Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Путешествие по Полярному Уралу на собачьих упряжках

05.07.2015

Полярный Урал: в разведку на собаках

Устав финансово от заброски собак самолетом в Арктику, и панически опасаясь рыхлого снега, мы решили весну 2015 г. посвятить разведке новых выходов в тундру.
Вспомнили про прекрасный и близкий Полярный Урал, где не раз бывали летом. Одна беда: упряжку собак поездом не увезешь. Собрали информацию у друзей, знакомых, в интернете и выяснили, что «с материка» в Салехард имеются весной два зимника от Приобья: первый через Мужи около 500 км, второй через Надым на 300 км длиннее. Зато второй идет отчасти вдоль знаменитой 501-й стройки (она же «Сталинка», она же «Мертвая дорога»), где, хоть и вдоль трассы, но есть что посмотреть.

Через Надым собственно зимника всего около 100 км, остальные 700 км по отсыпке и твердому покрытию, что надежнее. Через Мужи дорога идет все больше по реке, но она явно короче. Решили действовать по погоде, но посмотреть 501-ю обязательно.

С зимниками две главные сложности: туда – «не замело бы», обратно - «не расквасило бы». Последняя сложность важнее, иначе придется сидеть с собаками в Салехарде до июня, а это никуда не годится.
Запланировали старт активной части от фактории Лаборовая. Планировали по реке до Большого Щучьего озера, далее хребет Оченырд – г.Константинов Камень и Байдарацкая губа с целью попробовать себя на морском льду. Решили взять на случай пухляка в горах проверенный мотобуксировщик «Paxus»: хоть как-то протоптать собакам дорогу в случае нужды до тундры.

Больше всего опасались именно горной части, поскольку в тундре-то все выдувает, а чего в горах - не известно. Положили 20 дней на маршрут и 7 дней на пургу и дневки. С учетом аномально теплой зимы и ранней весны, назначили выезд из Казани на 4 марта, чтобы не позднее 1-10 апреля выехать на зимник обратно.
Что представляют собой оба зимника или снег в горах, как всегда, не известно. Ибо, что лыжнику трасса, то собакам вовсе «не факт». А про зимники чего только не написано в интернете, от ужастиков «КАМАЗы тонут» до «на «пузотерках» ездят». Одним словом, спешим к новым приключениям.

Подготовка «матчасти» и спонсоры

Мотобуксировщик «Paxus» 500 13л.с. («Grand») нам снова выделил "Архангельский мотозавод" www.paxus29.ru благодаря отзывчивости его руководителя Павла Кошкарева. Взяли штатную модель с китайским движком. Только фаркоп попросили поставить от снегохода.

Менять что-либо в самом агрегате не стали. Добавили стационарный ящик для аккумулятора и инструментов в грузовой отсек, оборудовали в нем же фиксатор для двух 30-ти литровых канистр с бензином, да по двум сторонам моторной площадки пристрелили мягкий валик чтобы меньше набрасывало снега из-под гусеницы.
Испытания вокруг деревни показали, что буксировщик по сравнению с первыми моделями (на разрезанных и более коротких гусеницах, см. отчет Таймыр 2011г) стал меньше проваливаться в рыхлый снег.

Для «мотособаки» были изготовлены сани по образцу снегоходных северных самоделок из труб. Ширина полозьев 130мм длина по полозу 3м, ширина 900мм, клиренс 260мм. Дышло изначально крепилось за полоз, но первые же испытания заставили поднять его на силовую раму, т.к. фаркоп буксировщика гораздо ниже снегоходного и дышло при «правильном» креплении просто гребло по снегу.
На сани по периметру (Спасибо за добрые советы семье Дениса Теребихина из Волочанки) прикрепили простой и удобный полог высотой 1,4м.
Обвязку санок водителя сразу переделали по образцу 2011г: тут уже все отработано.
Одним словом, подготовка буксировщика и его саней заняла пару выходных.

Собаки и нарты

Учитывая обилие камней в горах, решили, попробовать копыльные сани, подняв клиренс до 160мм. Поперечины к полозьям фиксировали скрутками, малоподвижные и неответственные узлы - болтами. Ширина саней 620мм, длина по полозу 3м, ширина полозьев 80мм. Высота полога 900мм. Вес саней 42кг.
Забегая вперед, отметим, что по возвращении мы не нашли в нартах узлов, требующих какого-либо ремонта.
Прицепные санки решили взять одни общие с буксировщиком.

Собачий корм – дело важное и ответственное. Собака живет рядом с человеком не одну тысячу лет, но именно последние 20 «интернетных» годов никто не знает, чем ее кормить, поскольку этот вопрос неизменно вызывает бурю эмоций в любой «собачьей» компании. Теперь почти каждый владелец считает себя специалистом-диетологом, ибо «он читал», «у моей собаки было» и «сами попробуйте это есть».

Упаси вас Господь заикнуться на каком-нибудь форуме, посвященном ездовым собакам, об обычном заводском корме из соседнего зоомагазина. Мэтры интернет-ресурса вмиг объяснят вам, что покупать мясо собакам следует там же, где и себе. В крайнем случае, выписать корм ограниченной серии с Аляски, ибо там родина ездового спорта и там знают. Все крупные кормовые компании, по мнению знатоков, спят и видят, как бы нанести вашей собаке максимальный урон ядовитыми консервантами и вкусовыми добавками...

Нам проще, ибо мы «чайники» и туристы, собака для нас вроде деревенской лошади, которую берегут, кормят и ветеринару показывают, но все это ради работы, а не из любви к ее прекрасным голубым глазам и веселому нраву. Баловать псов никто и не думает.

Конечно, у нас есть в упряжке любимые собаки. Собственно, за эти годы каждая из них стала нам чем-то дорога, поскольку у каждой появилась своя история, с каждой связаны переживания тяжелых и радостных минут. Но в нас живо глубокое убеждение, что собак держат «для чего-то», а не «потому что» и что полноценное питание в сочетании с регулярностью посещений ветеринарной клиники для собак гораздо важнее полноценного «членства» в человеческой семье за общим столом...

За пять лет путешествий с собаками у нас появились определенные представления о том, что нужно делать, а чего однозначно не нужно. Так в автономную более-менее длительную экспедицию ничего кроме промышленного сухого корма вы взять не можете, т.к. просто не можете увезти. О сухом корме и речь.

В этом году нам удалось договориться с сетью ветеринарных клиник «Академ-Сервис» (г.Казань, директор Светлана Ильина) о спонсировании кормом и о ветеринарной поддержке похода (бесплатная диспансеризация «до» и «после»). На вопрос Светланы «Какой корм нужен?» мы потупились, и сказали, что вообще-то хорошо знаем и используем Royal Canin Energy 4800. Но по нашей информации в России появился более калорийный Marathon 5000. Да вот только цена на фоне курса доллара...

Мы уже говорили, что теплое отношение к друзьям, выступающим спонсорами наших экспедиций не случайно. Каждый из них под предлогом кризиса мог бы отказать или дать «что-нибудь»: куда б мы делись?! Но загадочная широта их душ не зависит от количества денег в мире.

Один день «Академ-Сервис» консультировался со специалистом по кормлению рабочих собак ROYAL CANIN RUSSIA Ульяной Первушиной, еще несколько дней обсуждал проблему с Игорем Супруновым (филиал «РУСКАН Казанский» ООО «РУСКАН Дистрибьюшн» ( ROYAL CANIN RUSSIA)). В итоге за две недели до старта мы забрали Marathon 5000 со склада «Академ-Сервис». О стоимости мы решили тактично не спрашивать, а перевели собак на смесь Endurans 4800 / Marathon 5000 в соотношении 50/50.

Собаки прошли взвешивание, сдали кровь на БАК и ОАК в клинике «Академ-Сервис».
Переход на новый корм прошел абсолютно без изменения качества их стула. Для верности давали пару дней только Marathon 5000. Потом вернули на смесь.
За 2 недели и в дороге собакам кололи витамины ( «Гемобаланс» по стандартной схеме: 1мл каждый третий день плюс накануне старта).
Часть собак (Джипси, Сира, Рыжий, Бижар) вышла на старт с небольшим избытком веса (1-2 кг). Молодежь (Иртыш, Чопа, Аян) умудрялась переваривать все лишние калории без видимых последствий.

Одежда

Ветрозащитные костюмы нашей собственной модели обновил старинный друг и спонсор Александр Зайцев (фирма «Таежник», г. Казань www.taegnik.com).
Компания «Баск» www.baskcompany.ru любезно продала нам по льготным ценам куртку ANTARCTIC и уже понравившийся нам в прошлом году спальник CHALLENGER XL.
Буксировщик с санями и баулами загрузили в прицеп. Собак и корм – в кузов. 5 марта рано утром выехали в Пермь, куда должен был прибыть из Кемерово наш старый друг Игорь Ивлев.

Зимник Приобье -Салехард (через Мужи)

От Перми через Ивдель до Приобья вполне приличный асфальт, трасса загружена гораздо меньше, чем аналогичный переход Урала на трассе Уфа - Челябинск, поэтому сказать особо нечего. Разве что удивила аномальная стоимость горючего в Югре (надо думать, спасибо «Газпрому» и «Роснефти», обосновавшимся здесь и поднявшим общий уровень цен в городе самим фактом своего присутствия). Чем-то другим трудно объяснить более низкие цены не только в Ивделе, но и в более далекой Нягани. Соответственно планируйте заправки...
Фотографий на зимнике не делали, поскольку ничего интересного в нем нет. Техническая же сторона вопроса следующая.

Выезд на зимник из Приобья следует планировать на раннее утро и при хорошей погоде. Если замело, проще подождать день-другой. В городе имеется по крайней мере гостиница «Лагуна» средней ценовой категории. Информацию о состоянии зимника всегда можно получить от водителей, выезжающих с него.
Первые 20-30км в пойме Оби дорога сильно выбита грузовиками: ямы, колеи. С прицепом ехать весьма неприятно. Потом становится легче. Зимник идет преимущественно по реке, поэтому достаточно широк. Из доставлявших неприятности препятствий – обилие крутых спусков и подъемов при пересечении притоков. Много открытых участков, где в метель будут переметы.

До Мужей характер дороги примерно одинаков.
В Мужи прибыли поздним вечером и, остановившись поужинать, обнаружили, что в прицепе сломались поперечины, державшие сани. Сани, вместе с лежащим на них барахлом, свалились на буксировщик, правда, без последствий. В дополнение обнаружили деформацию оси прицепа: это нам знакомо еще по зимнику на Бор (см. отчет 2013г). В этот раз прицеп уж никак не был перегружен. Сделали вывод, что стандартные прицепы не для зимников, и пошли рубить жерди для ремонта.

После Мужей большую часть дороги ночью ехал Руслан. По его мнению, самый плохой участок протяженностью около 100км был километров за 150 до Салехарда.
Весь перегон занял около 17 часов. Заночевали на выезде с зимника.
Утром подъехал наш друг Марс Нагуманов. Марс живет и работает на Полярном Урале уже тридцать лет. Он опытный вездеходчик старой полярной закалки и взглядов.

Марс обещал нас проводить на своем пикапе до Лаборовой, потом перегнать нашу машину в Лабытнанги и подстраховать в случае раннего наступления тепла и распутицы. Разумеется, о деньгах речи не шло.
Наши знакомства с несуществующего уже геологического поселка «110 км» продолжают жить и помогать нам. Приятно.

Лабытнанги- Лаборовая

В обед 8 марта в сопровождении друзей выехали двумя машинами на Лаборовую. Дорога представляет собой обледеневшую отсыпку с несколькими мостами. Ширина мостов - на одну машину.
Сразу стала очевидной несостоятельность нашей первоначальной идеи двигаться по этой дороге на буксировщике: масса щебня, крутые спуски-подъемы, большой трафик спецтехники, поскольку это дорога на Бованенково. Грузовики, лежащие вдоль обочины - заурядная картина. Можно, конечно, двигаться на буксировщике или собаках параллельно дороге по тундре (местами просматривалась снегоходка), но удовольствие сомнительное. Все, что требуется на самом деле, это полноприводный автомобиль с достаточным клиренсом и удовлетворительная погода.
Нам удалось проскочить до Лаборовой за 5 часов. Выгружались в темноте при начинающейся пурге в пятистах метрах перед поселком. Едва успели перевезти буксировщиком груз в низину и поставить палатку, как видимость упала до 50 метров...

Будни

9 марта
К утру метель поутихла. День посвятили упаковке груза. В дизельной поселка оставили бензин и корм на обратную дорогу. В поселок не совались, поскольку никогда не стремимся знакомить своих собак с местными.
В собачьи нарты загрузили 12 мешков Marathon 5000. Кстати, двенадцатикилограммовые мешки, в которые он упакован, оказались гораздо удобнее обычных «двадцаток». Толстый фольгированный полиэтилен, из которого они сделаны, по сути не требует дополнительной защиты от воды и механических повреждений. В отличие от многослойных бумажных мешков. Меньший вес сильно облегчает упаковку и перегрузку. Один минус - мешки очень скользкие. В следующий раз стоит все же упаковать их по 1-2 шт в полипропиленовые.
Суммарный вес нарт составил 320-340 кг, считая 80кг каюра.
Буксировщику досталось личное и групповое снаряжение 2-х человек, бензин и прицепные сани с кухней весом порядка 500кг, в том числе 80кг живого веса Игоря Ивлева.
Все, кроме палатки и личных вещей, после обеда было упаковано и уложено в сани, которые выдернули на продуваемый склон.

10 марта
Ясно. Слабый ветер.
Стартовали бодро, но уже на первом километре буксировщик зарылся в пухляк на старице Щучьей. Прямо на глазах всей Лаборовой.
Собаки наблюдали наши упражнения с буксировщиком, веревкой и санями: для них снег был хоть и рыхлый, но относительно неглубокий.
Мы дружно и бодро трудились минут 30, пока к нам на помощь не спустился местный снегоходчик Андрей, который объяснил, что деревню стоило объезжать с другой стороны. Потом подцепил сани, и за 15 минут вывел наш караван на прекрасную снегоходку, идущую вверх по реке.

Дальнейшее движение ничем не осложнялось на протяжении 20км. По дороге завернули к стоящим в полукилометре основной снегоходки чумам. Поболтали и поехали дальше. К вечеру доехали до большого зимнего стойбища с новой деревянной церковью – местной достопримечательностью. Церковь построена без единого гвоздя. Красиво и дорого.

Неожиданной оказалась по-северному яркая раскраска примыкающих церковных построек.
Как нам советовал Андрей, спросили дорогу через перевал и поехали в указанном направлении. Примета - следы недавно прошедших «трэколов».
За озером дорога довольно круто полезла в гору. Руслан, опасаясь челнока, предложил свалиться на реку, по которой длиннее, но ровнее.
Повернули направо, и по верховому кочковатому болоту, срезая наледи на ручье, через 7км выехали на берег Щучьей. Наступали сумерки. Увы нам, на реке оказалась вода. Зато не нужно топить снег.
Поставили палатки и отложили до утра принятие решения.
Дневной трек составил около 35км.

11 марта
Сильная поземка. Ясно. С-з ветер около 10м/с.
Во время сборов Игорь упустил все свои четыре «пенки», которые быстро улетели за реку. «Пенки», собственно, были выданы ему Русланом из числа запасных (свои Игорь дома оставил). Поэтому он не сильно расстроился, обещав обойтись тем изолоном, что на дне палатки. Мы позавидовали выдержке и спокойствию действительного члена РГО. И как показала жизнь, он, действительно, обошелся малым...

Руслан прокатился за поворот реки и доложил, что на всем видимом протяжении открытая вода. Смысла ходить с берега на берег от прижимов, рискуя утопить буксировщик, не было никакого. Решили вернуться к дороге через перевал и челноками затаскивать груз. Собакам, разумеется, было проще. С них в прицепные санки скинули баул килограмм на двадцать и тем же замерзшим болотом при усиливающемся ветре вернулись к снегоходке.
В начале подъема нас догнали ненцы на снегоходах. Кстати, в этот раз мы нигде не встретили упряжки оленей. Хотя к снегоходам здесь цепляют настоящие оленьи нарты, а не привычные для нас по Таймыру сани из полиэтиленовых труб. Вероятно, накладывает отпечаток наличие леса и традиции.
Перевал имеет 2-3 выраженных крутых взлета с довольно продолжительными спусками или полками между ними. Полно выдутых камней и участков земли.

Снегоходы ушли вперед, а мы продолжали карабкаться вверх. Разумеется, на перевале разгулялся ветер, скоро превратившийся в низовую пургу с видимостью метров 100.
Почти на самом перевале стоит «Дед» – большой камень, напоминающий старика. Возле него затишье, дальше снова стена снега. Оставив «Деду», как водится, подарок, выехали на перевал.
А там уже ничего не видать метров за 30, еще и сверху начало сыпать.
Спускались по навигатору ощупью до границы леса. Благо, не очень далеко. Тут и встали, счастливые, при дровах в большой шатровой палатке без дна (вообще-то ее брали для ремонта буксировщика).
Собакам натопили воды, себе развели и подрезали сала. Дневной переход около 30км.

12 марта
Облачно, слабый ветер.
Быстро скатились по лесистоу склону к реке. Несколько раз въезжали в деревья, рвали веревки и ругались.
Следы «трэколов» иногда заводили в тупики, откуда с трудом на длинных веревках приходилось вытаскивать сани. Очень даже хорошо, что перед и зад у наших саней одинаковы...

Обедали на берегу Щучьей, где радостно допили виски из Кемерово. Увы, через 100м следы «трэколов» кончились под скальным прижимом. Река здесь текла полным ходом, прорезая наледь, хотя ледяные мосты имелись.
Оставили Игоря присматривать за упряжкой и поехали по горам искать дорогу. Причина промашек стала ясна, когда мы сообразили, что «трэколы» просто заезжали пострелять то зайцев, то куропаток...
Буксировщик показал себя просто прекрасно, ибо весело втаскивал нас почти до высоты вчерашнего перевала. Останавливал лишь курумник и здравая мысль, что по таким местам дорога идти не может.
Через час нашли уверенные следы, совпадающие с отмеченной на карте дорогой, и вернулись за Игорем.
Увы, собачий надзиратель из члена РГО получился никудышный: драгоценная и уникальная шлейка, сшитая Аяну после четырех примерок по индивидуальному крою оказалась съеденной ровно наполовину.

Надо сказать, что грудина у Аяна как у грача и любая другая шлейка натирает ему грудь за первые же 30км.
Жизнь учит нас терпению и всепрощению. Вместо того, чтобы отправиться дальше к Большому Щучьему, поставили палатки и запустили швейный цех. Воды, правда, Игорь натопил, да и в реке ее хоть залейся. Зачем, спрашивается, пешню брали?!

13 марта
Пасмурно, ветер около 10м/с.
Прошли по дороге всего один хороший переход. По прямой до озера оставалось километров 8, когда поднялась пурга. Попытались двигаться коротким челноком с разведкой, но через полчаса видимость резко упала до 20м. Едва успели поставить палатку-двойку и забиться в нее втроем.

14 марта
Переменная облачность, поземка.
Решили разведать дорогу. Я пошел пешком в сторону реки (Нельзя ли выйти на ровный лед?), Руслан на буксировщике поехал по верхам. Через 20минут мы с ним объединились и доехали до сгоревших балков на дороге Щучье-Хадата.
Известный ручей, вытекающий перед самым озером, доставил нам изрядные проблемы. В месте брода под снегом оказалась вода. Первым рейсом перевезли до кордона Горнохадатинского заказника Игоря и перегнали собак. Полозья и копылья собачьих нарт при этом мигом нахватали мокрого снега, тут же и замерзшего. Вот когда вспомнился мне оставленный дома тобогган...

При переправе больших саней через ручей буксировщик провалился. Хорошо, что вода не дошла до двигателя. Вытаскивание и переправа на длинных веревках заняли часа два.
За это время Игорь откопал входы в баню, в дом и затопил печь. Мы были ему весьма благодарны. Тем более, что сугробы в сенях были под самую крышу...
Кордон навеял на нас грусть. Стоит он в сотне метров от бывшей базы геологов, которую мы помним с 1997года. Невольно сравнивали, что было и как стало теперь...

Входы в баню и дом сделаны не совсем удачно относительно местных ветров, соответственно засыпаются снегом всегда и полностью. Угля нет, дров нет, капельными печками и не пахнет... Печально, одним словом...
Но, все лучше, чем в палатке. Решили готовить на паяльной лампе, а про баню забыть. Печь подтапливали старыми досками, найденными на выдутом месте возле одного из балков.

Продолжение следует

Дмитрий Мурзин,
клуб «Казанская экспедиция»,
фото автора


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru