Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

Собаки в фильмах Тарковского

25.03.2005

Посланники бытия

"Он сказал <...> ну а лошадь собакой заменим"
Из воспоминаний М. Чугуновой, ассистента
Тарковского на фильмах "Солярис", "Зеркало", "Сталкер".

На одной из конференций кто-то спросил Тарковского, зачем в "Сталкере" появляется собака. Андрей Арсеньевич ответил, что "низачем", просто он не представляет себе мира без животных. В произведениях всех настоящих, больших художников хотя бы один раз появляется какое-нибудь животное. Это своего рода долг, один из способов отдать дань природе, началам, отблагодарить Создателя и приобщиться добру и истине.

И неудивительно, что чаще всего выбор падает на собаку - существо, издавна сопутствующее человеку и наиболее близкое ему по духу, доступное пониманию, олицетворяющее верность. И Андрей Тарковский, гениальный режиссер и ищущий, стремящийся к правде человек, создал в своих фильмах один из наиболее напряженных, символичных и таинственных образов собаки.

В ранних фильмах Тарковского ("Иваново детство", "Страсти по Андрею") появляется лошадь - белый конь, символизирующий жизненную красоту и богатство природы, и, вместе с этим, означающий, что мир, в котором мы живем, может быть гармоничным, совершенным, - нужно только стремиться к этому и действовать. Но уже в "Солярисе" эта возможность исчезает. Надежда на гармонию всего мира заменяется на гораздо более слабую надежду гармонии хотя бы в Своем Доме, который к тому же становится другим миром - так называемым "миром вечности", в отличие от всего остального мира - "мира времени". И в этом полупризрачном "мире вечности", помимо еще не совсем исчезнувшей из жизни людей лошади, появляется собака.

собаки в фильмах Тарковского

В "Солярисе" собака, бульдог, появляется в самом начале. Она радостно бегает по поляне перед домом Криса и представляется обыкновенным домашним любимцем, тогда как лошадь, цоканье которой, пока ее саму еще не видно, глуховато и таинственно звучит над темной неподвижной водой озера, пугает приехавшего в гости мальчика.

В этом эпизоде первый раз делается акцент на избранности дома отца Криса Кельвина: коня, олицетворяющего, как уже говорилось, жизненную красоту и возможность гармонии в мире, пугается мальчик, пришедший извне, из-за границ этого островка истинного мира, каким является дом. Собака же здесь пока и в самом деле только один из атрибутов или индексов настоящей, гармоничной жизни.

Эту же собаку, только еще маленькую, держит в фильме на взятой Крисом на Солярис пленке и мать Кельвина - женщина, принимавшая участие в создании Дома. И щенок здесь выступает символом семейной гармонии, естественности отношений членов семьи друг с другом. В отличие от других собак Тарковского, в этой, породистой (и не просто породистой, а служебной, то есть достаточно далекой по сравнению, например, с охотничьими, от дочеловеческой природы собаке) подчеркнуто ее искусственное начало.

На естественность же отношений семьи Криса с природой указывает присутствие в Доме коня. "Солярис" - переходный фильм, единственный, где собака и лошадь даны вместе и на равных. Конь и собака появляются в виде рисунков и на Солярисе. Причем изображение коня висит в каюте погибшего Гибаряна, самого ранимого и наиболее привязанного к земле и к мечте о земном совершенстве члена экипажа. А изображение собаки, - вырванную откуда-то иллюстрацию, - находит Крис, сознательно вставший на трудный и зыбкий, полный сомнений путь поисков истинного бытия и находящийся еще в самом его начале.

Группа охотников с собаками на картине Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", в которую вглядывается "гость"-Хари в эпизоде с просмотром киноленты, всем существом стремясь к этому недоступному для нее миру, через страдание становится настоящей Хари, так же символизирует близость первозданной природе, истинному бытию.

собаки в фильмах Тарковского

Прилетев на "Солярис", Крис, напуганный и остро переживающий происходящее, забывает о доме и даже готов навсегда остаться на станции ради Хари. Но когда он заболевает, то в бреду видит дом, к которому подсознательно стремится, и собаку, но не в доме, а на станции.

Она как бы приходит за ним из того мира, зовет его обратно. И Крис "возвращается" домой, в единственное в мире место, где он может найти если не счастье, то покой и гармонию, место, которое он воспринимает как смысл своей жизни. И первый, кто встречает его на поляне, - собака, она же ведет его к дому.

Фильмом, в котором окончательно произошла замена символического образа коня образом собаки, стало "Зеркало". Этот образ использован здесь не так ярко и появляется всего один раз, в одном из фрагментов сна героя, но собака уже не та, что в "Солярисе", а дикая, беспородная и неприкаянная - такая, как будет в "Сталкере".

В "Сталкере" обычный дом героя, напротив, дан как олицетворение разрушенного, изуродованного человеком мира, в сырой полутьме которого нет ничего живого, ничего прекрасного, а значит, нет и надежды на спасение, на достижение гармонии. Местом, где можно обрести истину, здесь становится Зона, таинственно живой островок природы, поглотившей губительные творения человеческих рук. Но Дом по-прежнему остается незаменимым элементом для нахождения человеком истинного смысла жизни, изменился только взгляд на то, что, собственно, является настоящим домом. И первыми словами Сталкера по прибытии в Зону будут: "Ну вот, мы и дома".

собаки в фильмах Тарковского

В "Солярисе" четко противопоставляются два мира: реальный в начале и не утратившей своей главной функции в конце, - дом отца Криса, как островок сохраняющегося в мире совершенства, и мертвая или ложно, искусственно живущая космическая станция, а в "Сталкере" границу между мирами размывает сон, видение.

Чтобы найти истинный путь, герой не только проходит Зону, но и, находясь в ней, то есть уже на дороге познания, переживает видение. И именно тогда, во сне к нему приходит собака, которая останется с ним до конца. Она перейдет сначала границу между сном и явью и последует за Сталкером по разрушенным переходам старого дома, а потом и границу Зоны, - выйдет из мира возможной гармонии в мир безнадежный, чтобы вести героя к истине сквозь опасности Зоны, пустоту обыденной реальности и сомнения духа.

Роли человека и собаки по сути поменялись. Человек только формально остается ведущим. А на самом деле собака, появляясь почти из ниоткуда, сама выбирает и находит "хозяина" - того, кто по-настоящему готов к самопожертвованию ради поисков и спасения истинного бытия - и как создание неизмеримо более близкое к первозданной природе и, следовательно, к истине, ведет запутавшегося в ложном человека по рушащемуся миру.

И вместо спокойствия и надежности, которая, казалось бы, должна исходить от идущей рядом с человеком собаки, от нее исходит тревога и неуверенность, оттого что человек перестает быть знающим и властвующим, а его обычно верный спутник - собака - перестает соответственно быть существом, видящим в человеке бога. И нарушение этого древнего, сложившегося еще в те времена, когда мир был гармоничен, закона неизбежно, несмотря на близость собаки природе и ее чуткость, несет с собой ощущение хрупкости, опасности выбранной дороги.

Самый яркий образ собаки появляется в предпоследнем фильме Тарковского - "Ностальгии". Здесь он присутствует практически на протяжении всего фильма, за исключением лишь первых эпизодов. Крупная, похожая на овчарку собака неизменно сопровождает помешанного Доменико, точно такая же (или это одна и та же?) появляется в видениях Андрея и в гостинице у его кровати, а в противоположность этой "дикой", не созданной человеком собаке, в нескольких кадрах мелькает рядом с "нормальной" хозяйкой спаниель.

собаки в фильмах Тарковского

Первая, появляющаяся в фильме собака - спаниель, которого ведет на поводке капризная недовольная дама. И несмотря на то, что благодаря этому псу мрачный коридор гостиницы на мгновение оживает, в этой собаке чувствуется что-то ложное.

Это не свободное, олицетворяющее надежду на спасение существо, пришедшее к человеку из еще не тронутых им островков природы, а искусственно выведенная порода, не могущая, как это было и в "Солярисе", помочь человеку достичь единения с истинным миром.

Соответственно и хозяйка спаниеля не принадлежит, в отличие от всех остальных героев Тарковского так или иначе связанных с собаками, к избранным. Она не видит в собаке посланника бытия, способного указать путь к гармонии, а уверена в своем превосходстве, в своем праве ведущего. Но собака, даже породистая и обреченная на роль и жизнь ведомого, все-таки остается существом близким природе и остро чувствующим истинность, и в грустном утреннем тумане спаниель будет уныло сидеть на краю серного бассейна, в котором купается, ведя праздные разговоры, его хозяйка, и с тоской смотреть на свободно идущего рядом с Доменико пса.

Большая темная собака, видная в темноте только силуэтом и пришедшая неожиданно и совершенно непонятно откуда, ложится рядом с кроватью засыпающего Андрея, еще раз (кроме падающего на него белого пера и большой седой пряди в еще черных волосах) подтверждая его избранность. Но это единственный раз, когда собака придет к нему в реальности, в "мире времени".

За несколько минут до этого Андрей увидит такую же собаку в своем видении, с ней будет играть его дочь на склоне перед родным домом, в России. Видения родного дома, семьи и являются для Андрея "миром вечности", истинным домом и бытием, тем, чем был дом отца для Криса Кельвина и Зона для Сталкера. И эти сны будут сопровождать Андрея на протяжении всего фильма.

собаки в фильмах Тарковского

Но кроме собаки, символизирующей надежду на возможность героя сделать что-то для сохранения стремительно гибнущей гармонии мира, в видениях Андрея появится лошадь. Но не то, полное жизненной красоты совершенное животное, как в "Андрее Рублеве" и "Солярисе", а неподвижное, похожее скорее на муляж, пародирующее собственное значение создание, показывающее, что и "мир вечности" перестал быть идеальным, что он только отражает "мир времени" со всеми его как светлыми, так и темными силами, и больше не является конечной целью, а стал лишь средством в поисках истинного бытия.

И, наконец, третья и наиболее полно отвечающая своему значению собака появляется в сцене у утреннего бассейна. Это пес, неизменно сопровождающий Доменико, которого считают юродивым. Доменико все время разговаривает с ним, как с разумным существом, и начинает испытывать страх, беспокоиться, когда не видит его рядом. Таким образом, эта собака, являясь частью и посланцем истинного бытия, отражает неразрывное единство с ним, Доменико.

Уже при первой встрече Андрея и Доменико они чувствуют, что чем-то очень близки, и вскоре Андрей становится учеником Доменико, последователем его веры. Но на протяжении почти всего фильма он остается только в самом начале поиска, в самом начале дороги познания и символизирующая истинные отношения с бытием собака так и останется только в его снах, не перешагнет границы миров, как это произошло в "Сталкере". Но она навсегда останется с Андреем в "мире вечного" - у пруда перед деревянным домиком под идущим в родной, а значит, истинной, России снегом. И будет уже не важно, что это за собака: та ли, что приходила к нему однажды в реальности, та ли, что являлась в видениях, или та, что была раньше с Доменико.

собаки в фильмах Тарковского

С Доменико, который, в отличие от Андрея, так и не понял или не захотел поверить, что никого нельзя освободить извне и образумить личным примером. И в безумной (или непостижимо светлой) надежде спасти и образумить Доменико сжигает себя на площади.

Но площадь не шевельнулась, вздрогнула и подалась вперед только собака, почувствовавшая что-то неладное, потерявшая своего хозяина и ученика, а ее надрывный жалобный лай заглушили рвущиеся из старого патефона заключительные аккорды "Оды к радости".

Использованная литература
Игорь Евлампиев "Художественная философия Андрея Тарковского", СПб., 2001
"Мир и фильмы Андрея Тарковского", составление и подготовка текста А. М. Сандлер, М., 1991

Александра Соболева


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru