Разместить объявление




Продажа собак
Продажа собак
Корма для собак
Корма для собак
Питомники собак
Питомники собак

Происхождение собак - 5

16.10.2010

Происхождение собак. Часть 1. Верхний палеолит

Как пес стал другом. Если Вы любите цветок

У японцев есть пословица: «Если Вы любите цветок, то полюбите и горшок, в котором тот растет». Если мы любим наших четвероногих домашних питомцев: собак, кошек, лошадей и всех тех, кого приручили, мы будем постоянно стремиться узнать как можно больше обо всем, что с ними связано, чтобы понять, о чем говорят заглядывающие в душу глаза, которые ловят каждое наше движение.

Почти все аборигенные японские породы собак по типу относятся к шпицам. Исключение составляет только тоса ину, которая не считается полностью аборигенной породой. Как пишет Барбара Буйе (Barbara Bouyet) в книге «Акита – сокровище Японии», большинство японских пород собак являются шпицами или «северными собаками» и имеют сходные физические характеристики: небольшие стоячие уши, хвост, свернутый колечком на спине, короткую «двойную» шерсть (с жесткими покровными волосами и густым подшерстком) и голову в форме треугольника.

Различия между ними незначительны и касаются размера, цвета шерсти, области их использования и других дополнительных характеристик. В самой Японии из-за такого большого сходства местные породы собак подразделяют на три группы:

• крупные – акита,
• среднего размера – кай, кишу, айну и шикоку,
• мелкие – сиба.

Названия большинства японских пород восходят к конкретным районам и областям Японии, откуда они происходят: префектура Акита на острове Хонсю, провинция Тоса (прежнее название префектуры Коти) на острове Сикоку (прежнее написание в старой русской орфографии Шикоку), острова Хоккайдо и Сикоку.

Единственная порода, которая не соотносится с определенным районом Японии – это сиба-ину. В названии японских собак вторую часть составляет «ину» (иногда его синоним «кен», как в прежнем названии «хоккайдо-кен», которое заменили на «хоккайдо-ину» в 1937 г., эта порода также известна как «айну-кен» или просто «айну») – японское слово, означающее "собака". Таким образом, названия японских пород означают «собака из Акиты», «собака из Коти», «собака из Шикоку» и т.д.

Первоначально как акита-ину, так и тоса-ину были чистокровными японскими аборигенными собаками, но впоследствии их скрестили с западными породами собак. Строго говоря, в настоящее время их нельзя считать чистокровными аборигенными японскими породами (особенно тоса-ину). Японский хин, японский шпиц и японский терьер не считаются аборигенными японскими породами.

В 1928 г. была основана «Организация по сохранению японских собак» (Nihon Ken Hozonkai, сокращенно Nippo), признанная японским правительством как официальный орган, который занимается сохранением аборигенных японских собак, спасением их от вымирания. Первую выставку собак эта организация провела в 1928 г. В 1931 г. семь из десяти японских пород были объявлены в Японии национальными природными памятниками.

В годы Второй мировой войны количество собак аборигенных японских пород резко сократилось. В послевоенные годы, благодаря энтузиазму любителей и работе различных обществ по сохранению японских собак, удалось восстановить довоенное поголовье. В 1948 г. был создан Японский кинологический клуб (Japanese Kennel Club (JKC)), признанный японским правительством как «объединенная ассоциация для всех пород собак», который совместно с Nippo осуществляет деятельность по сохранению аборигенных собак Японии.

Японцы очень ценят аборигенные породы собак, так как считается, что они обладают особыми качествами, которые ассоциируются с концепциями силы духа, послушания, преданности, храбрости и чувства собственного достоинства.

Темперамент японских собак отличается спокойствием, продуманностью действий и тактичностью. Их почти треугольной формы глаза с поднятыми внешними уголками глубоко посажены, что предполагает «дух, пылающий внутри». Другой отличительной чертой большинства аборигенных японских пород является их «молчаливость»: они лают только тогда, когда «есть о чем полаять». Это объясняется тем, что их разводили специально как охотничьих собак.

Вместе с тем японские собаки очень нуждаются в постоянном человеческом обществе: щенки должны воспитываться в доме, а взрослых собак нельзя содержать на «заднем дворе», так как при этом у них развиваются личностные проблемы и их поведение может причинить очень большой ущерб. Японские собаки должны постоянно находиться в своей «человеческой семье», а изоляция их от владельца и членов его семьи вызывает у них большой стресс, что также объясняется долгой историей создания этих пород.

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОРОДЫ СОБАК

В 2004 г. в статье «Генетическая структура чистопородных домашних собак» (Heidi G. Parker et al., «Genetic Structure of the Purebred Domestic Dog», “Science”, May, 2004) были опубликованы результаты генетических исследований 85 из 167 пород, зарегистрированных Американским кинологическим клубом (American Kennel Club), которые были проведены группой ученых под руководством Хейди Паркер.

В результате этих исследований было установлено, что у некоторых, хотя и географически удаленных друг от друга, пород не произошло замещения определенных элементов генетической структуры, характерных для волка. Эти результаты подтвердили предположения некоторых ученых о том, что в древности ранние собаки-парии, происходящие из Азии, вместе с кочующими группами людей мигрировали как на юг Африки, так и на север, в Арктику.

В эту группу вошли северные породы, которые фенотипически напоминают волка – такие как аляскинский маламут и сибирская хаски. Они показали наибольшую генетическую близость к волку, который является непосредственным предком домашних собак. «Собаки из этой группы могут считаться лучшими представителями предкового генного пула собак» – говорится в статье.

Таких пород среди исследованных оказалось 14. В эту генетическую группу вошли: басенджи (Центральная Африка), салюки и афганская борзая (Средний Восток), тибетский терьер и Лхаса Апсо (Тибет), чау-чау, пекинес, шарпей и ши-тцу (Китай), аляскинский маламут, сибирский хаски и самоедская собака (Арктика), акита и сиба-ину (Япония). Ученые также отметили, что всего в мире насчитывается около 400 пород собак, а исследовано было только 85, поэтому не исключено, что в ходе дальнейших исследований будет установлено, что существуют и другие древние породы собак.

Читать 1 часть

ПРИМИТИВНЫЕ СОБАКИ

Любителям японских аборигенных пород, таких как акита и сиба-ину, известно, что их относят к так называемым примитивным породам собак.

Международная кинологическая федерация (FCI) классифицирует в качестве примитивных пород все северные породы собак, европейского и азиатского шпицев, некоторые породы борзых и тайского риджбека. В пятой секции 5-ой группы, которая озаглавлена «Европейские и азиатские шпицы», перечислены такие породы как: китайский чау-чау, немецкий евразиер (ойразиер), корейский джиндо, семь японских пород – акита, хоккайдо, японский шпиц, кай, кишу, сиба и сикоку, а также, в качестве «предварительно принятого», тайваньская собака (формосанская горная собака или просто формосан).

Примитивные или аборигенные собаки – это псовые, которые сохранились в приближенной к первоначальной форме и эволюционировали без или при небольшой степени человеческого вмешательства. Они распространились по миру с древнейшими людьми, колонизировавшими новые земли, но при этом сохранили слабую связь с человеком. Во всех странах примитивные собаки имеют схожую, типичную морфологию, известную как «устоявшийся морфотип  собаки-парии » (long-term pariah morphotype) – это строение тела, которым изначально обладало большинство других форм собак.

Для аборигенных собак характерна схожая с волком или лисицей внешность: голова в форме клина с сужающейся мордой, миндалевидной формы глаза, стоячие уши для оптимального улавливания звука и, возможно, регуляции температуры тела, а также длинный изогнутый хвост. Примером такого типа собак является австралийская собака динго, которая была завезена на австралийский континент из Юго-восточной Азии около пяти тысячелетий тому назад.

Большинство примитивных собак имеют общие характеристики, обычно отсутствующие у пород домашних собак. У примитивных собак – единственный эстральный цикл в год, происходящий в пределах определенного сезона. Эти собаки издают характерные воющие звуки. Во время охоты примитивные собаки используют набор ощущений, получаемых всеми органами чувств, данными им природой для поиска добычи, так же, как это делает волк.

Они очень бдительны, и, если их содержат как домашних собак, обычно предупреждают хозяина о приближении постороннего задолго до того, как это почувствуют другие домашние собаки. Несмотря на столь выдающиеся качества, примитивные собаки часто считаются у себя на родине вредителями и лишены защиты, в то время как их перепись и регистрация, а также ведение племенных книг и регистров могли бы обеспечить защиту этих генетически уникальных пород от уничтожения и ассимиляции в популяциях бродячих и породистых собак.

Там же, где человек оценил их уникальность и проявил заботу, собаки из аборигенных популяций собак-парий послужили основой для создания пород домашних собак, которых разводили в неволе в условиях, контролируемых человеком. Примерами таких пород являются басенджи или африканская нелающая собака, израильская ханаанская собака, корейская собака джиндо или хиндо, а также некоторые формы аборигенных японских пород, такие как акита-ину и сиба-ину, которые были признаны международными кинологическими организациями.

ОСТРОВА, ЗАСЕЛЕННЫЕ БОГАМИ

Японию часто называют «Страной восходящего солнца», что объясняется не только ее географическим положением. Древнейшие письменные памятники Японии – «Кодзики» (переводится как «Записи о деяниях древности») и «Нихон Секи» (буквально переводится как «Записанные кистью анналы Японии») были записаны в VIII веке. В них, кроме исторических хроник, рассказывающих о событиях III-VIII вв., содержатся космогонические мифы.

Эти мифы рассказывают о сотворении Японских островов, которые в хрониках называются «страна Ямато» (переводится как «великая гармония, мир») – самоназвание Японского государства в период написание хроник, о Ками – духах, духовных сущностях, присущих природе и всему живому, о богах-прародителях и легендарных предках японского народа. Хроники свидетельствуют о том, что в Японии до эпохи Ямато был распространен культ богини Солнца. В мифах о боге творения Идзанаги и богине творения и смерти Идзанами рассказывается о том, что, заключив божественный союз, они создали восемь островов.

После ухода богини Идзанами в Подземное Царство и ссоры божественных супругов богом Идзанаги были порождены новые боги, первой среди которых является богиня Солнца Аматэрасу Омиками (переводится как «великое августовское божество, озаряющее небеса») – легендарная прародительница японского императорского рода, мать легендарного правителя Японии, Ниниги, прапрабабка первого японского императора Дзимму, которая заселила Японские острова своими потомками. Так объясняется происхождение Японии и ее народа в японской мифологии. А как это происходило согласно научным данным?

Японский архипелаг был заселен людьми в конце Ледникового периода в эпоху японского палеолита, которая началась примерно 100.000 лет назад и завершилась 16.000 лет назад. В этот период Японский архипелаг не был цепью островов, так как все острова соединялись между собой, южный остров Кюсю соединялся с Корейским полуостровом узким перешейком, а северный остров Хоккайдо соединялся с Сибирью. В результате потепления примерно 6.000 лет назад (IV-II тыс. до н.э.) и таяния ледников уровень воды в Мировом океане поднялся на 5-6 м, и территория Японии стала островной.

Пока точно не известно, откуда первые люди пришли на Японский архипелаг, однако установлено, что они являются предками современного народа айну, который в древнейшую эпоху населял весь Японский архипелаг от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную часть Камчатки. Первые европейцы, увидевшие айнов в XVII веке, были поражены тем, что внешне айны были похожи на них самих. В отличие от большинства жителей Японии, которые были представителями монголоидной расы с желтой кожей, монгольской складкой века и редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы.

Древнейшие каменные орудия труда, обнаруженные на территории Японского архипелага, датируются 50-40-ым тыс. до н.э., но основная часть обнаруженных – 35-ым тыс. до н.э., и это считается временем заселения японских островов. В XIV-X тыс. до н.э. на Японском архипелаге возникла культура Дземон – условное название периода в истории айнов, который длился с XIV до IX в. до н.э. Период дземон-дзидай, что переводится с японского как «след от веревки», – «эпоха веревочного орнамента». Он получил название по орнаменту на глиняных сосудах и фигурках, который наносили с помощью веревки, намотанной на деревянную палочку.

Люди эпохи Дземон создали первые в мире керамические изделия, время создания которых было определено с помощью радиоуглеродного анализа, показавшего, что они были изготовлены приблизительно 16.000 лет назад, т.е. на две тысячи лет ранее, чем керамика, обнаруженная в Месопотамии. Хотя основным занятием людей культуры дземон были охота и собирательство, производство и употребление глиняных горшков, которые использовали для приготовления и хранения пищи, предполагает ведение оседлого образа жизни.

Появление керамических изделий считается признаком начала эпохи неолита, поэтому, согласно археологической периодизации истории стран Запада, период Дземон соответствует неолиту. Несмотря на оседлый образ жизни этих племен, они только переходили к занятию примитивными формами сельского хозяйства, жили небольшими родовыми группами, а их поселения в основном расположены в районе морского побережья и по берегам рек на большом удалении друг от друга.

В конце эпохи Дземон на Японские острова прибыло несколько скотоводческих и земледельческих племен из Центральной Азии. Они говорили на алтайских языках и стали предками современных корейцев и японцев. На смену периоду Дземон в японской истории пришел период Яей (от японского яей дзидай), который, согласно новым методам исследований, датируется IX в. до н.э. – III в. н.э.

По археологической периодизации стран Западной Европы период Яей соответствует бронзовому и железному векам. Условно назван «Яей» по названию населенного пункта рядом с Токио, где в 1884 г. была обнаружена керамика нового стиля, отличного от керамики цивилизации Дземон.

С появлением на архипелаге культуры Яей здесь стали развиваться заливное рисосеяние (привнесенное из устья реки Янцзы), использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ.

Культура Яей распространилась на восток, но ей не подверглись острова Окинава и Хоккайдо, где сохранились традиции культуры Дземон, что послужило основой для развития социальной жизни айнов. Тремя основными символами культуры Яей являются бронзовое зеркало богини Солнца Аматэрасу, бронзовый меч и царская каменная печать.

Считается, что собаки прибыли на Японские острова вместе с людьми по двум регионально отличающимся направлениям. Первую группу составили собаки, которые пришли с предками айну – людьми культуры Дземон из южного Китая и Тайваня по цепи островов Рюкю. Вторая группа собак пришла из северо-восточной Азии через Корею вместе с людьми эпохи Яей. Современные аборигенные собаки Японии являются далекими потомками собак этих двух групп.

Заринэ Лоренцовна Арушанян

Происхождение собак. Часть 6. Сказка, рассказанная во сне


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.