Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Сергей Русскин о животных и о себе

30.12.2003

Сергей Викторович Русскин - заслуженный артист России, актер Театра комедии им. Н. П. Акимова.
Наиболее известные актерские работы в кино:
1986 г. "Сентиментальное путешествие на картошку"
1995 г. "Особенности национальной охоты "
1996г. "Операция "С Новым годом"
1998 г. "Особенности национальной рыбалки "

- Сергей Викторович, как в Вашей жизни складывались отношения с животными?
- У меня с животными сложные отношения. Насколько я понял из того, что происходит со мной и животными во время съемок и спектаклей, - это вполне закономерно.  Дело в том, что искусство - кинематограф, театр - это отдельная реальность, и в нее животные не вписываются. Не помещаются они туда. Эта реальность придумана людьми и у нее свои законы, которые очень сильно отличаются от законов природы. А животные настолько естественны и живут в своем природном мире, что постичь эту человеческую выдумку они просто не в состоянии. Поскольку я принадлежу к людям из искусственной реальности, то у меня с животными абсолютная нестыковка. Но судьба складывается таким образом, что и в театре, и в кино мне приходиться очень много сталкиваться с животными. И вот тут-то и происходят всевозможные казусы. И как все противоположное, как все недоступное моему пониманию, я этот мир пытаюсь понять и изучить.

- Поскольку животные, как Вы сказали, вообще не стыкуются с этим миром, то такие казусы происходят не только с вами?

- Безусловно. Все режиссеры говорят об одном: сложнее всего снимать в кино - технику, детей и животных. Технику - потому что она всегда ломается в самый ответственный момент. Детей - потому что дети очень естественно себя ведут, и, по сравнению с взрослыми, не так далеко отошли от природы. На мой взгляд, сложнее всего снимать животных. Животные внутренне сопротивляются переходу в эту реальность. Но, по моим наблюдениям, когда они туда попадают - им там нравится. Те из животных, которым все-таки удалось сняться в кино и выйти на театральную сцену, совершенно "теряют голову", они становятся ненормальными для своего мира.

Потому что на сцене и в кино, как мне кажется, царит другая энергия, другие вибрации. И поскольку животные очень чувствительны, они эти вибрации впитывают в себя, и это производит на них ошеломляющее впечатление. На уровне шока. И когда они возвращаются в свою природную среду, то ведут себя совершенно ненормально.

цвергшнауцер- Если животные так естественны, если они не растеряли своей природной "добродетели", то, может быть, людям стоит перенять какие-то их качества?

- Возьмем, к примеру, восточный календарь. Каждому году цикла соответствует свое животное: год собаки, год овцы, год лошади. Каждое животное олицетворяет какое-то мощное качество. Если говорить о собаках, то для меня лично, собака - это, прежде всего, преданность. И все мои знакомые, которые родились в год собаки, действительно несут в себе это качество. Есть люди, похожие на собак, которые с удовольствием выполняют чужие приказания, и в этом нет ничего дурного.

Бяша

Человек, который служит другому... Допустим, самураи или телохранители. Разве они не представляют лучшие собачьи черты? Я родился в год овцы. Овца очень артистична. Она любит покрасоваться. Для нее нет ничего желаннее, чем блеснуть перед публикой. Но когда выходишь на сцену, ты должен блистать в роли, а не просто так: я вышел - рукоплещите!

У овцы есть такое качество, которое я чувствую в себе. Она любит пожевать травку на чужом огороде, она - халявщица. Русскому человеку это очень хорошо знакомо. По себе я чувствую, что я страшный халявщик. Просто это наше очень мощное национальное качество. Вот мы все недавно посмотрели "Идиота". Какое колоссальное количество халявщиков выписано у Достоевского! Ну что делать, от этого очень тяжело избавиться. Это как клеймо, которое ставят на тебе при рождении, отмыться уже невозможно. У животных я учусь очень конкретным качествам, и мое животное - овца - в этом мне очень сильно помогает. Именно тем, что она очень артистична.

- В актерских вузах есть такое упражнение - наблюдение. Суть его - сыграть какое-то животное. Припомните годы студенчества, что у Вас получалось, а что нет?

- Актеру интереснее делать такой образ, который наиболее сильно отличается от него самого. Если я показываю овцу, то, выходит, я показываю себя. Здесь нет творчества. Это - я в предлагаемых обстоятельствах. Здесь нет искусства, нет перевоплощения. Мне было всегда интереснее делать тех животных, которые от меня очень далеки по качествам характера. Например, я считаю, что у меня нет орлиных качеств, у меня нет кошачьих качеств, у меня нет обезьяньих качеств. Вот, пожалуй, лошадиные качества у меня есть. Но дело в том, что когда я выхожу на сцену, я зажигаюсь, увлекаюсь и не чувствую, что это работа. А то, что с меня пот льет, так многие говорят, что это самая замечательная смерть - умереть на сцене. Это прекрасно. Когда на пике духовного подъема, не чувствуя боли, не успев осознать и пережить это го... Раз - и все... Но не будем о грустном
.
Так вот. Это называется брать роль на сопротивлении. И в этом смысле искусство мне очень помогает жить, потому что я могу сыграть то, чего во мне нет. Это значит, что мне удается "вырастить" в себе эти качества. Когда мы в институте делали этюды на показ животных, то, я помню, педагог нам говорил: "Вы изображаете лошадь. Прежде всего, вы должны понимать основное качество этого животного". Вот мы говорим: "человек работает как лошадь". У нас лошадь олицетворяется с чем-то тяжелым, неблагодарным...

Мы все время добавляем определение "ломовая" или "цирковая". И из этих двух слов сразу возникает картина, все становится определенным и ярким. Вообще, образы животных, эти маски очень конкретизируют наши человеческие понятия. Делают их ясными и очень понятными. "Допился до поросячьего визга", "работает как ломовая лошадь", "предан как собака", "навьючили как ишака", "плюется как верблюд" - животные дают нам возможность собрать и конкретизировать расплывшуюся действительность.

Два актера. Фото А. Иванов

Определить ее очень ярко и четко. Животные дают нам возможность более ясно понимать то, что происходит вокруг нас и в самом себе. Когда в душе поднимается ярость - становишься похож на тигра. Вырастают в душе какие-то царственные качества - начинаешь чувствовать себя львом. Мы говорим "предан как собака" - и всем ясно, о чем идет речь. Говорим "свинья". С чем у нас связывается понятие? Ну, понятно с чем.

- Расскажите про эпизод с коровой в "Особенностях национальной охоты". Там, где Вы подходите к ней с ножом... Это была дрессированная корова?

- Ей вкололи транквилизатор. Корова должна была лежать спокойно в течение всей съемки этого эпизода. Но съемки - это же продолжительный процесс: пока ставили свет, готовились - прошло довольно много времени. И в тот момент, когда мне надо было к ней подходить, действие снотворного уже прошло. В фильме получилось все так естественно потому, что это было на самом деле. К моменту, когда мне пришлось ее немножко уколоть ножом, корова уже очнулась, дрыгнула ногой и по-настоящему боднула меня. Это, конечно, было предусмотрено сценарием, но не до такой же степени. Я не ожидал такого поворота событий, и моя реакция была вполне естественной... Именно этот эпизод и вошел в фильм.

- А ветеринарный врач на съемочной площадке присутствовал?

- Был дрессировщик. Нет, не дрессировщик коровы. Корове дрессировщик не нужен. Был просто человек из ближайшего колхоза. А что касается дрессировщика, то был дрессировщик медведя. А с коровой все было благополучно, я знаю, что потом она снималась в "Особенностях национальной рыбалки". Помните, фильм начинается с того, что под дождем случайно цепляют не автомобиль, а корову. До этого снимали других коров, но с ними измучились. Коровы не справлялись: они были не точны, они не вовремя поднимались и бежали не в том направлении. Тут же очень много сложностей. Надо, чтобы она бежала в направлении камеры, выдерживала фокус, не замечала объектива. И когда привезли ту корову, она с первого дубля все выполнила. Это говорит о том, что животные, которые начинают сниматься в кино или играть в театре, становятся профессионалами. Существует такой закон, что актеру с животным нельзя играть, потому что животное всегда переиграет человека. Животное более органично.

Когда я работал в театре "Комедианты", был такой случай. Надо сказать, что в театрах вообще любят заводить животных. Театр - это же одна большая семья, к животным там относятся очень хорошо - кормят и лелеют. Животные живут в свое удовольствие, размножаются... Потом, конечно, хозяева не знают, куда этих котят или щенков пристроить... Ну, это вечная история. И вот, в этом театре была такая кошка - любимица труппы. Представьте: идет спектакль, вдруг на сцене появляется она, спокойно, по-хозяйски оглядывает зрительный зал, выходит на авансцену, оглядывает зрителей, артистов. Естественно, что в этот момент всё остановилось - и артисты, и зрители стали смотреть на эту кошку. А она, спокойно посмотрев на все это, так же спокойно и ушла. После этого играть уже было невозможно - зритель моментально стал замечать всю фальшь артиста.

- Расскажите, как добились того, что медведь в фильме бегал с вами?

- Просто мазали медом "ствол". Для медведя это как наркотик. Примечателен случай, произошедший во время съемок. Случай, который показывает, что во многом человек ведет себя неправильно. А поскольку он - "царь природы", то указать ему на безобразное поведение некому. Фильм снимался на хуторе, ну и понятно, что все на этом хуторе, на полянке, где стояла верандочка, курили. А поскольку там урн не было, то "бычки" все бросали на землю. И через неделю вся съемочная площадка была усыпана окурками. Ассистент режиссера, весь в мыле, бегал и кричал: "Прекратите курить, это уже невозможно снимать, это уже не природа, вы все тут захламили!". Понятное дело, что его никто не слушал. Потом, когда привезли медведя, начали замечать, что ассистент как-то поуспокоился и перестал всем надоедать. Кто-то обратил внимание, что площадка, на которой мы снимали, была девственно чиста, без единого окурка. Оказывается, этот мишка съел все "бычки". Такой своего рода курильщик, наркоман. Он все вылизал, и была абсолютная чистота. Сначала все посмеялись, а потом стало как-то неловко за то, что он за нами мусор убирает. Вот так он нам показал, как себя вести.

Сергей Русскин- А что было налито в бутылки? Не настоящая же водка?
- А там была такая медовая водичка.

- Откуда взялся этот мишка?
- Дело в том, что мы же на всем экономили. Брать медведя из цирка - очень дорого. Это был медведь "с улицы". В буквальном смысле. У нас на Невском сидят мишки, возле стоит бочонок с надписью "подайте на мед"; на этих мишках очень хорошо зарабатывают. На животных можно просто зарабатывать - человек уже и до этого опустился. С ним приехали этакие "а ля дрессировщики". Им второй режиссер сказал, чтобы они никому не признавались, что они с улицы, что они "крутые", и они поначалу так себя и вели. Потом, в последний день съемок, когда мы мылись в бане, эти ребята расслабились, выпили немножко... То, что они сказали, было для всех шоком: "Если честно, мы его так боимся... Как вы вообще с ним работали - он же дурак неуправляемый!".

Сцена из спектакля "Яблочный вор "

- А кроме этого маленького медвежонка кто-то "пробовался" на роль?
- По сценарию был предусмотрен огромный медведь. Но вы же понимаете, что медведь после 2-3-х лет становится неуправляемым, не поддается дрессировке и не понимает никаких команд. Когда привезли маленького медведя, режиссер сказал, что по сценарию должен быть большой медведь и маленький не подходит. "Привезите мне большого. С этим я работать не буду". Все безуспешно пытались его убедить в том, что большой медведь небезопасен, что он может тут все разнести, рассказывали какие-то совершенно жуткие истории. Но режиссер жестко стоял на своем. Всё, как обычно, решил случай. Одна девушка, которая приехала на выходные к своему знакомому осветителю (они были "после вчерашнего", и девушка была поддатенькая), подошла к этому мишке, хотела его приласкать и стала его гладить, что-то приговаривая. В этот момент мишка "легким движением руки" так ее царапнул, что в этот момент все, в том числе и несговорчивый режиссер, сразу решили, что иметь дело, на всякий случай, лучше с маленьким "медведенком", потому что большой сразу снесет полголовы. А этот только так - "чуть-чуть" - погладил девушку.

- Если что-то не получается в кино - можно сделать несколько дублей. Но театр - это совсем другое. На сцене невозможно исправить ошибку. Когда на спектакле "Яблочный вор " вам предложили работать с собакой, как вы к этому отнеслись?

Не было никаких сложностей. С той породой, с которой работаю я, а это цвергшнауцер, нет абсолютно никаких проблем. Чем характерен Бяша? Это собака высочайшего аристократизма. Он не позволяет себе ни лаять, ни кусаться. Не потому, что он слабое существо, а просто он так воспитан, что не позволяет себе вести себя дурно. Я помню, как перед премьерой этого спектакля все были на нервах: вели себя недостойно, было очень много криков, суеты. И в этот момент Татьяна Сергеевна Казакова (гл. режиссер Театра комедии им. Акимова) сказала: "Посмотрите на Бяшу, поучитесь у него, как себя вести". А Бяша спокойно сидел и смотрел на всё как бы свысока, с этаким аристократическим отлетом духа. Он смотрел на всю эту суету, и все были поражены его поистине философским взглядом на жизнь.

И, знаете, как-то все успокоились, пришли в себя. Поэтому я у Бяши очень многому учусь: терпению, спокойствию, манере себя вести в любой ситуации, даже в самой неподобающей для животного или для человека. Я думаю, что именно благодаря своей интеллигентности, своему аристократизму, а теперь я знаю, что еще и благодаря своему артистизму, Бяша побеждает на всех международных конкурсах.

- Когда к Вам пришла уверенность в том, что Бяша не подведет на сцене? В самый ответственный момент не станет  биться в руках, или не выкинет еще какой-нибудь фокус.
- Бяша проходил кастинг в нашем театре. Кроме него было еще две собаки, насколько я помню. Суть не в этом. Бяша прошел кастинг. Он победил. Он настолько чувствовал сцену, чувствовал меня, окружающую обстановку, что не победить просто не мог. Меня постоянно поражает следующая ситуация: в одной из сцен спектакля я к нему обращаюсь со словами: "Бяша, я с тобой разговариваю!" И именно в этом месте, на всех спектаклях, Бяша артистически, как бы играя роль, отворачивает от меня голову - мол, я в таком нервном состоянии, что не хочу тебя слушать. Я не понимаю, через какие каналы восприятия это происходит у собак, но они, наверное, более чувствительны, более тонки в восприятии, более гибки, в любой ситуации. И в этом смысле нам надо у них учиться.

- Не каждому дано почувствовать, есть контакт между животным и человеком или нет. Как почувствовали это Вы?
- Я думаю, что все это зависело не от меня. В этой ситуации Бяша показал себя более чувствительным, чем я. Вы спрашивали, из чего состоял кастинг. А просто выпускают собаку на сцену и смотрят, как она себя ведет. Нервничает, суетится, бегает. Когда вышел Бяша, то всем стало ясно, что эта сцена именно для него. Он ходил по ней, как по своему дому, по своей квартире. Он "смотрелся" в отличие от других. Он это принял очень органично, абсолютно не сопротивляясь. Я думаю, что он так же принял и меня, как условие этой игры. И в связи с этим, мне все время кажется, что он гораздо тоньше воспринимает все происходящее, чем я. Мы только называемся людьми, но являемся ли при этом более разумными существами, чем животные, которые с нами живут, это еще большой вопрос.

Я помню, как у меня дома жил попугайчик. Чтобы ему не было скучно, ему подсадили подругу. Она, когда ее выпускали полетать по квартире, вела себя совершенно недостойно. Общипывала обои, грызла стенки, перегрызла все книги... А наш попугайчик на это так спокойно смотрел, принимая ее такой, какая она есть. Ведь эта ситуация была насильственная, не он ее выбирал. В конце концов, мы поняли, что они не соответствуют друг другу. И мы ее отдали в надежные руки, где, может быть, она была счастлива.
Достойный образец для подражания, на мой взгляд.

- Это было единственное Ваше животное?
- По моему глубокому убеждению, и это написано в самых древних ведических книгах, животные не должны жить вместе с людьми, в одном помещении, они должны жить отдельно, на природе. Они, конечно, могут жить рядом с людьми, но собака должна жить в будке, на улице. Так должно быть - животное предназначено к свободе. Ну как может жить собака в коммунальной квартире?

- Это можно сказать о диких животных. Но собаки - они же насквозь домашние!
- Да, это уже продукт человеческого разума. И являются ли они теми животными, которые были созданы Господом Богом изначально? Я не могу, правда, говорить это про Бяшу. Потому что считаю, что он в каком-то смысле не собака, он - лучше многих людей. Люди и заводят себе собак, потому что видят в них те качества, которые хотели бы видеть в других людях; качества, которые уже исчезли из нашего человеческого сообщества, а в животном мире они сохранились. Пока еще. Вы знаете, как должны были избавляться от беспризорных собак к 300-летию Петербурга? Да, совершенно верно, отравленной приманкой. До чего мы дошли, что своих меньших братьев просто отравой убиваем. Мне кажется, что надо сделать так, чтобы не было бездомных собак. А для этого, человек, который берет к себе в дом собаку, должен, прежде всего, быть ответственным перед этим поступком. Должен задуматься, а может ли он дать этой собаке ту заботу, уделить ей свое время, чтобы она не мучилась, а жила счастливо. Люди же в большинстве случаев берут собаку для своего удовольствия. Кому-то одиноко, и надо, чтобы рядом была живая душа; кому-то не на кого выплеснуть нерастраченные любовь и заботу о ближнем. Но есть ведь еще и жажда власти над живым существом, желание самоутвердиться, мода, наконец... Так давайте будем людьми во всем. Беря в дом собаку, следует подумать, сможешь ли доставить ей радость. В первую очередь ей, а потом уже себе.

Игорь Федотов, фото Валерия Гордта


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru