Серия 44 - ошейники от паразитов для собак и кошек

На собаках по Байкалу - 1

28.05.2012

В марте 2012 г. члены клуба «Казанская экспедиция» Дмитрий Мурзин и Андрей Козлов две недели путешествовали по северной части озера Байкал на собачьей упряжке. О том, из чего сделать кунг для перевозки собак, что такое байкальский лед, как ведет себя упряжка в торосах, как не замерзнуть при -30С ночью в палатке, что такое балок, какова на вкус голомянка и многие другие любопытные факты в статье организатора клуба Дмитрия Мурзина.

На собаках по Байкалу.

Введение. Тренировки
Прошлогоднее наше путешествие на собаках по Таймыру выявило ряд вопросов относительно собак, их питания, снаряжения, а, главное, – управления упряжкой в условиях, когда приходится двигаться не за мотобуксировщиком или снегоходом и даже не по лесной дороге, а по девственной целине тундры.

Без названия

Шлейка тренировочная

Таймыр 2011 г.
Опыт прошлогоднего Таймыра показал, что вся группа должна использовать одинаковый транспорт, иначе «голова» (мотособаки) постоянно вынуждены ждать «хвост» (упряжку). А это не повышает ни безопасности, ни морального духа коллектива. Опять же по соображениям веса формула должна быть «один человек – одна упряжка». Поскольку найти в окрестностях Казани еще одного идиота с упряжкой – нечего и думать, то после Таймыра я начал готовить себя и собак к одиночному путешествию где-нибудь возле Норильска (район знакомый, друзей много).

Ширина полозьев увеличена

За комфорт платим весом

Тренировки начались летом. Надо сказать, что в карельском питомнике, где мы покупали собак, с ними общались на «языке североамериканских индейцев». Соответственно «направо» звучало как «джи», «налево» – «ха». Почему чукотские собаки должны были лучше усваивать язык индейцев, мы не поняли, но спорить не стали. То ли собак нам продали со слабыми лингвистическими способностями, то ли у меня с произношением не то, но всю прошлую экспедицию собаки никуда кроме как за буксировщиками не бежали. Язык индейцев и нам-то давался тяжело. В трети случаев каюр сам путал где «джи» и где «ха», в результате команды получались гораздо длиннее за счет ненормативной лексики и размахивания руками. Собаки в лучшем случае при этом останавливались и внимательно слушали, а при попытке каюра слезть с саней сразу ложились, выражая полную лояльность, дабы не попасть под горячую руку. В худшем же – бежали куда им казалось правильнее. Один раз на Таймыре мне это стоило двухкилометровой экскурсии с постоянно путавшимися в упряжи собаками «под уздцы». Другой раз мы в пургу чуть не пошли своим собственным путем, прямо как Страна Советов.

Балок долган

Дорогу нам уступали

Вернувшись с Таймыра, я пошел на поклон к служебным собакам. Те сказали, что ничего сложного тут нет, было бы терпение и колбаса. Колбаса была съедена, терпения у меня не хватило. Выручили те же «хасятники» из клуба «Конкорд», посоветовавшие привязать две вожжи к шлейке и дергать их при соответствующей команде. Упряжь была усовершенствована. Из 8 собак быстро выявились 3 наиболее понятливые. Лето прошло в забегах по полю, сопровождаемых все теми же «джи», «ха» и «куда, сука», независимо от пола животного. Зато с первым снегом стало понятно, что на этой упряжке можно двигаться не только по дорогам. Команды к этому времени стали двойными: «право-джи» и «лево-ха»: и каюр не путается, и индейцы довольны. Можно было подумать о том, куда идти и что изменить в снаряжении.

А могла быть и Ваша реклама

Теперь нас двое

Зачем и почему Байкал
Где-то надо было найти местность без снегоходных трасс, но с плотным снегом, чтобы окончательно понять, я еду на собаках, или они везут меня куда хотят. И желательно делать это в новом красивом месте. Плато Путорана – изумительный район, плюс полная «автономка». Но первый же звонок авиаторам дал понять, что стоить мероприятие будет порядка 300 тыс. руб. Собак возить рейсовым самолетом крайне дорого. Опять же уверенности в том, что собаки в незнакомой местности не забудут русско-индейский диалект, никакой нет. А тренировки за 300 тыс. для меня лично пока дороговаты.  Куда можно доехать на машине? И тут всплыл Байкал. Всего 1тонна соляры – и можно бегать в красивом месте. Говорят, напоминает арктические льды, безусловно, красив и уникален. А если что не так, то все же не Таймыр, люди попадаются…

Проветриваем клетки

Байкал, мыс Уюга

Решено: Байкал. Начал читать в интернете – жуть берет. Трещины, промоины, пропарины, мороз, ветер трактора уносит и все такое. Но, доехать просто. Туда и обратно – 10 дней. Упряжка с полуторакратным стартовым перегрузом от своего веса сможет везти человека и корм на 20-25 дней. Итого имеем поход на 1 месяц тысяч за 50. Явно дешевле Тайланда. Решено, зову друзей помогать делать новые сани.

Снаряжение. Собачья упряжь
Поскольку полипропиленовый потяг собаки грызут с удовольствием, несмотря на воспитательную работу, а всякие извращения вроде троса внутри – суть попса, то центральный потяг был сделан из цельного куска нержавеющего троса 4 мм. Все остальное – полипропилен: до постромок собаки не дотягиваются. «Шейники» сперва сделали из того же троса, но после того, как пара из них вышла из строя (переломился трос в месте фиксации к основному потягу), их заменили обычными веревочками – дело житейское. Шлейки старые, таймырские.

Растяжка
В прошлом году мы намаялись с тросом, который рвался. Однако, вес цепи на 8 собак более 5кг. Решил цепь взять для городов, а на лед сделал растяжку из цельного в 4 мм троса. И оказался прав. Когда рядом нет чужих собак и кошек, а позади трудовые 60 км, никто никуда не прыгает, трос не рвет.

Буддистская ступа над Байкалом

На островах Малого Моря

Сани для собак
Из опыта Таймыра было решено увеличить ширину полозьев до 7-8 см. Также увеличили длину и ширину саней в расчете на балок. Попытка сохранить при этом вес в 35-40 кг привела к тому, что после новогодних испытаний на Волге сани пришлось делать снова. К моему ужасу весить они стали 60 кг, а в комплекте с мачтой и парусом – 75 кг. Мачта, правда, служила и для удлинения саней на предмет преодоления ледовых трещин в одиночку. Интернетные рассказы о промоинах на Байкале навели на мысли приделать к саням еще и надувные пилоны вроде катамаранных. Слава богу, остановила нехватка времени и зашкаливающий вес. Поэтому шоу-программа оказалась урезанной.

Прицепные сани
Еще в прошлом году мы поняли, что размещать груз в нескольких прицепленных санях выгоднее, чем все складывать в основные, даже, несмотря на большие заносы прицепа. Главное, как мы поняли в торосах на Байкале, чтобы прицепляемые сани привязывались через собственные амортизаторы. На одни сани у нас не хватило пружин, в результате они были существенно порезаны веревками при наездах на препятствия. Сани с амортизатором остались целы.

Андрей уговаривает собак выйти на лёд

Собакам лёд не нравится

Балок
В изначальном смысле «балок» – домик из шкур (позже брезента или фанеры) на больших оленьих нартах. Кто у кого перенял, русские у северных народов или наоборот – неизвестно. Ясно, что от слова «волок». В современном варианте – вагончик на полозьях, который тянут трактором (маленький снегоходом или машиной) до нужного места по зиме. Я решил попробовать. Идея очень красивая, поскольку на постановку и снятие лагеря обычно тратится зимой порядка 2 часов. А в пургу, да еще одному – и вовсе неудобно. Результатом стала палатка-полубочка, установленная на санях. Очень удобно оказалось. Основной недостаток- парусность. Как побороть ее, придумали уже на Байкале, исправлять будем летом.

На льду Байкала лучше лежать

Наш лагерь на льду Байкала

Кунг для пикапа
До Байкала 5 тыс. км. Собак и сани надо как-то везти. Идеи рождались на ходу. Кунг мы с Русланом сделали из деревянных брусков. К раме автомобиля его прикрепили скрутками (мы же бывшие туристы-водники). Стенки обшили ОСП как самым дешевым и простым материалом. Больше всего опасались, что оторвутся сани. Первоначальный вариант их крепления на крыше выглядел как кепка Мимино. Неделя пробной езды по Казани заставила нас купить железный багажник, развернуть сани на 180 градусов и сделать на крыше кунга дополнительные фиксаторы. Для веселья мы украсили наш пикап рекламой себя и друзей. Надо сказать, что езда с деревянным кунгом и четырехметровыми санями на крыше была самой приятной в моей жизни: дорогу нам уступали все, от фур до чиновников, даже у «гаишников» рука на нас не поднималась.

На ночь все крепим ледобуром

Утро, землетрясение миновало

Второй участник
Ходить одному, конечно, «круто» и абсолютно не конфликтно. Но страшно. Особенно первый раз, особенно по льду, который с трещинами и промоинами. Родня капает на мозг, друзья успокаивают и обещают позаботиться о моей семье, «если что». Одним словом, нервозно немного. И вот, как в анекдоте, умом-то я понимаю, что 8 собак – это один человек, а сам тихонько обзваниваю дружков, ищу лыжника или кайтера завалящего в попутчики. Дошел даже до девочек – «хасятниц». Пытался собак в аренду взять, предлагал самим идти, обещая научить их ставить палатки и готовить на паяльной лампе. Но «хасятницы» собак своих не дали по причине того, что мы, дескать, грубо их хватаем, когда запрягаем, и еще матом ругаем. А к мату, как известно, собака привыкает быстро и без него уже бежать не может, что шокирует зрителей на соревнованиях. Любительницы «хаски-форума» остались на диванах читать Джека Лондона, а я приуныл.

Последним, кому я позвонил, был Андрюша Козлов. Я ему сразу сказал, что звоню из вежливости, поскольку у него ребенку года нет и работы полно, значит, не пойдет. И вдруг Андрюша заявляет, что работа не волк, а до дня рождения ребенка мы должны успеть. И ехать на буксире на лыжах или коньках он согласный, поскольку Байкал – это красиво. И нас, к радости родственников и грусти собак, стало двое…

К 9 часам потеплеет

В рабочий полдень

Автопробег
Стартовали мы из Казани 1 марта. Само по себе автопутешествие через половину Сибири – довольно интересная штука. Относительно собак. Везли своих 8 собак по 2 в стандартной клетке. Выгул два раза в сутки с одним кормлением половинной дозой от нормы. Все собаки доехали без проблем. В форму вошли окончательно на 3 день после старта. Для более быстрого набора формы сразу по прибытии к месту старта собакам были сделаны по две инъекции гемобаланса с интервалом в сутки. Пока собирали и пробовали сани на Малом Море (жили в домике на базе у мыса Уюга, где оставляли машину), собаки получали примерно на 25% увеличенный рацион.

Байкал. Малое Море
Малым Морем местное население именует часть Байкала, отделенную от остального озера островом Ольхон. Эта часть, действительно, отличается от прочего северного Байкала, особенно после полуострова Святой Нос. Практически по всему Малому Морю мы встретили голый лед с редкими переметами плотного снега. Прибыли мы к Уюге вечером 6 марта. Утром 7-го собрали сани, поставили на них балок и поехали на экскурсию к ближайшим островам. На одном из них имеется буддистская ступа – решили посмотреть.

Строганина из омуля

Байкальский лёд

На островах Малого Моря
Самое поразительное на Байкале – лед. Первое время просто жутко на него вставать. Под ногами черная бездна. Хорошо, если есть трещины, и можно сообразить по ним, что толщина льда не меньше метра. Говорят, местные собаки на голый лед не выходят, бегают по берегу. Наши тоже сперва упирались всеми четырьмя лапами, скулили и завывали. Лапы у них разъезжаются, то одна, то другая собака поскальзывается и валится на бок. Особенно тяжело пришлось длинноногой Сире: просто корова на льду. Еще и мычит от избытка эмоций. МЧС, куда мы пришли отметиться, пугало нас всячески. Что возле островов и мысов открытая вода, что регулярно кто-то проваливается… Работа у них такая. Но нам первое время было жутко. Лед на Байкале шумит постоянно. Трещит, шелестит, под ним что-то булькает и ухает…

Собаки первый день норовили при каждой остановке забраться всей толпой на самый крошечный островок снега, пялились с него во все стороны в черноту льда и отказывались двигаться. Лишь взятие «под уздцы» и привычные в таких случаях выражения одного из каюров немного их успокаивали. Поведение собак нагоняло страху и на нас… Первые «покатушки» до ступы и обратно получились всего километров на 10, но помнятся очень ярко. В предпраздничный день на озере было полно рыбаков и отдыхающих на авто. Метровый лед держит любую машину, но мы заметили, что большая часть водителей трусит не меньше нашего. Рыбаки не в счет, эти гоняют по 60 км/ч. Каждый второй, завидев наш экипаж под черным флагом, подъезжал и фотографировал. Оказывается, на собаках мы тут если не первые, то уж из редких – точно. Совершенно случайно встретили на льду консультировавшего нас по электронке Леонида Стрелюка из Иркутска. («Снежный барс», приятнейшая личность). Вечером уложили в сани основной груз и оставили их у берега, закрепивши ледобуром. Замечу, что хороший ледобур на Байкале – единственно необходимое средство крепления любого имущества, поскольку даже слабый ветер способен унести все что угодно навсегда.

Перекус на льду

Ледяные кристаллы

Собачью растяжку, разумеется, тоже крепили к ледобурам. Для душевного собачьего спокойствия на ночь, да и просто отдохнуть, останавливали их на снеговых надувах. Сами стояли на голом льду: все же он толще, как нам сказали. В первую ночь собак растянули вдоль старой трещины, заполненной снегом, но не удержались, позвонили местному «ледовому капитану» (проводка на коммерческой основе машин с «чайниками» по льду) проконсультироваться про трещину. Ответ не сильно утешил. «Оцените, говорит, если будет землетрясение, лопнет ваша трещина, или нет». В голове всплыли кадры из детства про землетрясение в Ташкенте. Мы решили, что если тряхнет хорошо, то лопнет все, и собаки нам уже не понадобятся, поэтому решили оставить их как есть. Пусть хоть снега поедят перед катастрофой. Утром собаки оказались на месте. Землетрясение прошло стороной.

Рыбалка на Байкале
Март на Байкале – разгар весенней рыбалки. Любители рыбной ловли образуют на льду целые колонии-поселения из машин, балков, палаток и т.п. Постоянно действующие колонии рыбаков в прикормленных местах на Байкале именуют почему-то «камчатками». Думаю, именно им озеро обязано хорошей кормовой базой для омуля: за выходные десятки килограммов «бормаша» (мелкое членистоногое, по-нашему «горбунец») спускаются под лед в качестве приманки. «Бормашем» местные называют вообще все виды водоплавающих байкальских членистоногих: и тех, которых ест рыба, и тех, которые рыбу едят. Мы к «камчаткам» не подъезжали, поскольку для собак там слишком много соблазнов, зато одиночные балки профессиональных рыбаков, добывающих омуля сетями, служили нам на Малом Море хорошими ориентирами. Рыбаки – народ по большей части душевный и общительный. Показали нам и как сети ставятся, и как рыба выбирается, и какие креветки бывают. Разумеется, первый вопрос у них был: «Рыбы возьмете?». Поэтому уху либо строганину из омуля мы ели постоянно.

 

 

В сети попадается кроме омуля большое количество ершеобразных бычков, которыми, сваривши, кормят на Ольхоне и собак, и коров, и прочую скотину. Знаменитая живородящая рыба голомянка, которой в Байкале по массе больше, чем омуля, попадается в сети редко, поскольку косяков не образует. На вкус мороженая голомянка напоминает сало. Собственно она наполовину и состоит из жира. Вкусная.

Балок рыбаков – это металлический каркас с полозьями, на который накидывается брезент и ставится печка. Без балка с печкой выбирать рыбу из сетей невозможно. Для интересующихся сообщу, что лед этой весной на Малом Море был стандартной толщины от 0,8 до 1,2м. Омуля ольхонский рыбозавод принимал по 40 р./ кг, частники скупали по 80 р./ кг. В магазинах Еланцов (ближайший райцентр), соответственно малосольный стоил 110 р., вяленый 280 р., копченый 300 р. за килограмм. Отходы рыбозавода продавались по 5 р./ кг.

Дмитрий Мурзин. Андрей Козлов. Клуб "Казанская экспедиция"  http://www.vetkzn.ru

Читать На собаках по Байкалу. Часть 2


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru