Hurtta - одежда для собак из Финляндии

Ездовые собаки, немного истории

"Какая это собака?!"

Ездовые собаки Группа пород шпицеобразных (ездовых) собак сформировалась в незапамятные времена (по некоторым данным - еще в каменном веке) на просторах Северной Азии. Сейчас упряжные собаки распространены на Крайнем Севере Европы, Азии и Америки, активно разводят их также в Японии, Италии, Чехии и Словакии.

Международные справочные издания насчитывают около десятка основных пород и отродий ездовых собак (если не считать малораспространенных аборигенных пород): серая и черная норвежские ездовые собаки, самоед (ненецкая ездовая собака), сибирский хаски, аляскинский маламут, восточно-сибирская лайка, эскимосская лайка, гренландский хаски и некоторые другие. Несколько особняком стоят породы, которые занимают "промежуточное" положение между ездовыми и пастушескими, происходящие, как правило, из более южных районов. Якутские, колымские, индигирские и янские ездовые собаки развивают в упряжке более высокую скорость (до 15 км в час), чем северные лайки и хаски.


На небольшом расстоянии упряжка таких собак способна перевезти по хорошей дороге до тонны груза. Однако особенности строения лап этих животных не позволяют использовать их для дальних и длительных поездок. "Северные" ездовые собаки значительно меньше и легче "южных" пород, не могут поддерживать большую скорость в течение долгого времени, но зато намного превосходят "южан" по выносливости. За сутки они могут проходить рысью до 70-80 км.

Очень крепкие лапы, неприхотливость, исключительная физическая выносливость - все эти достоинства упряжных собак вырабатывались на протяжении сотен лет интенсивного отбора и тренировки при значительных физических нагрузках, в длительных поездках по глубокому снегу и торосистому льду морского побережья, а то и по острым камням. Передвижение в таких условиях способствовало укреплению лап собак и развитию их мускулатуры. Ездовые собаки совмещают в себе, казалось бы, несовместимые качества. Для успешной езды им нужно забыть свои охотничьи инстинкты, но в то же время они должны суметь защитить хозяина от хищников, помочь ему в охоте на нерпу.

Характер у ездовых собак спокойный, уравновешенный, к человеку они относятся не агрессивно. У этих собак, в отличие от многих других пород, сохранился преимущественно белково-жировой тип обмена веществ. Для них не пригодны нормы кормления, принятые в отечественном служебном собаководстве, которые рекомендуют восполнять энергетические затраты за счет углеводов, а не жиров. Правильное кормление и рациональное использование животных позволяют держать хаски в рабочей форме до 8-10 лет, а в отдельных случаях и до 12-14. По этим же причинам развитое и экономически выгодное ездовое собаководство может существовать только в районах, где имеется достаточное количество дешевого белкового корма.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных имеют множество преимуществ перед оленями: они более выносливы, безотказны, преданы хозяину. Собаки проходят по льду и рыхлому весеннему снегу - там, где олени скользят или проваливаются. В пургу собаки стремятся к жилью, а олени стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Гроза оленей - волки - не столь опасны для собак. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить с запасом пищи далеко во льды. Не случайно и Северный, и Южный полюсы Земли были покорены на собачьих упряжках.

Ездовые собаки Различают два способа запряжки ездовых собак: веерную и цуговую. Веерная запряжка животных распространена на Европейском Севере и за Уралом, на Ямале и Таймыре до реки Анабар. На этой территории местные жители, преимущественно ненцы, издавна занимаются оленеводством и используют в качестве упряжных животных оленей.  Но в годы бескормицы, когда пастбища покрываются толстой коркой льда, которую олень не в состоянии пробить копытом, стада становятся неуправляемыми, животные разбегаются.

В такое время ненцы-оленеводы составляли из оленегонных собак ездовые упряжки и на них собирали разбредшихся оленей и выполняли другие виды хозяйственных работ. На Новой Земле, острове Вайгач, в большеземельской тундре, где недостаток ягеля не позволял содержать оленей, ненцы-охотники пользовались собачьими упряжками.  При ненецком способе езды собаки запрягаются как бы веером - каждая с помощью отдельной шлейки. Такой способ запряжки собак обеспечивает их большую подвижность во время езды, бережет силы животных при поворотах и езде по неровной дороге.

При этом веерная упряжка собак имеет существенные недостатки: собаки "растягиваются в ширину", что очень неудобно при езде по торосам, объезде препятствий. Нарты, в которые запрягали собак, по своей конструкции не отличались от оленьих, они были лишь меньшими по размерам и более легкими. Ненецкие нарты имеют жесткое крепление и не так "эластичны", как чукотские, к тому же они довольно высоки и нередко опрокидываются на поворотах.

Езда на собаках у тундровых ненцев традиционно считалась зазорной и унизительной: "Ненцу плохо жить без оленей и ездить на собаках" - говорили они. К тому же для массового ездового собаководства не было достаточно корма. Там, где подход морского зверя и рыбы к берегам нестабилен, а население занимается вместо охоты на диких оленей пастьбой одомашненных, нет возможности содержать большое количество собак. Другое дело - районы Чукотки, Колымы, Индигирки, Яны, Лены, Камчатка и север Сахалина, где имеется много корма для собак, и содержание упряжки не требует больших затрат.

Именно в этих районах, где и возникло собственно кочевое собаководство, появилась более совершенная цуговая упряжка, и выработался тип собачьих нарт. При запряжке цугом собаки ставятся парами друг за другом, на расстоянии 1,5 метра. Все пары пристегиваются к длинной общей шлее, в первую пару запрягаются вожаки (иногда один вожак).

Ездовые собаки Цуговая запряжка особенно удобна при езде по рыхлому глубокому снегу: передняя пара пробивает дорогу другим и облегчает им путь. Заменяя первую пару, можно сохранять темп езды на протяжении всего маршрута. Чукотские и эскимосские нарты сильно отличаются от ненецких нарт не только по внешнему виду, но и по типу креплений. Их детали связаны тонкими кожаными ремешками. Такие нарты очень подвижны, но не ломаются ни при каких обстоятельствах.

В Якутии и на Камчатке ездят на нартах, похожих на чукотские, но с некоторыми конструктивными изменениями. В дрессировке ездовых собак главное - знание методики и техники этой работы, наличие опыта, терпение, настойчивость и, конечно же, любовь к животным и доброта. Взаимоотношения между собаками одной упряжки очень сложны - ведь это стая, которой хозяин управляет через вожака. Иногда упряжка имеет и двух вожаков, и у каждого свои функции. Один умеет наилучшим образом выбрать дорогу, провести упряжку по тонкому льду, правильно сориентироваться среди торосов или в пургу.  Другой вожак организует работу всех собак упряжки, бдительно следит, чтобы они работали в полную силу и подчинялись хозяину. Вожака обучают до двух лет, он - особая ценность для хозяина, посредник между ним и остальными собаками упряжки. Чтобы все собаки работали слаженно, как единое целое, четко выполняли все команды, подаваемые голосом, нужен опытный каюр (кучер). На подготовку каюра требуются многие месяцы, а то и годы.

Открытия

Езда на собаках в течение многих веков была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов. Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Еще в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Это объясняется тем, что в тундровом и прибрежном Заполярье часто не было других животных, пригодных для перевозки грузов, но зато существовала возможность добыть и заготовить корм собакам на долгую зиму.

В начале 90-х годов прошлого века на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была раскопана древняя охотничья стоянка. Там были обнаружены остатки нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Возраст находок - от 7800 до 8000 лет. Московские палеоэкологи раскопали кости собак в древнеэскимосских поселениях Чукотского полуострова и определили их возраст в 2480-2630 лет. Там же впервые найдено погребение древней собаки с полностью сохранившимся скелетом.

Ездовые собаки С древнейших времен вплоть до наших дней для аборигенов Севера и Дальнего Востока ездовые собаки были универсальными животными - на них ездили и перевозили грузы, их мясо употребляли в пищу, а из шкур шили зимнюю одежду. Собака была культовым животным - ее приносили в жертву духам, она участвовала в различных религиозных обрядах. По чукотским поверьям, даже вход в потусторонний мир охраняют ездовые собаки.

У эскимосов, береговых чукчей, юкагиров, ительменов, нивхов и других северных народов еще лет двадцать-тридцать назад собачьи упряжки были единственным зимним транспортом, надежным, безотказным, способным найти правильную дорогу полярной ночью, в пургу, среди торосов и на тонком льду. Коренные народы и русские старожилы Сибири и Дальнего Востока добились больших успехов в технике езды, подготовке собак и управлении ими. Роальд Амундсен, побывав в 1920 г. у русских старожилов Колымы, писал: "...в езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть". Благодаря ездовым собакам были совершены многие географические открытия и освоение человеком Арктики.

Так, оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1907 г. Ф. Кук и в 1909 - Р. Пири с их помощью достигли Северного полюса, а в 1911 г. Амундсен водрузил флаг Норвегии на Южном, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды за 99 дней 2980 км. Все свои полярные экспедиции Амундсен осуществил на наших колымских лайках, хотя доставка их была трудной, длительной и стоила больших денег. Принимали участие в его экспедициях и самоеды. Для освоения Аляски американцы вплоть до 20-х годов нашего века вывозили собак с Колымы.

"Дайте мне зиму и собачью упряжку, а остальное возьмите себе!" Сказавший эти слова знаменитый путешественник Кнуд Расмуссен осуществил самое грандиозное в истории человечества путешествие на собаках. Восемнадцать тысяч километров прошел датский этнограф со своими спутниками от Гудзонова залива до Чукотского полуострова. Вспоминая "Великий санный путь", он впоследствии писал: "Меня охватывает горячее чувство благодарности к нашим терпеливым, неприхотливым собакам. Мы трудились, выбивались из сил, заодно с ними, работали дружно - как только могут работать живые существа, помогая друг другу..."

В России, начиная с посланной Петром I Великой северной экспедиции, и до 70-х годов прошлого века ни один арктический поход не обходился без ездовых собак. Использовались они и позже, несмотря на широкое распространение современной техники. Так, участники полярной экспедиции от Уэлена до Мурманска (ноябрь 1982 - июль 1983 гг.) прошли на собачьих упряжках более 10 000 километров по Чукотке, Якутии, Таймыру, Ямало-Ненецкому и Ненецкому автономным округам.

Впервые в истории освоения Арктики за одну зиму, весну и начало лета собачьи упряжки проделали такой огромный путь. На протяжении всего пути каждая собака тащила в среднем 40 - 50 килограммов груза. Глубокий снег, горные перевалы Чукотки, торосистый лед с трещинами и заводями, когда с топором в руках приходилось расчищать путь, крепчайшие морозы Якутии, ледяной наст Таймыра, бурные весенние потоки - ничто не смогло остановить слаженные команды из людей и собак.

К. Рец, Е. Таратута

Читать часть 2. Ездовые собаки, война и современность

3968

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Ездовые собаки, немного истории

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)



Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика