Hurtta - одежда для собак из Финляндии

Как и для чего вырабатываются условные рефлексы у собак

Фен для домашних животных ISBPRO PET

Сам себе дрессировщик

Николай СедыхПрежде всего, давайте поясним: зачем, с какой целью мы стремимся выработать условный рефлекс? Условный рефлекс позволяет во много раз уменьшить время реагирования на какой-то конкретный раздражитель, причем устанавливает при этом определенную форму реагирования, или, другими словами, определяет, что конкретно делать в известной (штатной) ситуации. Естественно, что ситуаций может быть достаточно много, поэтому и условных рефлексов множество. Кроме того, в зависимости от "специализации" собаки, ей может понадобиться тот или иной набор условных рефлексов.

Поэтому, прежде чем приступать к обучению, необходимо:
1. Определить (самим или с помощью специалиста) набор необходимых вашему питомцу условных рефлексов.
2. Проверить, что в этом наборе нет противоречащих друг другу рефлексов и, что полученные навыки не мешают друг другу.

Это очень важно, ибо если условный рефлекс выработан, то изменить потом что-либо очень сложно, и никогда не будет полной уверенности в том, что не проявится старая, первоначально выработанная реакция. Поскольку условные рефлексы у собак и у людей вырабатываются одинаково, такую ситуацию легко прокомментировать на следующем примере.


Известно, что шофер должен очень быстро реагировать на изменения дорожной обстановки, причем его реакция должна быть правильной, иначе... При этом он, в основном, действует рефлекторно - думать некогда. Так вот, представьте себе, что педали газа и тормоза поменяли местами. Если вы только начинаете учиться, вы сразу начнете учиться по-новому, а вот опытный водитель, даже если научится, почти наверняка сработает по-старому, особенно в экстренной ситуации. Помните народную мудрость: "переученный - хуже недоученного". Теперь вам понятно, почему.

3. Обучение начинайте с простых элементов, переходя затем к более сложным и комплексным (когда объединяется несколько навыков).

При этом, никогда не переходите к последующему, не усвоив предыдущего. Это подобно строительству дороги: можно быстренько покрыть абы что асфальтом и назвать дорогой, а хорошо бы тщательно подготовить подложку и уж только потом, асфальтировать. Тогда и ездить можно без опаски. Не экономьте времени на качество подготовки и периодически повторяйте пройденное. Будьте настойчивы! Всегда доводите начатое до конца. Никогда не останавливайтесь на полпути: дескать, сегодня не хочешь выполнить команду, ну да ладно. Команда должна быть выполнена, а если вы решили, что сегодня собака не расположена заниматься, то можете прерваться, но только после выполнения навыка.

4. При выработке условного рефлекса используйте положительные и отрицательные подкрепления.

Положительное подкрепление стимулирует поведение собаки, отрицательное - тормозит действие. Подкрепление должно выдаваться сразу, причем положительное подкрепление сначала сильное, а по мере обучения уменьшается, отрицательное - наоборот. В качестве положительного подкрепления можно использовать ласковые интонации (слуховой канал), поглаживание (тактильный канал), лакомство. Не советую использовать только лакомство. При использовании лакомства держите его у себя так, чтобы его можно было бы очень быстро достать. В качестве отрицательного подкрепления - отсутствие положительного, угрожающие интонации, физическое воздействие. Например, вы хотите научить собаку сидеть по команде "Сидеть!" и соответствующему жесту.

Сначала надо объяснить собаке, что вы от нее хотите. Вы говорите "Сидеть!" и, например, физически придаете ей требуемое положение. Это не отрицательное подкрепление, ибо вы, используя тактильный канал; объясняете собаке, что означает слово "сидеть", которое она воспринимает по слуховому каналу. Придав собаке требуемое положение, вы (фиксируя ее в этом положении) даете положительное подкрепление. Поскольку собака раньше этого не знала, ваше подкрепление должно быть сильным. Регулярно повторяя занятия, вы добьетесь, что собака будет принимать требуемое положение только по голосу (слуховой канал) или по жесту (зрительный канал). Теперь уже положительное подкрепление можно уменьшать, а вот, если ученик станет упрямиться - отрицательное подкрепление увеличивать, добиваясь безупречного выполнения.

Вспомните, когда вы в детстве выучили таблицу умножения, как все вокруг радовались, но оказалось, что это не самое сложное и вряд ли на следующий год вы получите положительное подкрепление за знание таблицы умножения, а вот за ее незнание мощное отрицательное подкрепление вам обеспечено. Занятие всегда заканчивайте на положительном подкреплении.

5. Проявляйте терпение. Оно вам очень понадобится, особенно если имеете дело с флегматиком.

Не раздражайтесь и не начинайте оскорблять собаку (сам-то, любимый, разумеется, всегда прав). Не отвлекайтесь. Не говорите другим: "Смотрите, какая у меня глупая собака - ничего не понимает!". Обучение - дело тонкое и обоюдное. Терпение и еще раз терпение. Если дрессируете флегматика, сначала вырабатывайте статичные рефлексы, а если холерика - то не забывайте периодически давать ему "разрядку" и "статику" чередуйте с "динамикой".

Хотелось бы сказать еще вот о чем. Люди, самостоятельно обучающие собак, чаще всего допускают три ошибки.
Некоторые пытаются научить правильным навыкам, но делают это неправильно, чаще всего, не в нужный момент дают подкрепление. Скажем, дали команду "Сидеть!", придали нужное положение, потом обрадовались, вскочили, собака тоже прыгает, лает, радуется и тут получает похвалу и лакомство. В итоге собака так и не поняла, что вы от нее хотели, а если повторять такие "уроки" регулярно, она будет прыгать и лаять, вымогая у вас кусок (ведь фактически именно за это вы давали положительное подкрепление).

Некоторые учат правильно, но совсем не тому, чему надо. Например, "в шутку" кусать хозяина за руки. К сожалению, потом могут быть серьезные проблемы. Поэтому внимательно относитесь к п. 1.

Очень часто не учитывают нежелательные связи. Нежелательная связь - это побочный, паразитный условный рефлекс, который вырабатывается при формировании основного. Например, вы хотите обучить собаку подзыву. Вы вышли погулять, спустили с поводка, погуляли, подозвали собаку, она подошла, вы дали ей лакомство, взяли на поводок и пошли домой. Вроде бы, все правильно. Но через некоторое время вы вдруг начинаете замечать, что собака стала хуже подходить. Вы начинаете сердиться, дальше - больше, а итог - вы перестаете спускать собаку с поводка, рефлекс свободы не удовлетворяется, собака начинает "безобразить" в доме.

Все дело в том, что на самом деле у собаки сложилась четкая цепочка - если зовут, значит, сейчас возьмут на поводок и - конец прогулки, а так хочется еще побегать! Вот видите, что значит не учесть нежелательную связь. В данном случае, чтобы этого не случилось, надо несколько раз за прогулку подзывать и отпускать собаку, всякий раз давая положительное подкрепление, когда она подходит. Вообще, учет нежелательных связей - это достаточно сложная задача, и даже профессионалы иногда ошибаются.

Н. Седых


Читать часть 2. Воспитание собаки - первые шаги
1460

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Как и для чего вырабатываются условные рефлексы у собак

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)



Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика