Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Ездовые собаки - 2

07.01.2006

Читать Ездовые собаки. Часть 1

Собаки на войне
Товарищ мой лохматый,
Еще не раз стране
Послужишь ты солдатом
И верным другом мне

Эти немного неуклюжие, но наполненные искренним чувством строчки Н. Евкиной хорошо передают чувства, которые бойцы советской армии испытывали к своим четвероногим соратникам. До революции в России служебных собак, как таковых, не было вообще. Вплоть до начала Первой мировой собаки в русской армии не использовались, в ходе войны, учитывая успешный опыт работы с собаками в германской армии, ее противники, в том числе и Россия, начали вводить в своих войсках собак санитарной и сторожевой служб и как средство связи. Эти мероприятия носили эпизодический характер, и советское служебное собаководство, по существу, создавалось на пустом месте.

Ездово-санитарная упряжка

23 августа 1924 года при Высшей стрелково-тактической школе "Выстрел" был сформирован Центральный учебно-опытный питомник военных и спортивных собак, а при нем - Центральная военно-техническая школа дрессировщиков. Помимо сторожевых, питомники поставляли в армию собак-"саперов", "связистов", "санитаров", а также ездовые упряжки - в основном для санитарной же службы. Для популяризации служебного собаководства проводились массовые пробеги ездовых упряжек. Первый пробег стартовал в Архангельске 25 февраля 1930 года, организовали его Центральная секция Осоавиахима и Комитет по содействию народам Севера. На пути его следования проводились митинги, беседы, раздавались листовки, агитирующие за Осоавиахим. В январе 1931 года состоялся Большой Северный пробег на 2500 км, в феврале - пробег камчатских лаек по маршруту Свердловск - Москва (4 000 км). В 1932 году Центральная секция Осоавиахима провела Большой Всесоюзный Звездный пробег по нескольким направлениям: из Ленинграда, Мурманска, Магнитогорска и с Украины - в Москву. По пути к участникам присоединялись упряжки из Череповца, Ярославля, Нижнего Новгорода, Сормова, Архангельска, а на подступах к столице - московские. Общий путь Звездного пробега до финиша на Московском ипподроме составил более 9 000 км. Первый опыт широкого применения ездовых служебных собак в СССР относится к Зимней войне с Финляндией. В 1939-1940 годах два курсантских батальона Центральной школы участвовали в боях на Карельском перешейке и Кандалакшском направлении, где активно использовались нартовые упряжки. Результаты этой работы дали возможность утвердить в армии ездово-нартовую службу.

Собаки на войне

В 1941-1943 годах было сформировано 168 отдельных отрядов, батальонов и полков различных служб по собаководству, среди них - 69 отдельных взводов нартовых отрядов, действовавших на различных фронтах Великой Отечественной. Отряды ездово-нартовых упряжек были неотъемлемой частью санитарного транспорта и зимой, и летом.

Ездово-санитарная упряжка

Они вывозили с поля боя тяжело раненых бойцов и офицеров и доставляли на огневые позиции боеприпасы. На Карельском фронте, в условиях снежных заносов, бездорожья и распутицы нартовые упряжки были основным видом транспорта для доставки питания на передовые линии фронта и подвоза боеприпасов. В своих донесениях начальник 53-й Санитарной армии писал о ездово-санитарных упряжках: "За время нахождения при 53 Армии отряд собак нартовых упряжек участвовал в наступательных операциях по эвакуации тяжело раненных бойцов и командиров с поля боя по взятии Демянского укрепленного противником района и, несмотря на трудные условия эвакуации, лесисто-болотистую местность, плохие, труднопроходимые дороги, где не было возможности вывозить раненых конным транспортом, успешно работал по эвакуации тяжело раненных бойцов и командиров и подвозу боеприпасов наступающим частям. За указанный период отрядом вывезено 7551 человек и подвезено 63 тонны боеприпасов". Начальник санитарной службы 855-го стрелкового полка отмечал: "Санитарные упряжки имеют большую возможность маскироваться. Каждая упряжка заменяет минимум 3-4 санитара. Эвакуация при помощи санупряжек осуществляется быстро и безболезненно для раненых". 29 августа 1944 года начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии сообщал в приветственном письме по случаю двадцатилетия Центральной школы: "За истекший период Великой Отечественной войны на собаках было вывезено 500 тысяч тяжело раненных офицеров и бойцов, и теперь этот вид транспорта получил общее признание".

Собаки на войнеБлагодаря сообразительности и выучке собачьи команды могли действовать поразительно слаженно, инициативно и эффективно.

РККА Собака катает лыжника, Вторая МВ

Вот как описала работу такого "подразделения" во время снятия блокады в 1944 году Тамара Родионовна Овсянникова, служившая связисткой в 268-й стрелковой дивизии: "...Я взяла катушку, и побежала по этому полю около железной дороги... И вдруг смотрю - вроде как волки, две собаки. Смотрю - волокуша, раненый лежит, и они вокруг раненого вертятся, вертятся. Я волокушу подтащила им. Собака легла рядом с раненым, а у нее на боку санитарная сумка - раненый себе ногу перевязал, я им помогла его на волокушу погрузить, они впряглись, и потащили его. Вот так я в первый раз увидела собак-санитаров. Это меня поразило очень. С тех пор я собак очень уважаю..." За всю войну с помощью ездово-нартовых отрядов было спасено свыше 600 тыс. человеческих жизней. 

Что такое "модно"

Индустриальное освоение Севера катастрофически быстро сократило поголовье ездовых пород. Вездеходы и мотонарты потеснили в тундре собачью упряжку. К счастью, за последние десятилетия собачьи упряжки вновь снискали популярность и любовь во всем мире. От Баффиновой Земли в Канадском Арктическом архипелаге до Японии и Австралии, от Швеции и Норвегии до Италии - повсюду существуют теперь питомники ездовых собак, клубы собак северных пород, издающие свои журналы. Славу собакам вернули спортивные соревнования. Гонки собачьих упряжек издревле входили в программу праздничных соревнований северных народов. С XIX века они стали традиционными среди охотников и золотопромышленников Аляске, в настоящее время это популярный вид спорта, в котором проводятся международные соревнования. Он распространен во многих странах: там, где нет снега, собак запрягают в специально сконструированные тележки. В 1985 году была создана Международная федерация гонок на собаках (IFSS) существует и Европейская Ассоциация (ESDRA). Достаточно сказать, что на современном этапе развития этого вида спорта проводятся ежегодные мировые и европейские чемпионаты, ведется работа по включению гонок на ездовых собаках в программу зимних Олимпийских Игр.

В современном зимнем ездовом спорте существует несколько дисциплин. Основные из них - гонки на упряжках, гонки в "пулке" и ски-джоринг. Упряжка представляет команду собак, соединенных в определенной последовательности, сцепленных с нартами и управляемых гонщиками (каюром, машером). "Пулка" - это сцепка, в которой от одной до трех собак тянут небольшие легкие нарты (пулку), с которыми соединен тросиком лыжник, помогающий движению всей команды. В ски-джоринге, который считается самым молодым и одним из самых перспективных среди ездовых видов спорта, собаки с помощью специального буксировочного троса "тащат на буксире" лыжника. В последние годы эти виды спорта приобретают все большую популярность и в России - и как профессиональный спорт, и как развлечение. Так, 24 февраля 2004 г. на льду озера Сестрорецкий разлив прошли первые петербургские гонки собачьих упряжек и состязания скиджорингистов. А 25 марта 2005 г. в Петропавловске-Камчатском, на стартовом поле лыжной базы "Лесная" стартовал "Камчадал" - первый Чемпионат России по гонкам на средние дистанции в классе 6 собак (региональные соревнования на Камчатке, в традиционно "собачье-ездовом" регионе, проводились и раньше). В зимние выходные в московском парке Кусково или в Битце можно наблюдать все больше людей, увлеченных новомодной забавой.

собаки на войне
РККА Упрядка с нартами, 1937 г.

К сожалению, численность ездовых собак в местах возникновения породы, на российском Севере падает с каждым годом. Одна из основных причин сокращения числа упряжек в нашей стране - необеспеченность кормами во многих районах. Долгое время не уделялось должного внимания ездовым породам и профессиональными собаководами. Зависит сохранение отечественного чистокровного поголовья и от ограничения ввоза в Заполярье собак других пород, в первую очередь служебных. Прилив посторонних кровей не только угрожает чистоте породы, но и делает ездовых собак агрессивными по отношению к человеку и друг к другу. На Чукотском полуострове и поныне много ездовых собак с вполне определенными, хорошо выраженными породными признаками. По экстерьеру такие собаки имеют много общего с породами "восточно-сибирская охотничья лайка" и "северо-восточная ездовая собака", но ближе всего они к породе "сибирский хаски". Эта порода пришла с Чукотки, где использовалась как ездовая, охотничья и пастушья чукчами-оленеводами. В начале ХХ века несколько упряжек были вывезены на Аляску с Нижней Колымы. Чукотские собаки полюбились жителям Аляски за свои рабочие качества, сметливость и дружелюбие. Вот так и получилось, что Аляска предложила миру новую породу, родиной которой является российское Заполярье. Сейчас происходит "возвращение" хаски в Россию - замечательная порода завоевывает все большую любовь собаководов. В немалой степени этому способствует универсальность этих собак, возможность использовать их как в спортивных соревнованиях, так и на охоте в различных климатических условиях: от северных широт Аляски и Канады до стран южного полушария. Возвращение породы сибирских ездовых собак на свою историческую родину началось в конце 1980-х годов. Крупных питомников по их разведению в стране все еще нет, но общее поголовье породы в центральной части России все-таки возрастает...

К. Рец, Е. Таратута


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru