Обвал цен в зоомагазинах ВАКА

О регуляции численности бездомных собак

Размышляя на вечные темы

Феномен граблей

регуляция численности бездомных собакЕсть такая замечательная наука - экология. В настоящее время эта тема стала популярной, модной, термин «экология» на слуху, только обычно он используется в качестве синонима словосочетания «состояние окружающей среды». На самом деле, экология - наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой (если говорить простыми словами и не вдаваться в подробности).

Поэтому говорить «у нас плохая экология» все равно, что утверждать «у нас плохая математика, физика и т.п.». Ну да ладно, оставим лирические отступления, посвященные теории. На практике же эта крайне полезная отрасль знания предлагает нам разобраться во взаимосвязях, пронизывающих наш мир, понять законы, по которым он существует и развивается, чтобы каким-нибудь неосторожным действием не вызвать катастрофы.

Однако человек, являясь неотъемлемой частью целостной и стройной системы, пытается отрицать наличие каких-либо законов, действующих внутри нее. В то же время нежелание человека признавать эти догмы не отменяет их существования, а потому он постоянно наступает на одни и те же грабли.

Для примера можно взять уже набившую оскомину проблему - регуляция численности бездомных собак. Сколько раз экологи, кинологи и прочие образованные люди до хрипоты доказывали, что отстрелы не работают. Их доводы опираются на законы роста популяции (группы особей одного вида): «Любое резкое снижение численности популяции (убийство) на сохранившейся кормовой базе вызовет повышенную рождаемость и выживаемость вида», на единство экосистемы, в которой каждый элемент (животные, растения) выполняет определенную функцию, тем самым поддерживая равновесие в этой системе.


И нельзя исключить, какой-либо компонент без ущерба, для всех остальных. То есть когда человек заявляет «собак (ворон, волков, голубей, пауков...) быть не должно», он абсолютно не осознает, что любое существо в этом мире является кирпичиком, без которого пирамида жизни рухнет. Поэтому место уничтоженного фрагмента обязательно займет кто-то другой. И эта замена может повлечь такую цепную реакцию, в ходе которой изменится облик всей экосистемы (читай - нашего с вами дома). И вполне может случиться так, что человеку не останется в ней места.

Это азы экологии, экологические банальности, но люди не хотят даже попытаться разобраться в проблеме, прежде чем выбирать методы ее решения. А потому снова возвращаемся к вопросу о граблях. Люди не учатся даже на своих ошибках. Хотя можно делать выводы и без всякой экологии, основываясь только на неудачном опыте: раз бездомные собаки никуда не исчезают, значит, существующие методы (убийство) не действуют. Или что, стреляют недостаточно метко? Абсурд. И этот частный пример является отражением политики человека в целом.

В общем-то, убийство испокон веков является нормой нашей жизни, оно заложено в фундаментальных законах природы, в частности, во взаимоотношениях организмов по схеме «хищник-жертва» (снова азбучные истины экологии). Смерть ради жизни, смерть одного - источник жизни другого.

Человек убивает ради еды, одежды, и это естественно, в данной ситуации он ничем не отличается от дикого зверя, но только дикий зверь не претендует на пафосную роль Владыки мира, не признающего установленные давным-давно правила игры. А на самом деле человек до сих пор находится во власти этих правил и за сотни лет ни на йоту не вышел за границу простых пищевых цепочек, в которых является далеко не последним звеном (я уж не говорю, «высшим», т.к. цепь замкнута в кольцо).

регуляция численности бездомных собакА ведь в подавляющем большинстве случаев убийство нынче не является для человека жизненной необходимостью, прогресс не стоит на месте. Но чужая жизнь, к сожалению, так и не стала для нас бесценным сокровищем. Человек не хочет ничего менять, оправдывая себя тем, что «так было всегда, так было изначально». Но ведь изначально человек жил в пещере, зачем же он из нее вылез?

Люди, хотят они того или нет, являются составной частью окружающего мира, который живет по определенным законам. В то же время они упрямо отрицают влияние этих законов на свою жизнь, пытаясь отгородиться от «дикой природы» с помощью развития науки и техники.

Однако даже в достижении этой цели люди рефлекторно руководствуются принципами, заложенными в их животной сущности (конкурентная борьба, трофические связи, паразитизм и т.д.).
При этом воздействие человека, вооруженного современными технологиями, многократно усилено и, следовательно, становится причиной дисбаланса в окружающем мире. Непонимание сути происходящих вокруг процессов приводит к тому, что деятельность людей не дает ожидаемого результата, а зачастую и вовсе причиняет ущерб им самим.

Что же получилось в итоге? Человек - представитель животного царства, это отрицать сложно, а потому для него естественно жить по звериным законам, т.е. так, как велят инстин¬кты. Но вот зачем ему в таком случае РАЗУМ?

Возможно, для того, чтобы, наконец, перейти от бездумного слепого подчинения законам природы или бессмысленного их отрицания к изучению, результатом которого станет их понимание? Только тогда человек может действительно превратиться в Царя природы, который будет «править», опираясь на полученные знания, что с одной стороны позволит ему существовать в гармонии с окружающим миром, а с другой - тактично и ненавязчиво направлять действие прекрасно отлаженного природного механизма в нужное ему русло. Созидательное русло.

Утопия? Очень хочется надеяться, что нет. Ведь если верить учебнику биологии, каждый из нас - homo sapiens. Человек РАЗУМНЫЙ.

Анна Мирохина, рис. В. Глотовой

641

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


О регуляции численности бездомных собак

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)



Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика