Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Кошка, почему ты не собака - 2

18.03.2005

Читать Кошка, почему ты не собака? Часть 1

Добро и зло

Итак, начались "тёмные" Средние века. Я намеренно взял слово "тёмный" в кавычки. Не всё там было темно, и не все события, которые современные историки мажут чёрной краской, на самом деле были чёрными. Кстати, сожжение на кострах еретиков и ведьм - людей с физическими и психическими отклонениями и аномалиями - можно объяснить и с биосоциологической точки зрения: человеческая цивилизация таким варварским способом проводила генетическую селекцию, направленную на уменьшение мутаций в популяции и улучшение человеческой породы. Так или иначе, но вместе с ведьмами сжигались чёрные кошки.

Их считали порождением зла и олицетворением тёмных сил. Чёрных кошек настолько боялись, что волей-неволей проводилась селекция - скрещивание кошек чёрных и цветных: хоть что-нибудь - хвостик или лапка, грудь или ушко должны быть беленькими. Кошки, в основном, страдали на Европейском юге. Чуть позже в Северной и Западной Европе наступили чёрные дни для чёрных собак. Чёрный пудель стал олицетворением дьявола и неслучайно у Гёте Мефистофель явился Фаусту в образе чёрного пуделя. Когда в келье Фауста чёрный пудель превратился в духа, Фауст скороговоркой спросил: "Как ты зовешься?" Мефистофель отмахнулся: "Мелочный вопрос". Однако этот вопрос был в Средние века не мелочным - это был вопрос догмы.

Вернёмся к котам. Михаил Булгаков вывел в своём романе "Мастер и Маргарита" кота-оборотня и любимого шута Воланда - Бегемота. Имя Бегемот взято из апокрифической Ветхозаветной книги Еноха, которая не вошла в Библейский канон. В ней упоминалось морское чудовище Бегемот вместе с женским - Левиафаном, обитающим в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".

По свидетельству жены Михаила Булгакова, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Писатель только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготован вечный приют "праведным и избранным". Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу - пажа.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката). Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в "нехорошей квартире", а тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо).

Там приведён рассказ о том, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания. Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.

Кстати, интересно было бы порассуждать о белом и чёрном цветах как олицетворении добра и зла. О том, что в разное время в разных странах и в разных культурах (и в различных ментальных, имущественных и образовательных слоях в рамках одной культуры) ассоциативные пары "белое добро" и "чёрное зло" диаметрально менялись. Между прочим, когда меня спрашивают, почему я одеваюсь во всё чёрное, я вполне серьёзно отвечаю, потому что чёрный цвет - цвет чистоты, радости, девственности, невинности и хорошего настроения.

Надо мной смеются. "Посмотрите, идиотики, отвечаю я, - как одеваются монахи. А ведь главное их чаяние - стремление к Свету, чистоте, Богу". Конечно, я немного лукавлю. Чёрный цвет - скромность, отречение от мирских радостей. Впрочем, проблема белого и чёрного - совсем другая история.

Кошки живут в русских православных монастырях. Монахи подкармливают их. Кошки могут находиться в церковных помещениях (кроме алтаря). Собак с территории монастырей прогоняют, и уж тем более гонят их из церковных помещений. Кошка может жить в доме православного христианина. А вот если в квартире собака священник даже освящать это помещение не станет: у православного христианина собака должна жить в будке на дворе. Почему так? Сколько ни спрашивал я об этом приходских священников и монахов - вразумительного ответа так и не получил. Могу успокоить строгих читателей - не в "бесовщине" дело. Просто традиция такая. Традиции в Православной Церкви почти так же сильны, как и догматы (непреложные законы).

Мужское и женское

С нашей, европейской точки зрения, кошка - это уют, дом, ласка, нежность, мурлыканье. Кошка олицетворяет женское начало. Собака - охотник, защитник, сторож, игрок. Олицетворение мужской ипостаси. Конечно, кошка - охотница. Но охотница грациозная. Не охотник, не грубый и пьяный забияка-матерщинник. Конечно, есть и собачки - пупсики, игрунчики, которые даже не лают, а ноют и просятся на руки.

И всё-таки... Всё-таки противопоставление собак и кошек как мужского и женского начала имеется лишь в нашем, человеческом мозге. Уточним - в европейском человеческом мозге. Это обусловлено культурными и этно-историческими традициями европейцев. В Азии подобной дихотомии не существует, а в цивилизациях Крайнего Севера точка зрения диаметрально противоположная.

Итак, это мы, европейцы, несём в себе груз предрассудков и "родимые пятна" своей истории и культуры. Что же касается кошек и собак, то их нужно просто любить так же беззаветно и преданно, как они любят нас, своих (хозяев - почти написала моя разбежавшаяся рука, но я вовремя остановился)... старших партнёров и друзей. Или, как принято говорить сейчас, в эпоху политкорректности, своих коллег.

Литература

Альдред С. Египтяне. Великие строители пирамид! с англ. - М.: Центрполиграф, 2004. - 190 с. 
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь в 86 томах. - СПб, 1890-1907. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Белая гвардия; Мастер и Маргарита. - Минск: Юнацтва, 1988. - 670 с. 
Булгаков М.А. Великий Канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита". - М.: Новости, 1992. - 544 с. 
Зеркалов А.И. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о "теологии" романа 
М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Наука и религия. - 1987. - Р8. - С.49-51; Р9. - С.27-29. 
Мертц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: Легенды и факты ! с англ. - М.: Центрполиграф, 2004. - 457 с. 
Подосинов А.В. Символы четырёх евангелистов: Их происхождение и значение. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - 174 с.

Игорь Попов, кошколюб


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru