Разместить объявление




Продажа собак
Продажа собак
Корма для собак
Корма для собак
Питомники собак
Питомники собак

Происхождение собак - 6

19.12.2010

Читать Происхождение собак. Часть 1. Верхний палеолит

Как Пес стал другом. Сказка, рассказанная во сне

Японский философ, представитель школы конфуцианства Араи Хакусэки (1657-1725), написал, что передача событий прошлого «наивными и доверчивыми» людьми прошлых эпох превратила историю в «сказку, рассказанную во сне». Проникновение собак на японские острова происходило в столь отдаленные от нас времена, что даже с помощью современных методов исследований трудно дать однозначные ответы на многие существующие вопросы.

Однако основным выводом, к которому пришли все исследователи, является тот неоспоримый факт, что собак привели с собой люди, мигрировавшие на Японские острова, и животные были уже одомашненными, хотя не исключено, что на их формирование до определенной степени могли оказать влияние местные популяции волков.

Японский волк

В то далекое время, когда на территории современной Японии впервые появились предки современных японских собак, Японский архипелаг и Корейский полуостров были соединены между собой и составляли один большой полуостров, на территории которого обитали три различных подвида волков. На территории, которая известна сейчас как острова Хонсю, Сикоку и Кюсю, обитал не сохранившийся до наших дней подвид японский волк (Canis lupus hodophilax).

В Японии японского волка называют нихон-оками или волком Хонсю. На территории современных островов Хоккайдо и Сахалин, полуострова Камчатка и Курильских островов обитал вымерший в настоящее время подвид, который японцы называют волком Хоккайдо (Canis lupus hattai) или эдзо-оками (Ezo-okami). Этот подвид был немного крупнее нихон-оками.

На территории Корейского полуострова обитал корейский волк (Canis lupus coreanus), который сохранился до наших дней. Генетическими исследованиями было установлено, что все три подвида произошли от серого волка, который был широко распространен по всему евразийскому континенту. И хотя в народной традиции к волку было довольно терпимое отношение и в японском фольклоре волку приписывались качества, которыми в европейской и русской традиции характеризовалась собака, но с повышением плотности населения и распространением охоты на волков в эпоху Мэйдзи, которая длилась с 1868 по 1912 г.г. японский волк стал исчезнувшим подвидом.

Эдзо-оками считается вымершим с 1898 г., а последний нихон-оками умер в 1905 г. в префектуре Нара. Некоторые исследователи предполагают, что японский волк был не волком, а вторично одичавшей собакой, так как у японского волка более плоский стоп, т.е. сравнительно плоский переход ото лба к спинке носа при его сравнении с другими подвидами волков.

Японские исследователи под руководством профессора Ю. Танабе из Университета Гифу и Азабу пришли к выводу, что предком азиатских собак является Canis lupus chanco. Результаты исследования профессора Танабе и его коллег несколько раз служили отправной точкой для более тщательных исследований японских собак.

Так, группа, возглавляемая Наохико Окумурой (Naohiko Okumura) представила доказательства, что японские собаки развились посредством интербридинга с собаками той же породы, а также кроссбридинга (межпородного скрещивания) с собаками других пород. Межпородное скрещивание было настолько интенсивным, что при генетическом анализе отдельных японских собак невозможно четко отнести к определенной генетической группе.

В дальнейшем коллектив корейских и японских исследователей, изучил результаты, полученные Танабе и Окумурой более детально. Согласно их выводам, у современных японских собак настолько высока степень генетического разнообразия, что это обусловлено существованием множественных генетически различных предков.

Собаки цивилизации Дземон

Как свидетельствуют древнейшие останки собак, обнаруженные на территории современной Японии, собаки впервые появились на японском архипелаге одновременно с зарождением цивилизации Дземон. Хотя, судя по наличию древнейшей керамики, люди жили оседло, собаки и свиньи, скорее всего, оставались единственными одомашненными животными на протяжении всего периода. Костные останки собак были обнаружены в различных районах Японии, однако преимущественно на острове Хонсю.

Характерно, что были найдены хорошо сохранившиеся скелеты собак, похороненных в могилах, что является подтверждением того, что древние жители Японии уже относились к этим собакам как к животным-компаньонам. Наиболее древние из обнаруженных в Японии костных останков собак имеют возраст 9500 лет. Они были найдены в раковинной куче Нацушима в префектуре Канагава.

В регионе Тохоку на северо-востоке Хонсю археологи обнаружили ископаемые останки крупных собак, высота некоторых из которых достигала более 58 см, т.е. они были значительно крупнее современной акита-ину, которую ранее называли тохоку, а также одатэ по названию города Одатэ в префектуре Акита региона Тохоку. Так как основным занятием людей эпохи Дземон была охота, этих крупных собак, вероятно, использовали в качестве охотничьих. До наших дней дошло название «матаги-ину» – «охотничья собака».

В раковинной куче (кьеккенмединге) Йосиго эпохи раннего Дземон (IV-II тыс. до н.э.), расположенной в префектуре Айти, в центральной части Хонсю, рядом с захоронением трех человек были обнаружены захороненные останки десяти собак (трех кобелей и семи сук). Кости собаки небольшого размера, которую некоторые исследователи называют Canis familiaris japonicus и считают прародительницей современной породы сиба-ину, были найдены в двадцати разных местах раковинной кучи, относящейся еще к периоду Ханадзуми раннего Дземон, которая также была расположена в центральной части Хонсю рядом с деревней Тойохару префектуры Сайтама.

Под слоем раковин в раковинной куче Нитигаято в префектуре Канагава около города Иокогама (также в центральной части Хонсю) было обнаружено захоронение собаки эпохи позднего Дземон (II-I тыс. до н.э.), которое представляет собой небольшую овальную яму длиной около метра и шириной около полуметра. Вместе с тем, изредка встречаются останки собак с характерными царапинами на костях животных, которые могли появиться в процессе отделения мяса, что, однако, не было распространенным явлением, и скорее свидетельствует о том, что когда это происходило, люди голодали.

Отпечатки человеческих ног и собачьих лап были обнаружены при раскопках жилых землянок периода позднего Дземон в префектуре Сига в регионе Кинки на острове Хонсю. Недалеко от города Нагахама в той же префектуре было обнаружено 115 отпечатков в руинах древнего поселения, состоящего из 10 домов, эпохи позднего Дземон, которые датируются I тысячелетием до н.э. и являются наиболее ранними образцами отпечатков человеческих ног и собачьих лап этого периода, из обнаруженных внутри руин жилища.

Археологи установили, что жители поселения занимались подсечно-огневым земледелием, а их землянки были покрыты соломенными крышами. Изучив отпечатки, японские исследователи пришли к выводу, что отпечатки внутри одного из жилищ принадлежали трем детям 1-3 лет и двум собакам среднего размера, что послужило основанием предположить, что 3000 лет назад люди содержали щенков и молодых собак внутри своих жилищ.

В пещерах сохранились изображения собак, поставом ушей и серповидным хвостом напоминающие современных японских аборигенных собак. Изображения собак сохранились также на керамических изделиях эпохи Дземон в виде орнамента. В восточной, центральной и северной Японии были обнаружены небольшие, хорошо узнаваемые глиняные фигурки людей, животных, включая собак, получившие название «догу».

Археологи пришли к единому мнению, что эти фигурки, являвшиеся символическим воплощением духа данных людей и животных, изготавливали и использовали в целях отправления религиозного культа. На территории Японии было обнаружено более 18000 догу, большинство из которых имели антропоморфные формы. Догу в форме собак составляют среди них небольшую группу и появляются среди артефактов эпохи среднего Дземон. Предполагается, что эти фигурки использовали в ритуалах, направленных на привлечение удачи во время охоты.

На основании исследования костных останков и сохранившихся изображений исследователи пришли к выводу, что собаки культуры Дземон (т.е. с X тысячелетия до н.э. по III в. до н.э.), которые имели стоячие уши и серповидный хвост, являются предками шести современных японских пород собак. Современная порода, названная дземон сиба, была выведена специально, чтобы соответствовать размеру и телосложению собак, костные останки которых были обнаружены в поселениях эпохи Дземон.

Собаки эпохи Дземон были небольшого размера, примерно такого же, как собаки современной японской породы сиба-ину, и отличались от современных узкой головой, более удлиненной мордой, небольшим стопом, а в некоторых случаях его полным отсутствием и более крупными зубами.

Вместе с тем, более тщательные исследования костных останков показали, что собаки культуры Дземон несколько отличались в размерах. Собаки периода раннего Дземон были небольшого размера (их рост был 36-41 см) и не имели стопа. Бридер японских собак г-н Тацуо Накаджо (Tatsuo Nakajo), который являлся одним из основателей ассоциации Nippo, вывел собак, повторивших фенотип собак периода раннего Дземон.

Впоследствии г-н Тацуо вышел из состава ассоциации Nippo, создал «Общество сохранения собаки сиба» ("Preservation Society for the Shiba Dog") или по-японски «Сиба-ину Хозонкай» (Shibainu Hozonkai) и назвал полученную разновидность собак сиба-ину хозонкай (Shibainu Hozonkai) или коротко сибахо (Shibaho). Ископаемые останки собак позднего Дземон свидетельствуют, что собаки этого периода стали несколько крупнее: были ростом 46-50 см, и имели небольшой стоп.

В 1998 г. доктор Нишимото воссоздал внешний вид собаки периода позднего Дземон по костным останкам трехтысячелетней давности и обнаружил, что собака была ростом 40 см и имела характеристики, напоминавшие современных собак породы сиба-ину.

Собаки цивилизации Яей

В III в. до н.э. эпоху Дземон сменила эпоха Яей, которая длилась до III в. н.э. и характеризуется новой волной миграции, когда в Японию прибыли новые мигранты с Корейского полуострова, принеся с собой рисосеяние. Костные останки собак, обнаруженные в курганах префектур Оита и Сага острова Кюсю, возраст которых составляет 2000 лет, показали заметные отличия в фенотипе в сравнении с собаками предыдущей эпохи.

Их черепа имели заметный стоп, а костяк был слегка крупнее. Эти различия подтвердили, что вновь прибывшие племена привели с собой собак нового типа, к которым пришельцы относились совершенно по-новому. Забота и привязанность к собакам охотников-собирателей не наблюдаются при раскопках археологических памятников эпохи Яей. Судя по тому, что археологи нашли много неполных и поврежденных скелетов с многочисленными царапинами на костях, а кости были насыпаны при захоронении, исследователи заключили, что в эпоху Яей собаки использовались в пищу, что было невозможно в эпоху Дземон.

Среди артефактов эпохи Яей, обнаруженных во время археологических раскопок внутри поселений, встречаются деревянные модели птиц, черепах, ящериц, собак и других животных. Во II-III в.в., т.е. в конце периода Яей для применения в молитвенных ритуалах в Японии начали изготавливать бронзовые колокола разного размера, которые называются «дотаку». Обычно дотаку богато украшены орнаментом и изображениями людей и животных.

Считается, что дотаку использовались в земледельческих ритуалах. Однако среди примерно 400 обнаруженных на сегодняшний день дотаку, в основном в центральной части острова Хонсю, есть колокола с орнаментами, изображающими сцены охоты, в том числе и псовой охоты. По мнению профессора Хидеджи Харунари (Hideji Harunari) из Национального музея археологии в Сакуре, по изображениям на дотаку можно судить, что во время охоты на оленей и кабанов использовались специально обученные собаки.

Собаки эпохи Кофун

Название периода Кофун (300-538 г.г.) происходит от японского слова «кофун», обозначающего древний могильный курган. Подобные курганы встречаются в Китае и Японии. Период Кофун в общеархеологической типологии соответствует железному веку. Период Кофун является частью периода Ямато, для которого характерно значительное проникновение в Японию достижений китайской цивилизации через страны Корейского полуострова. Для этой эпохи характерно развитие общин под властью единого правителя, являвшегося главой семьи.

Для погребения таких правителей и строились монументальные могильные курганы. В период Кофун появилась традиция устанавливать в верхней части могильного кургана в центре по кругу своеобразные полые керамические скульптурные изображения высотой около 0,5-1,5 метра, получивших название «ханива», которые изготавливались на гончарном круге. Самые ранние ханива имели форму полых цилиндров, и вероятно они использовались в качестве светильников.

Впоследствии стали изготавливать ханива, изображающие людей, лодки, колесные повозки и дома. Ханива в форме животных, появились с середины V в. Встречаются фигурки, изображающие лошадей, кошек, птиц, рыб и собак. Если ханива в форме дома располагались на самом верху кургана, символизируя, по мнению ученых, перемещение покойника в загробный мир, то фигурки животных размещались на нижних уровнях в определенном порядке и составляли символическую свиту, которая сопровождала душу знатного покойника в ее путешествии в царство мертвых.

Все животные, известные в Японии в эпоху Куфун представлены в ханива, однако собаки, как наиболее близкие человеку животные, изображались с особой любовью, даже почтением и некоторой долей жизнерадостного юмора. Цилиндрические фигурки собак V в. отличаются правдивостью, непосредственностью и простотой исполнения. Особенностью фигурок животных, включая собак, характерных для VI в. является их реализм и стремление максимально точно передать отдельные детали: ошейник собаки, стоячие уши, удлиненную морду, даже язык и отсутствие стопа.

Ханива в форме собаки, которые датируются VII в., отличались высокой степенью абстракции, например каждая пара передних и задних ног символически изображалась в форме цилиндра. Несмотря на различия в изготовлении ханив в разные периоды, все изображения имеют общие черты, по которым можно судить о том, что собаки периода Кофун внешне еще мало отличались от собак предыдущей эпохи, когда началось проникновение на Японские острова собак с Корейского полуострова.

Как установил профессор Танабе, доля собак, имеющих эритроциты с высоким содержанием калия, в Японии, Восточной Азии и Европе позволила предположить, что собаки, которые в эпоху Дземон первыми прибыли на Японский архипелаг с юга и севера континентальной Азии, распространились по всей Японии. Далее, прибывшие через Корейский полуостров в эпохи Яей и Кофун собаки скрестились с собаками, которые являлись потомками первоначально прибывших собак.

Потомки, родившиеся от такого скрещивания стали предками большинства японских пород собак, которые существуют в настоящее время. Останки собак эпохи Яей показали, что собаки эпохи Яей были немного крупнее, чем собаки эпохи Дземон, но продемонстрировали большинство характеристик эпохи Дземон. Число же костных останков собак эпохи Кофун слишком невелико.

Так как собаки рассмотренных трех периодов имели много сходных черт, то некоторыми исследователями собаки этих периодов рассматриваются совместно под общим названием собак эпохи Дземон. Исключение составили собаки, населявшие острова Хоккайдо и Рьюкью. Исследователи предположили, что породы собак хоккайдо и рьюкью являются потомками японских собак старого типа, которых привели в Японию примерно 10-12 тысяч лет назад люди эпохи Дземон из юго-востока Азии.

А большинство других японских собак являются потомками от скрещивания старотипных японских собак и собак корейского происхождения, которых привели 1700-2300 лет назад мигранты эпохи Яей, пришедшие через Корейский полуостров.

Профессор Ю. Танабе выделяет три местные, различающиеся между собой разновидности собак породы сиба, которых японцы считают разными породами и называют по районам их обитания. Это собаки синсю-сиба (из префектуры Нагано), саньин-сиба (из горных районов префектур Симанэ, Тоттори и Ямагути) и мино-сиба (из префектуры Гифу), которые населяют остров Хонсю.

На основании исследования генетического материала Ю. Танабе пришел к выводу, что на собак породы саньин-сиба генетически в наибольшей степени оказала влияние гибридизация собак эпохи Дземон с собаками эпох Яей и Кофун. На собак пород мино-сиба и синсю-сиба, которых можно в настоящее время встретить по всей Японии определенно генетически воздействовали собаки эпох Яей и Кофун, но не в такой степени, как на собак породы саньин-сиба.

В 1920-ые г.г. число собак типа сиба в Японии резко сократилось, поэтому всех собак в последующие годы выводили из выживших собак только трех упомянутых выше разновидностей. В 1936 г. порода сиба ину была объявлена достоянием Японии согласно Закону о культурной собственности.

Однако события Второй Мировой войны и вспышка собачьей чумы в 1952 г. еще более сократили поголовье, в результате чего для восстановления поголовья собак типа сиба в основном использовались собаки разновидности синсю-сиба, которые сохранились в сравнительно значимом количестве. И описание этой разновидности лежит в основе стандарта породы сиба, который был разработан также в 1952 г. Поэтому за пределами Японии под породой сиба известны собаки разновидности синсю-сиба.

Этологические исследования, как считает профессор Танабе, показали, что существует значительная разница в поведенческих чертах между породами собак. Японские собаки демонстрируют более агрессивное отношение, чем большинство европейских собак.

Мугунгва и сакура

Национальным символом Японии является японская вишня – «сакура», праздник цветения которой отмечается 27 марта. В китайском манускрипте, написанном 1400 лет назад, говорится, что «в Стране мудрости, которая простирается на 1000 ли, растет Вечный цветок». Страной мудрости и добродетели в Китае в древности называли Корею, а Вечным цветком, по-корейски «мугунгхва» – розу Шарона или иначе гибискус (Hibiscus syriacus), который в наше время стал национальным символом Южной Кореи.

В 2009 г. в книге «Справочник по японской истории» (A Companion to Japanese History), написанной международным коллективом авторов под руководством Уильяма М. Цуцуи (William M. Tsutsui), адъюнкт-профессора истории из Канзаского Университета, констатируется, что в период Кофун имел место массивный «перенос технологий» с Корейского полуострова на Японские острова, включая технологии в области черной металлургии, земледелия, производства гончарных изделий из керамогранита, а также государственного управления.

В этот период в Японию было доставлено также значительное количество аборигенных корейских собак (джиндо, пунгсан), оказавших значительное влияние на формирование пород японских собак, что подтверждено результатами генетических исследований. Исключение, по мнению корейцев, составляет хоккайдо-ану, сохранившаяся на острове Хоккайдо и являющаяся единственной породой, которая восходит к собакам эпохи Дземон, и принадлежит по типу к сибирским хаски.

А 95 % японских собак, которые составляют так называемые японские аборигенные породы, или вообще не имеют характеристик, свойственных примитивным породам собак, или обладают ими лишь в незначительной степени. Корейские аборигенные собаки типа джиндо и пунгсан, которых относят к примитивным собакам, прибыв на Японские острова в эпоху Яей и Кофун, со временем стали меньше размером и имеют более легкий костяк, чем упомянутые породы аборигенных корейских собак.

Т.е., если бы современные японские породы собак сформировались посредством скрещивания собак эпох Дземон и Яей, то тогда они имели бы сильно проявляющиеся характеристики, свойственные волкам. На основании этих рассуждений, корейцы считают, что их собаки породы джиндо генетически более древние, чем японские аборигенные собаки, за исключением хоккайдо-ину, которая иначе называется хоккайдо-кен.

Заринэ Лоренцовна Арушанян

Читать Происхождение собак. Часть 7


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.