы сказано в одной из их священных книг.

Ещё в начале новой эры не было кошек в домах древних греков и римлян. Иначе их обязательно изобразили бы на вазах или монетах того времени, как изображали других животных. А уж Аристотель, или Плиний, или кто-нибудь другой обязательно не только упомянули бы кошку, но и описали бы её и даже воспели. Правда, древнегреческие историки Геродот и Диодор уже знали о кошках в Древнем Египте.

Что и говорить, история загадочная: Аристотель описал животных не только Греции, не только Европы, но и других материков (тех, кого он знал или мог узнать). Среди этих животных были очень редкие или совсем неизвестные европейцам, тем не менее, Аристотелю кошки не были известны. Плиний, изучивший более двух тысяч книг самых разных авторов для написания своей "Естественной истории", тоже не упоминает о кошке. А ведь на берегах Нила - в Древнем Египте - она жила к тому времени, по крайней мере, уже две тысячи лет. И как жила! Почти в буквальном смысле царила и правила!

Ни одно домашнее животное за всю историю своего существования не вызывало столь противоречивых суждений, как кошка: ее почитали как божество, ценили как врага мышей и крыс, преследовали как дьявольское отродье, затем оправдали и стали считать, наравне с собакой, лучшим другом семьи. Однако многие предубеждения против нее живут и поныне. Попробуем заглянуть в кошачью историю длиной более шести тысячелетий.

И начнем, конечно, с Древнего Египта, ведь считается, что первые домашние кошки появились именно там, и их предком является нубийская кошка. Прямых письменных доказательств этому не существует, кроме упоминания Плутарха в I веке н.э., который говорит об этом животном, как об экзотическом, родом из Египта, и это у мыслителя сомнений не вызывало.

Иероглифы, указывающие на присутствие кошки в Древнем Египте, относятся к 2700 году до н.э., к временам VI-V династии Древнего царства. Изображение ее с ошейником имеется на египетском памятнике 4-го тысячелетия до н.э., а также на фресках, обнаруженных в Сахаре в захоронении близ Мемфиса. Это говорит о том, что кошка в те далекие времена уже была домашним животным.

Вначале союз людей и кошек полностью основывался на умении животного уничтожать вредителей. И кошки справлялись со своей задачей блестяще. Потом наступили другие времена: кошка была повышена в звании и возведена в ранг друга и любимца человека. Это подтверждается изображением на древнеегипетском барельефе, на котором запечатлена трапеза знатной четы и кошка, сидящая под изящным резным столиком в позе капризной аристократки, слегка задравшей нос, как и полагается придворной кошке. Эта кошка, конечно же, питается не мышами, она, возможно, даже забыла, как это делается. Как видите, до обожествления оставалось всего несколько шагов!

изображение богини Бастет

В эпоху Среднего царства, в 2040-1785 годах до н.э., при XVII-XI династиях кошка достигает вершины своей славы, и жрецы о ней заботятся уже как о храмовом животном. Многочисленные изображения кошек тех времен дошли до наших дней. Это скульптуры кошачьей богини Баст в Бубасте, барельефы музея в Гизе, живопись, украшающая саркофаги, рисунки на папирусе. Египтяне не только преклонялись перед кошками, но и категорически запрещали вывозить священных животных в другие страны. Статуэтки кошек, выполненные мастерами Древнего Египта, представлены на рис.1-6. Верующие жертвовали для храмов бронзовые статуэтки, которые в Поздний период производились в большом количестве.

Бронзовые кошки, большинство из которых являются изображениями богини Бастет, были найдены в больших количествах. Они говорят о популярности этой богини не только в Бубатисе, но и во многих других больших городах, таких как Мемфис, Фивы и Эсна. Египтяне также изображали её с котятами или в виде женщины с головой кошки. Изображение богини Бастет приведено на рис.1.

Затем история кошек продолжается уже в Древней Греции и Риме. Греки и римляне, соседи египтян, страдавшие от мышей в неменьшей степени, давно уже пытались бороться против грызунов с помощью хорьков, ласок, горностаев и каменных куниц. Но не помогали даже прирученные змеи. Спасти могли только кошки, которые были в Египте и находились под охраной закона. Поэтому из Греции начали засылать ловцов кошек в Египет и тайно их вывозить. Греки, как можно предположить, следуя упоминаниям Геродота, выкрали кошачью породу у египтян, чтобы спасти свои урожаи. И помогли им в этом финикийские мореходы, которые рассматривали похищение кошек как своего рода вызов египтянам. На своих судах они стали поставлять высоко ценимых животных пресытившимся богачам Средиземноморья, в порты которого они часто наведывались.

Это, по-видимому, приводило в ярость египтян: кто попадался в руки властей - лишался жизни. Кроме того, египтяне предприняли контрмеры: они отправляли собственных агентов в земли эллинов и выкрадывали обратно своих священных животных. Но постепенно кошки все же проникли в Грецию и на Апеннины. Одно из доказательств тому - монеты V века до н.э. с изображением кошки.

Когда же все-таки кошки появились в Греции и в Риме?

Плутарх в I веке н.э. говорил о них как об экзотических животных. Геродот и Аристотель отзываются о кошках с большим почтением, однако, совершенно не упоминая их утилитарную роль сторожей-мышеловов. Хотя римляне и знали о кошках, животные не были у них широко распространены.

Существует документ I века, в котором говорится о молодом человеке, подарившем кошке пойманную птицу. Палладий в 350 году писал, что "некое животное под названием "катус" используется на чердаках, чтобы ловить грызунов".

Немые стражники храма в Фивах

Однако из греческих комедий люди все больше узнавали о кошках, и вскоре греческая богиня Артемида, покровительница охотников, заняла место египетской богини Баст. Гомер, упоминая кошек только положительно, утверждает, что граждане Коринфа воздвигли огромную бронзовую статую кошки, сидящей на задних лапах.

Таким образом, и началось расселение кошки по белому свету. Везде высоко превозносились ее достоинства, и с ней обращались как с ценным зверьком.

Принято считать, что в Китае прирученные кошки появились в начале эпохи Хань (206 год до н.э. - 221 год н.э.). Это подтверждают многочисленные упоминания о кошке в древних текстах. В стихах и поэмах (VII век до н.э. - I век н.э. о ней говорится как о хищном животном, творении ночи, у которого тело подобно телу дикой кошки, а лик как у тигра. Китайцы очень ценили кошек как ловких мышеловов. В одном историческом трактате говорится, что при ловле мышей великолепный боевой кот хуже кота хромого, но умеющего исправно делать свою работу.

У японцев, которые получили кошку из Китая в начале VI века, приблизительно в одно время с введением буддизма, первые зверьки очень высоко ценились. Обладание кошками было одной из привилегий японской знати. Как фаворитов двора, их обожали и баловали. О том, какой необыкновенный прием получили кошки в Японии, свидетельствует один из императорских документов 999 года: "При императорском дворце появились свои котята". Абсолютно белая мать родила пятерых прекрасных котят, доставив тем самым огромное удовольствие императору, повелевшему, чтобы животным был предоставлен уход, которым обычно пользовались инфанты-принцессы. В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось преподнести ему кошку, выращенную в императорском дворце. Разумеется, таких кошек держали не для ловли мышей и крыс. Они служили праздности и питались с серебряной и золотой посуды.

В течение столетий кошка в Японии нежилась в роскоши. Но когда, начиная с XIII века, в стране производство шелка стало ведущей отраслью, а мыши ополчились на шелковичных червей, кошке настало время выйти на свою законную работу. Сначала, правда, при дворе решили, что для отпугивания мышей будет достаточно использовать их изображения. Но поскольку мыши на них никак не реагировали, по декрету правительства кошки были выпущены на свободу и спасли шелковичное производство.

В Индии кошка была также объектом всеобщего уважения, оставаясь при этом и жертвой дискриминации. Буддизм, проповедующий любовь и защиту всех животных, кошкам почему-то в этом отказывает. Легенда рассказывает, что во время погружения в нирвану вся звериная порода была приглашена на церемонию. Но кошка проспала и прибыла на место с опозданием, что было непростительно. Этим и объясняется будто бы такое отношение к кошкам в Индии.

Плиний писал, что арабы обожали золотистых кошек. В раннем средневековье кошка стала любимым животным пророка Магомета. С такой же любовью к ней относились и турки, которые собак безжалостно выгоняли, считая их "нечистыми" животными. До сих пор кошка пользуется особым расположением у мусульман, прежде всего восхваляющих ее природную чистоплотность.

На территории Западной Европы домашней кошки до римлян не было. Она появилась, когда Римская империя переживала свой последний подъем. В обозах легионеров кошка перевалила через Альпы и попала в Западную Европу. Сначала она появилась в Шотландии. Интересно, что там она была не только хранительницей зерна, но и символом воинственности. И сейчас еще у шотландцев слова "кот" и "храбрый человек" нередко выступают синонимами. Гербы древних жителей Шотландского нагорья украшались изображениями кошек. Существовало графство Кейтнесс, что означает "кошачье". А герцога Сазерленд называли еще и дюк Кэт - "Кошачий герцог".

Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Королевским указом она была поставлена под охрану закона. В числе необходимых атрибутов крестьянского двора непременно должна была быть кошка. Вскоре Британские острова стали местом селекции и разведения этого животного, и со временем кошки буквально заполонили Англию. Это документально подтверждает декрет короля Эдуарда III, который запрещал торговцам носить меха, кроме кроличьих, лисьих и кошачьих!

Во Франции и Испании кошки появились гораздо позднее. До кошек там для борьбы с грызунами использовали ласок и приручаемую генетту. В Германии в одной из гробниц вандалов IV века археологами был обнаружен скелет человека, на грудной клетке которого покоился скелет кошки. Скорее всего, ее похоронили заживо с умершим, кошка тогда считалась большой редкостью.

Первые кошки появились на территории Древнего Урарту (древнее государство IX-VI веков до н.э. на территории Армянского нагорья) и Ольвии (античный город на берегу Днепро-Бугского лимана) в VII-VI веках до н.э., потому что эти государства имели обширные связи с древним миром и, в частности, с Египтом. Скифы тоже знали кошек, но в курганах пока обнаружена лишь одна кошачья косточка. В V-VIII веках нашей эры они уже жили в Прибалтике, а в X-ХIII веках - на землях Древней Руси, правда, были малочисленны. В Ярославском Поволжье в курганах X-XI веков останки кошек были обнаружены лишь в двух из двухсот.

Важное обстоятельство поспособствовало дальнейшему распространению кошек - в Европе появляется новое животное, с которым теснейшим образом связана дальнейшая судьба кошки... Страшная напасть появилась неожиданно. Рыцари, возвращавшиеся из "святых земель", привезли, сами того не ведая, безбилетного пассажира - черную крысу, разносчицу чумы, которая стала причиной гибели целых народов. Впервые о ней заговорили в XII веке. Выходец из Азии, она молниеносно захватила Ближний Восток, превосходно приспосабливаясь к любым условиям и продвигаясь все дальше на запад. Не помогали никакие капканы, яды - ничто не могло остановить крысиного нашествия. И именно кошки оказались в дальнейшем единственными спасителями.

В средние века кошки были обвинены в сговоре с дьяволом и для них наступили мрачные времена: тысячи безвинных животных стали жертвами костров инквизиции. Когда инквизиция свирепствовала в Европе, кошка пустилась в дальнее плавание через океан. Французские миссионеры времен колонизации Нового света подарили кошку гуронам. Первое официальное упоминание о кошках в Новом свете относится к 1626 году.  Вот такая непростая и долгая история у кошек. С ними связано огромное количество примет у всех народов мира. Самые интересные из них связаны с цветом кошки.

С. Курбатов


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Разместить объявление


При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru