Сезонная распродажа одежды и обуви для собак в сети зоомагазинов ВАКА

Происхождение собак, корейская собака джиндо

Читать часть 1. Происхождение собак, палеолитические собаки

Как Пес стал другом. Собаки Страны Утренней Свежести.

История корейских собак такая же древняя, как и история Кореи. Как показали данные анализа ДНК, современные корейские собаки, такие как джиндо и сапсари, проникли на Корейский полуостров из Восточной Азии. Генетические исследования также показали, что аборигенные японские собаки таких пород как акита и хоккайдо, которые населяют Японию не менее 8500 лет, ведут свое происхождение от корейских собак. Это означает, что в самой Корее собаки появились ранее, чем 8500 лет назад, прибыв туда с севера Восточной Азии. Генетически эти собаки похожи с сибирскими собаками, и до настоящего времени у корейских собак сохранилось много характеристик, общих с их сибирскими сородичами.


Происхождение собакЭпохой позднего палеолита датируется каменная фигурка собаки, найденная около очага при раскопках стоянки Сокчанни в провинции Южный Чхунчхон на западе Южной Кореи. Возраст этой фигурки, по мнению корейских археологов, составляет 20тыс лет. В период керамики Чыльмун (8000-2000 гг. до н.э.), когда на Корейском полуострове появляются земледельческие поселения, собаки наряду со свиньями являлись единственными домашними животными.

Древнейшие костные останки собак, обнаруженные на Корейском полуострове, датируются эпохой неолита (6-3 тысячелетие до н. э.). Они были раскопаны в неолитическом поселении, расположенном на юго-востоке Южной Кореи. В Южной Корее во время археологических раскопок в поселениях и дольменах периода керамики Мумун (1500—300 гг.) было обнаружено много изображений собак.

Наиболее раннее упоминание о корейских охотничьих собаках в письменных источниках датируется периодом, который принято называть эпохой «Трех корейских государств» (I в. до н.э. – VII в. н.э.). В эту эпоху три корейских государства Когуре, Пэкче и Силла занимали территорию всего Корейского полуострова. Однако одно из них – Когуре, занимало гораздо большую территорию и пользовалось большим влиянием. К VI в. н.э. Когуре удалось расширить свои границы и присоединить Маньчжурию и южную часть современного Приморского края России.

Вероятно, благодаря расширению границ государства Когуре, в этот период собаки из этих районов Монголии и России проникли в Корею и внесли вклад в дальнейшее формирование популяций корейских собак. В японских письменных источниках V в рассказывается о том, что сокол был впервые приручен в государстве Пэкче, а также о том, что через три года несколько соколов и охотничьих собак были привезены оттуда в Японию.

Японские хроники сообщают, что в VII в из Пэкче в качестве дани привозили в Японию лошадей, мулов и охотничьих собак. История сохранила также сведения о том, что правитель Кореи в первой трети XV в поставлял в Пекин ко двору китайского императора Чжу Чжаньцзи охотничьих собак.

Особенность культуры Кореи с древнейших времен заключается в том, что в Корее собаки используются не только для охоты, но и употребляются в пищу даже в наше время. Это подтверждают костные останки собак, по которым ученые установили, что в эпоху неолита собак употребляли в пищу. Среди настенных росписей в комплексе гробниц Когуре были обнаружены сцена псовой охоты на тигра, датируемая I в. до н.э., и изображение убитой собаки (IV в.н.э.).

Трудиться, как собака

Корейские шпицеобразные собаки населяют всю территорию Корейского полуострова, появившись здесь в период палеолита. Однако только те популяции, которым удалось сохранить свою идентичность до настоящего времени, находились в значительной степени изоляции от неаборигенных собак и избежали уничтожения в периоды многочисленных войн.

Среди корейских пород собак в наше время известны корейский мастифф, сапсал, джиндо или чиндо, пунгсан и джеджу, а так же аборигенные собаки желтого окраса, которых корейцы называют «ньюреонги» или «хуангу» или «ддонг-ге», и мясо которых они считают съедобным. Такое отношение к собакам объясняется часто тем, что в Корее не было условий для развития скотоводства, так как рельеф большей части Корейского полуострова гористый. Горы занимают 73 % территории на юге и 84 % на севере, разделяя различные районы, и в каждом районе развился отличный от других диалект, самобытная культура, музыка и местная кухня.

Как показали исследования, черты лиц жителей различных районов тоже отличаются. Так же в различных районах Кореи сформировались отличающиеся друг от друга аборигенные породы собак.
Большинство пород корейских собак являются рабочими. Особенно славятся корейские охотничьи собаки. Если мы сравниваем себя в труде с волом или лошадью, то корейцы говорят: «Чтобы тратить по-царски, надо потрудиться, как собака». Корейские охотничьи собаки джиндо не просто охотятся; они охотятся самостоятельно и не возвращаются домой без добычи. Только в тех случаях, когда добыча слишком крупная, чтобы собаки могли ее самостоятельно принести домой, одна из собак (если на охоту пошло несколько) возвращается, чтобы позвать хозяина, а другие остаются, чтобы охранять добычу.

Золотой остров

Остров Чиндо является третьим по величине из южнокорейских островов и располагается у юго-западной оконечности Корейского полуострова. Остров разделяет от континента Меннянский пролив, который до XVII в назывался Улдолмолк – «ревущий пролив», из-за сильных приливных течений. Остров Чиндо является самым крупным среди 230 островов архипелага, 45 из которых обитаемые. Название острова образовано от слов «чин» и «до» и переводится, как «золотой остров».

Чиндо и другие острова архипелага входят в округ Чиндо, символом которого является цветок красной камелии, который из-за формы лепестков называют «йошим-хуа», что переводится как «цветок женского сердца». У острова Чиндо ежегодно в феврале месяце по лунному календарю происходит природное явление, получившее название «чудо Моисея», когда из-за усиливающихся отливов между островом Чиндо и другим расположенным неподалеку островком Модо море расступается, и открывается узкая полоска суши протяженностью около 2,8 км.

Хотя остров Чиндо был заселен еще с эпохи неолита, в период монгольского вторжения в XIII в он опустел, так как был последним оплотом сопротивления повстанцев Самбельчхо, и монголы, захватив остров, уничтожили все поселения на нем. На протяжении XIV в остров оставался необитаемым, и еще в XVII в. Чиндо был местом, куда корейские правители ссылали неугодных им интеллектуалов. По суровости это наказание уступало только смертной казни.

Такая практика была прекращена только в начале XX в., но и впоследствии Чиндо считался глушью. Ситуация изменилась только в 1984 г., когда была построена первая очередь моста через пролив общей длиной 484 м, и на остров стали стекаться туристы, чтобы ознакомиться с местными достопримечательностями, самой знаменитой из которых по праву считается корейская собака джиндо.

Под сенью красных камелий

Письменных источников, повествующих о происхождении собак джиндо нет, что стало причиной для существования нескольких теорий, объясняющих их прошлое. Считалось, что собаки джиндо происходят от собаки, которая спаслась с китайского торгового корабля, затонувшего у берегов острова Чиндо из-за сильного течения в Меннянском проливе в период правления китайской династии Сун (960-1279 гг.).

Согласно другой теории, собаки джиндо являются потомками монгольских собак, которые попали в Корею в годы монгольского вторжения. Рассказывают, что, когда в 1270 г. монголам удалось захватить мятежный остров, то они угнали всех жителей Чиндо в Монголию в рабство и разрешили им вернуться обратно только по прошествии 3х лет.

Вернувшиеся жители привезли с собой монгольских собак, которые стали предками собак джиндо. Существует еще одна версия, объясняющая происхождение джиндо из Монголии, по которой собаки джиндо являются потомками сторожевых собак, привезенных из Монголии для охраны лошадей монгольской армии на ранчо, расположенном на острове Чиндо в XIV в.

Однако, в настоящее время, после уже упомянутых генетических исследований, большинство ученых считает, что собаки джиндо происходят от аборигенных собак Корейского полуострова, которые заселили его несколько тысяч лет назад в эпоху неолита. Благодаря островному проживанию популяции, джиндо были изолированы от собак из других районов и сохранили свою самобытность. Эту самобытность собак джиндо одна из легенд объясняет тем, что предком собак джиндо стал щенок, которого воспитала волчица на горе Йеогуи.

Согласно другой легенде, которая передавалась из поколения в поколение, некий ученый удалился в горы острова Чиндо с собакой красного окраса. Пока отшельник продвигался по пути просветления и гармонии, его собака охраняла его. Но однажды собаке встретился волк, от которого у собаки родилось три разных щенка: белый, черный и красный. От этих трех щенков и произошли согласно этой легенде корейские джиндо.

Такое объяснение также логично, так как местная разновидность азиатского волка размером меньше корейских пород собак, исключая джиндо, а размер джиндо ближе к размеру корейского волка. Только после проведенных биохимических и генетических исследований было доказано, что собаки джиндо являются потомками собак древних жителей Корейского полуострова эпохи неолита, и что генетический пул джиндо сохранился до наших дней и не был разбавлен ауткроссами. В настоящее время собаки джиндо входят в список 14 древнейших пород собак.

Внешность корейской собаки джиндо типична для шпицеподобных собак. У нее сильный, компактный, немного удлиненный корпус, хорошо развитые конечности, голова в форме треугольника, стоячие, остроконечные, толстые уши треугольной формы, серповидный хвост, свернутый на спине и мягкая, двойная шерсть. Шерсть джиндо может быть одного из пяти окрасов, включая белый, желтый, серый, черный и тигровый. У джиндо ярко выражен половой диморфизм. Рост кобеля при весе 18-23 кг составляет 50-55 см, а суки – соответственно 15-19 кг и 45-55 см. Внешность сук напоминает лисью.

Собаки джиндо отличаются преданностью, послушанием, храбростью и исключительными охотничьими способностями. Все эти качество джиндо приобрели в результате адаптации к природным условиям на островах Чиндо. Их охотничьи навыки сформировались из-за необходимости добывать пищу в условиях постоянной ее нехватки для выживания на островах. Фактически джиндо охотятся без участия человека на водяных оленей, кабанов, барсуков, кроликов и других мелких животных.

Джиндо обладают навыками охоты – как в группе, так и поодиночке. Начав преследовать добычу, джиндо редко остается без трофея. Щенки джиндо в возрасте трех-четырех месяцев в состоянии самостоятельно поймать мышь. Имеет хождение легенда о том, что когда-то три собаки джиндо убили амурского тигра, однако один из долгожителей рассказывал, что только группа из 13 собак сможет это осилить. Джиндо незаменим в традиционной корейской охоте, когда ружья не применяются, а ретриверы и другие породы подружейных собак бесполезны.

Джиндо имеют развитый нюх и способность распознавать и запоминать более 30.000 различных запахов. Недаром в Южной Корее собак джиндо содержат на военных базах, где они по запаху узнают тысячи служащих и выявляют посторонних. Все эти качества особенно ценятся корейскими охотниками, из-за чего собаки джиндо в Корее стоят дорого.

Джиндо отличаются подвижностью и прыгучестью, сравнимой только с кошками. На острове Чиндо свобода передвижения собак не ограничивается, и их не принято сажать на цепь или водить на поводке. Каждая собака имеет определенную территорию, которую охраняет, и которая может не совпадать с территорией дома, поместья или поля. При этом джиндо охраняет все, что находится на этой территории. Чтобы лучше обозревать окрестности вокруг дома, они могут подняться не только на изгородь, но даже на крышу. Джиндо с легкостью могут запрыгнуть на высоту более полутора метров. Если джиндо надо забраться выше, то собака карабкается наверх, как кошка.

Белая собака

Собаки джиндо отличаются несравненной преданностью хозяину и способностью находить дом, даже оказавшись на расстоянии нескольких сотен километров от него. В прежние годы между ближайшим портом на материке Мок-по и островом Чиндо каждые 30 минут курсировал паром. Иногда хозяева продавали собак джиндо приезжим, но, как далеко бы их не увозили, как только собакам удавалось освободиться от поводка, они возвращались в порт Мок-по к парому.

Пассажиры парома часто видели джиндо, плывущих в сторону острова, а другие пробирались на паром, и, повиливая хвостом, демонстрировали свое дружелюбие к пассажирам. Но как только паром приближался к острову, собаки спрыгивали на берег и, не оглядываясь, убегали так быстро, как могут бегать только джиндо. А джиндо действительно любят бегать, развивая скорость более 56 км/ч.

После строительства через пролив моста, по обоим концам которого установлено по паре статуй собак джиндо, большее количество собак было продано и вывезено с острова. Но все они всегда возвращались обратно на остров к своим старым хозяевам. Это качество собак джиндо вызывает особые эмоции у корейцев.

В октябре 1993 г. во многих средствах массовой информации в Южной Корее был опубликован рассказ о своеобразной «одиссее» белой собаки джиндо по кличке Пэкгу, что переводится как «белая собака». Пэкгу родилась в 1988 г., а через пять лет 83-летняя хозяйка Пэкгу, испытывая финансовые трудности, продала собаку приезжему, который увез Пэкгу в большой город Тэджон, расположенный на расстоянии около 300 км от острова в центральной части Южной Кореи. Новый хозяин, обнаружив пропажу собаки, решил, что она потерялась. По прошествии семи месяцев, однажды ночью в октябре Пэкгу, изрядно исхудавшая и усталая, вернулась домой к своей старой хозяйке. Новый хозяин, узнав о возвращении Пэкгу, оставил ее старой хозяйке и взял себе одного из щенков, которых Пэкгу родила после возвращения домой.

Пэкгу умерла в феврале 2000 г в возрасте 13 лет. В 2004 г. в родном городе Пэкгу власти округа Чиндо установили ей памятник. История Пэкгу произвела большое впечатление на корейцев и легла в основу сюжета популярных комиксов, телевизионного фильма и детской книги.

Национальное достояние

В новой истории первыми обратили внимание на корейских собак японцы в период оккупации Кореи японскими войсками с 1910 по 1945 гг. Профессор Мори, увидев на острове Чиндо необычных собак, в середине 1930 гг. рекомендовал имперскому правительству включить джиндо в так называемый «Список природных памятников».

Японские власти поощряли, чтобы жители Чиндо отдавали им своих собак добровольно, и в результате лучшие собаки были в те годы вывезены в Японию, где они использовались для разведения японских пород, таких как акита, сиба, кюсю и других. В то же время в годы II Мировой войны около 300 тыс. корейских собак, за исключением джиндо, были уничтожены японцами для того, чтобы сшить меховую одежду для японских солдат, воевавших в Маньчжурии. В итоге некоторые аборигенные корейские породы, особенно породы с длинной шерстью, были утрачены окончательно. Изображение одной из таких собак из провинции Кенджу сохранилось на картине художника XVIII в. Бион Сан-бека.

После освобождения Кореи от японской оккупации в 1962 г. собака джиндо была объявлена правительством Южной Кореи природным памятником и включена в список охраняемых государством природных объектов за номером 53. В 1999 г. был создан институт по исследованию и охране джиндо. Собак джиндо можно вывезти с острова только после получения специального сертификата.

Запрещается также ввозить на территорию острова собак иных пород. Оба эти запрета тщательно соблюдаются, и полиция осматривает все транспортные средства, въезжающие и выезжающие с острова. Порода корейский джиндо признана в 1998 г. Объединенным кинологическим клубом США, а в 2005 г. Международной кинологической федерацией. В 1988 г. во время Олимпийских игр в Сеуле собака джиндо принимала участие в церемонии открытия.

Корея является поистине страной контрастов. С одной стороны, в корейской кухне есть блюда из собачьего мяса, хотя с 1994 г. в Южной Корее запрещена его продажа. Южнокорейский санитарный закон не включает собачье мяса в список продуктов, употребление которых в пищу разрешено в Южной Корее. Только менее 30 % граждан Южной Кореи когда-либо употребляли в пищу собачье мясо, и только небольшой процент населения употребляет его в пищу регулярно.

С другой стороны, показательно отношение корейцев к собакам национальных пород. Так в 2002 г. собака джиндо, которую также звали Пэкгу, продемонстрировала исключительную преданность своему хозяину. Этот Пэкгу жил у мужчины, который после развода с женой жил уединенно. Когда Пэкгу исполнилось три года, его хозяин тяжело заболел и вскоре скончался.

Пэкгу три дня сидел у постели умершего хозяина, пока не пришли люди. Три часа Пэкгу отчаянно защищал тело хозяина, никого не подпуская. В итоге санитары проникли в дом через окно и через окно и вынесли тело умершего. Рассказывают, что Пэкгу присутствовал на похоронах хозяина, а потом, вернувшись домой, еще три дня находился около кровати хозяина, не притрагиваясь к воде и пище. Корейский институт по исследованию джиндо взял собаку под свою опеку. В этом рассказе примечательно то, что никому не пришло в голову причинить вред собаке, которая набрасывалась на всех, кто пытался войти в дом.

В последнее время в южнокорейском обществе появилась тенденция к изменению отношения к их домашним собакам. Эта тенденция отразилась на названии собак, живущих у хозяев. Если раньше хозяйских собак называли фразой, которую можно перевести, как «собака, которую ты любишь настолько, что хочешь с ней играть», то сейчас их название переводится, как «собака – близкий друг, спутник по жизни».

Т.е. если раньше собаки воспринимались как забава, то сейчас в корейском обществе все больше людей считает, что собаки занимают важное место в жизни людей, с собаками общаются, и их воспринимают как верных и близких друзей. В этом плане показательно появление в Южной Корее такой профессии, как «специалист по обучению этикету поведения с собакой».

Одомашнивание волка: где и когда?

В последние годы генетики из разных стран, которые занимаются исследованием генома собак, предложили несколько сценариев одомашнивания собаки. Научные исследования продолжаются, а споры не утихают до настоящего времени, однако, похоже, что реконструкция одомашнивания волка, предложенная группой исследователей под руководством Роберта Уэйна из Калифорнийского Университета, дает более обоснованное объяснение.

Если П. Саволайнен основывался на результаты анализа митохондриальных ДНК, то группа Р. Уэйна исследовала весь геном, включая данные не только по материнской линии, но и по отцовской. Эти результаты показали, что собаки генетически наиболее близки средневосточному волку. Кроме того, ученые пришли к выводу, что в течение относительно короткого промежутка времени после одомашнивания собаки стали распространяться из района Среднего Востока (условное обозначение территории, расположенной между Европой и Пакистаном) в другие регионы, сопровождая мигрирующих в эти регионы людей.

Из-за того, что собак было мало, и на новых территориях собак еще не было, то там имели место вязки собак с местными волками. Вместе с тем исследователи обнаружили, что все собаки, имеющие сходные внешние характеристики и выполняющие одинаковые функции, генетически похожи, что тем самым показывает, что они имеют общее происхождение.

Тем не менее исследования продолжаются, и, возможно, скоро появятся новые результаты, которые далее прольют свет на то, когда, где и с какой целью произошло превращение волка в лучшего друга человека.

Заринэ Лоренцовна Арушанян

1025

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Происхождение собак, корейская собака джиндо

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)



Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика