Сезонная распродажа одежды и обуви для собак в сети зоомагазинов ВАКА

На собаках по Таймыру, часть 1

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
1 апреля 2011 года из Казани в Арктику стартовали спортсмены клуба «Казанская Экспедиция». В конце июня группа вернулась домой. Позади 7 тысяч километров российских дорог на автомобиле и полторы тысячи километров арктической тундры на собачьих упряжках и мотобуксировщиках (мотособаках). Экспедиция пересекла озеро Таймыр с запада на восток, прошла через самую высокогорную, восточную, часть гор Бырранга до моря Лаптевых и вернулась обратно на юг, в Хатангский залив.


Сеть казанских ветеринарных клиник «Академ-Сервис» была в числе спонсоров этого проекта. Казанские туристы впервые в своей жизни отправились в длительное путешествие зимой на собаках. Мы публикуем часть заметок руководителя группы Дмитрия Мурзина, касающихся, прежде всего северных ездовых собак применительно к условиям длительной экспедиционной работы собачьей упряжки.

Итак…

«Воспроизведенные ниже заметки из путевых записей нашей экспедиции, ни в коем случае, нельзя воспринимать в качестве профессиональных рекомендаций ветеринарного врача, спортсмена-гонщика или, к примеру, профессионального собаковода. Таковых среди нас не было. Это заметки «чайников», которые впервые столкнулись с собачьей упряжкой. Возможно, они будут полезны, или хотя бы любопытны, таким же начинающим «собачникам», как и мы. Тем более что в наше время продолжительные автономные экспедиции на собаках довольно редки. Все мнения здесь исключительно частные, а советы вообще не наш профиль. Мы считаем, что любой чужой совет нужно воспринимать достаточно критично до тех пор, пока он не пропущен через собственный жизненный опыт. Собственная упряжка и пара месяцев зимы – это все, что Вам понадобится для проверки…» – Дмитрий Мурзин.

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру 01.04.11 – 20.04.11
В результате нервной и бессонной ночи мы кое-как запихали оставшиеся 900 кг экспедиционного груза в бедный прицеп Андрюшиного фольксвагена. 10 чукотских ездовых собак разместились в 8 клетках. Проводы были недолгими, но шумными, благодаря одному из наших спонсоров – дирекции Казанской Универсиады 2013.

Хатанга

Махали флагами, обсуждали счастливое совпадение даты старта с днем Дурака. Следующие три с половиной тысячи километров ехали с собаками довольно комфортно, неплохо перелетели из Красноярска в Хатангу (чартер в плане перевозки собак куда проще и дешевле обычного коммерческого рейса!). Зато заброска КАМАЗами на последние 300 км к месту старта стоила всего предыдущего пути и отняла больше недели.

Если на участке Казань-Красноярск-Хатанга встречные и поперечные люди жалели исключительно собак («собачки в клетке, собачкам холодно в прицепе, собачек сажают на трос, собачек обязательно съедят…») то, начиная с Хатанги жалели нас («да что это за мелочь, взяли бы лучше наших дворняг, оставьте их лучше здесь, лягут они у вас через 20 км, намаетесь вы с ними летом, да они и лаять-то толком не умеют…»).

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру Основательно и аккуратно грузили мы первый раз клетки с собаками через 4-х метровый борт КАМАЗа поверх бочек с авиационным керосином, мешков с углем, наших ящиков, буксировщиков и рюкзаков. Мы надеялись, что спускать-поднимать клетки будем 2 раза в сутки, а дорога займет дня 3, ну 4. Дорога заняла больше недели.

В пути

Ко второму дню мы старались хотя бы не раздавить и не потерять клетки. На третью ночь сука Сира, разломав решетку у второй на ее счету клетки, сиганула на ходу через 4-х метровый борт и бежала полкилометра рядом с кабиной. Водитель Серега сперва решил, что это ему мерещится с недосыпу в пурге. Сиру поймали, клетку замотали веревками и завалили рюкзаками.

Только заснули, как у одного из двух КАМАЗов стуканул движок и поступила команда все перегружать на вторую машину. Надо сказать, ехали мы в кунге вместе с тремя рыбаками на мешках с углем и кормом. В Хатанге наших попутчиков загружали в состоянии слегка запойном. Два дня вместо чая они пили водку, и дымили одну за другой, что весьма портило нам впечатление от поездки. Когда водка кончилась, мужики начали приходить в себя, и быт у нас начал налаживаться. Потом были три дня ожидания в «Восьмом балке» машин, ушедших за нашим грузом, оставленным вместе со сломанным КАМАЗом в тундре. Правда тут мы хотя бы начали тренировать собак на озере и готовить снаряжение. С рыбаками к тому времени у нас была уже дружба и полное взаимопонимание. Наконец, мы добрались до точки старта, к мысу Саблера…

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
На старте

Мифы, частные мнения и рекомендации этого этапа

Миф:
Путешествовать с кучей собак проблематично. Даже одну собаку надо то выгулять, то покормить, то тошнит ее, то не сидится ей, а тут целая упряжка...
Частное мнение:
Не сложнее, чем с одной, если относиться к этому как к рабочему процессу, без гламурного придыхания. Не следует переносить человеческие представления о комфорте и дискомфорте на собак.
Рекомендации:
– Можно проехать всю страну и без ветеринарной справки по форме №1, если не торопитесь, но лучше ее взять даже на одну собаку, даже если авиа перелет не планируется. Госслужащие к вам будут относиться с большим уважением, а это экономит ваше время.

– Профессиональная клетка для перевозки собак, не смотря на относительно высокую стоимость, сильно облегчает жизнь владельцу. И даже в большей степени ему, чем собаке. Вопросы грязи и суеты в машине решаются сами собой. В одну клетку с рекомендованными размерами без особого вреда для животных мы засовывали по 2 собаки, главное думать кого с кем. В чартер могут по договоренности взять и без клеток, но это себе дороже, а с несколькими собаками просто не реально, если, конечно, вы не хотите после рейса мыть салон самолета. Купите качественную клетку на съемных колесиках – не пожалеете. В рознице клетки больших размеров есть далеко не во всех зоомагазинах, побеспокоиться нужно заранее и лучше обратиться к оптовикам, имеющим свою розничную сеть. Нам, например, помогла директор сети зоомагазинов «Мурзик» Маша Тертичная.

– Брать или давать профессиональную клетку на прокат – не вариант. Во-первых, будете сами вынуждены дезинфицировать ее «до» и «после», а во-вторых, из 10 клеток за эту поездку одна «восстановлению не подлежит», а еще три были отремонтированы проволокой и дощечками, оно вам надо?

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
У рыбаков

– Естественные собачьи надобности в дороге. Что делать с вольерными собаками? Долой сантименты. За 12 часов до поездки перестаем кормить животных. Перед посадкой выгуливаем и не слишком обильно поим. Следующие 2-3 суток дороги собак не кормим, но выгуливаем, либо высаживаем на растяжку (стейкаут) два раза в сутки и поим если лето, если зима и снега достаточно, то можно и без воды. Если в дороге больше 3 суток, то особого смысла морить голодом животных нет. Тогда через 2 суток кормим половиной от обычного количества корма. В результате никого не тошнит, экскременты из клеток выгребать не приходится. Разумеется, если есть возможность выгуливать чаще, гуляйте на здоровье, т.к. собаки помоложе не всегда терпят малую нужду 12 часов. Тут уж по обстановке, что легче: или клетку снегом протирать, или выгружать лишний раз десяток клеток из КАМАЗа. Кстати, по дороге в тундре останавливались в зимовье у долган попить чай. У них четыре собаки, запрягают веером, ездят от сети к сети собирать рыбу в сезон. Мужики веселые и по северному гостеприимные. Насчет перевозки собак у местных подход еще проще: «Не кормить и не поить за день и в дороге. Дня три без проблем». На наш взгляд, лучше все же поить.

– При наличии выбора между наземным и воздушным транспортом, в Арктике следует использовать вертолет. Не смотря на переменчивость погоды и несколько большую стоимость вертолета, в итоге все окажется быстрее, проще, и не дороже…

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру Основной груз приняли на себя мотособаки

21.04.11 – 01.05.11
Как всегда, сначала попробовали увезти все зараз, хотя понимали, что 3 тонны груза придется возить челноком. Но была надежда, по крайней мере, первые 30 км до Бухты. Ожидания пройти быстро, поскольку наши друзья рыбаки обещали проводить немного на «Буранах», не оправдались. Увы, грянула оттепель, техника начала просто проваливаться. Пришлось «челночить» все 170 км с западного берега озера Таймыр на восточный. В результате на мотобуксировщики пришлось грузить по 700-900 кг, собакам досталось 350-450 кг.

«Челнок» – это 25-30 км с грузом «туда», потом «обратно» налегке, и снова с грузом. Тоскливое занятие.
Как показали себя мотобуксировщики (мотособаки) на Таймыре в условиях длительной автономной экспедиции – разговор отдельный, здесь речь только о ездовых собаках. Надо сказать, что до этой экспедиции никто из завсегдатаев клуба «Казанская Экспедиция» не только не имел опыта экспедиций на собачьих упряжках, но и собак-то не держал. Кстати, от лыжного туризма мы тоже были далеки. Все было ново и неожиданно. Отталкивались от опыта 19-20 в.в., от того, что нашли в интернете, что услышали от лыжников и спортсменов – «хасятников» (Спасибо клубу любителей гонок на собаках «Конкорд-Казань» и лично Ринату Гайфутдинову, спасибо Алене Шепелевой, клуб «Конкорд», г. Москва, и другим помогавшим!).

Что-то, разумеется, присоветовали в питомнике чукотских ездовых в Карелии, где мы купили большую часть собак. Двух гренландских ездовых мы взяли в аренду в питомнике заповедника «Таймырский», за что отдельное спасибо его администрации и руководителю питомника Олегу Малолыченко. В итоге за сезон удалось собрать упряжку из 12 собак. У шести из них ближайшие родственники были с Чукотки. Надо сказать, что встречавшиеся на нашем пути полярники, включая зимовавших на Чукотке и державших там упряжки, упорно отказывались признавать в них чукотских ездовых. Очень скоро на вопрос о породе и цене нашей своры, мы стали смущенно отвечать: «Северные ездовые» и «Дорого, дорого», после чего старались перевести разговор на бытовые темы.

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру СироКас
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру Волга
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру Черке


путешествие на собачьих упряжках по Таймыру На озере Таймыр

В двух прекрасных сучках Джипси и Волге, доставшихся нам бесплатно, явно угадывались оленегонные лайки, которых мы видели много раз на Полярном Урале у хантов и зырян. В нашем случае на оленей они не реагировали. Чаще всего сестры бежали первой парой. Джипси задавала темп, а Волга не давала ей свалить куда не надо.

Порода упомянутой выше Сиры была весьма неопределенной, но по части работы и характера к ней претензий не было, разве что разломанные клетки. Отличалась она тем, что в приливе чувств издавала низкое протяжное мычание.

Всеобщим любимцем был неизвестной породы пес Черке, подобранный 7 лет назад известным путешественником Георгием Карпенко на помойке в той же Хатанге и побывавший уже на Северном полюсе. Более воспитанной и работоспособной собаки у нас не было. Он единственный, кто молча сидел, весь умотанный слюнями, во время раздачи корма (а обычно доставалось ему в последнюю очередь, исходя из места на растяжке и особенностей парковки наших саней на ночь). В упряжке он стоял где-то под нартами, принимая на себя самую тяжелую работу. Один был у него недостаток – хроническая нелюбовь к другим кобелям, и в особенности к братьям Касу и Пулу, из числа наших «чукоток». Как только ляжка одного из них оказывалась в пределах досягаемости Черке, мы получали шумную свару.

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
На озере Таймыр

Вес «чукотских ездовых» не превышал 20 кг, вес «гренландских хасок» (нам так их представили в питомнике) Ромки и Бакса около 30 кг, беспородные где-то между. Такая вот сборная. Еще на мысе Саблера мы думали не отправить ли Бакса обратно с КАМАЗами ввиду того, что на тренировках у «Восьмого балка», в упряжке работать он не хотел ни с кнутом, ни с пряником: бежал себе расслабленной красивой волчьей рысью с провисшим потягом. Были проведены индивидуальные испытания по натаскиванию воды в баню. В частном порядке собака безропотно тащила по 60-70 кг от проруби на обрыв. Ладно, решили, может, разбегается. Не «разбегался» Бакс, только зря корм ел.

Позднее, устав бороться за спортивную карьеру Бакса, мы поставили его в пару с похожей на Микки Мауса мелкой сученкой Наей, присвоив им звание самой бесполезной пары. Ная, куда б мы ее не ставили, со всем своим мышиным упорством тянула потяг исключительно в сторону, мешая при этом еще и соседу. Зато брат Бакса Ромка, не смотря на «бабий» приволакивающий аллюр, исправно тянул лямку всю экспедицию, хотя особым талантом не блистал. При этом оба кобеля были ласковы и контактны с людьми.
До законсервированного кордона Таймырского заповедника на реке Бикада собачки намотали километров 250 и вошли в рабочую форму. «Мотособаки» на этом участке накрутили около 350 км, много раз ломались и чинились, но везли весь основной груз. Кроме обычных волокуш и экспедиционных собачьих нарт, в состав обоза входил наш катамаран и телега на низком давлении, не говоря уже о мелких санях, саночках и просто ящиках, поставленных на горные лыжи. Смотрелись мы живописно.

По дороге на Бикаду доели вместе с собаками оленя и рыбу, прихваченных еще в Хатанге. Один из участников команды, Андрей Козлов, стал папой. Разумеется, по такому случаю люди получили шампанское и виски, а ездовые собаки мясо в дополнение к обычному пайку.

Мифы, частные мнения и рекомендации, возникшие в первые недели экспедиции

Миф:
Чем породистей и дороже собака, тем она лучше работает.
Частное мнение:
– Насчет большого ездового спорта ничего не скажем, наследственность, действительно, важна. Но для работы в экспедиции высокое происхождение особого значения не имеет. У нас лучше всего работали именно собаки «неопределенной» породы, они же демонстрировали лучшие ум и характер.
Рекомендации:
– Если вы не профессионал ездового спорта и не заводчик, то выбирать взрослую собаку следует исключительно по рабочим качествам, а для этого нужно, хотя бы несколько дней ставить ее в упряжку на разные места и гонять не меньше 20 км. Если собака не работает, лучше не брать ее вовсе, поскольку заниматься перевоспитанием чужой собаки в экспедиции – дело не благодарное. Разумеется, на практике у вас не будет либо времени, либо выбора. Такова судьба всех экспедиций и всех «чайников». Но стремитесь. Разумеется, профессионалам наши советы ни к чему.
Миф:
Приобретение собаки в питомнике гарантирует вам…
Частное мнение:
– Ничего оно вам не гарантирует, пока вы сами не наберетесь опыта и не начнете выбирать осознанно. Надо понимать, что питомник всегда пытается избавиться от худших собак, при этом продать их стремится по цене лучших. Питомник ездовых собак – это коммерческое предприятие. Собак много, содержать дорого. Отсюда и исходите, слушая рассказы заводчиков об «уникальном обмене веществ», «токсичности вакцин», а также вариации на темы «у этой собаки замечательная мама» (читай: «папа неизвестен»), «это у нее течка недавно была (будет)», «это у нее зарастет, просто витамины поздно подвезли»…
Рекомендации:
– См. выше. Плюс к этому, обратите внимание на результаты внеплановых вязок. Питомнику они малоинтересны, а среди них есть очень достойные рабочие собаки. Потратьте время и деньги, поживите хотя бы неделю в питомнике в зимний сезон, поездите на кандидатах в Вашу упряжку.

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
Воспоминания о нашей первой поездке в питомник ездовых собак

– Если есть возможность, сделайте до покупки, хотя бы анализ крови, явные проблемы будут видны.
– Если есть малейшее сомнение в записях собачьего паспорта, глистогоньте, вакцинируйте, обрабатывайте привезенных из питомника собак так, будто вы нашли их на улице.
– Сразу переводите собак на полнорационный сухой корм, которым будете кормить в экспедиции – меньше будете бегать по врачам. Не пытайтесь кормить их так, как в питомнике, отходами птицефабрик, кормом подешевле и т.д. Эти рецептуры не от уникальности обмена веществ северных собак, а от экономии денег. Первый показатель того, что вы кормите правильно – качественное, простите, собачье дерьмо, второй – качественная шерсть.

Миф:
Белые подушки лап у собак склонны к стиранию.
Частное мнение:
Похоже на правду, но статистики у нас маловато. Скажем так, из 12 наших собак худший подшерсток и кожу на подушках лап имели блондинки и Рыжий. Если стирание лап зависит еще и от опыта самой собаки, от манеры бежать (при прочих равных), то слабый подшерсток сразу выдает себя протаиванием собаки за ночь. Иногда до земли. Так Луну, Рыжего или Бежара мы иногда просто теряли поутру. И если слабая шерсть, прежде всего, проблема собаки, которая больше мерзнет ночью и тратит лишние калории из корма на обогрев, то слабая кожа на подушках лап – проблема всей экспедиции, поскольку собака просто не может нормально работать. Широкие лапы также показались нам предпочтительнее узких.

путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
путешествие на собачьих упряжках по Таймыру
Первые пурги

Совет:
Не гоняйтесь за голубоглазыми блондинками с признаками альбиносов, их не случайно так мало, они просто не выживали в Арктике.

Миф:
Суки в большинстве случаев умнее кобелей.
Частное мнение:
Это не миф. Черке в нашей команде был замечательным исключением.

Миф:
Упряжка из 12 собак тянет 500 кг экспедиционного груза.
Частное мнение:
И это не миф, но только собаки должны быть весом 35-40 кг. Абсолютно правы Ф.Нансен и Г.Ушаков: собаки везут эффективно вес, равный собственному. На старте можно превысить его на 20-30%, если собаки уже «в форме». Скорость же движения практически не зависит от груза. Меньше 6 км/ч собаки у нас не бежали, больше 9 км/ч тоже. Средняя крейсерская скорость была 7,5 км/ч.

Миф:
Собака бежит «ради хозяина» или потому, что «рождена для бега» (распространено на хаски-форумах).
Частное мнение:
У нас, лично, создалось впечатление, что бежит она, как колхозная лошадь, только потому, что другой жизни не видела. Будешь бежать – вечером будет корм и отдых. Утренние гонки за буксировщиками наводили на мысль, что собаки боялись остаться без уезжающего куда-то корма. Пока бочки с кормом оставались на месте, собаки никак не реагировали на ездившие туда-сюда буксировщики и людей. Стоило буксировщикам тронуться с грузом, как собак было просто не удержать.

Миф:
Бить собак нельзя, поскольку бесполезно.
Частное мнение:
Не так однозначно. Главное быть уверенным, что собака понимает, за что ей достается. Из того же Пула исключительно перестановка под нарты и «пендали» сделали к Бикаде нормальную тягловую единицу. В случае наказания, как и в случае «пряника», чем умнее собака, тем приятнее иметь с ней дело, поскольку бить приходится не сильно и не долго. Глупость же непобедима. Конечно, мы не исключаем нехватку интеллекта и опыта у каюра. Все же это наша первая в жизни упряжка.

Миф:
Северные народы различают до сотни видов снега.
Наше мнение:
И это похоже на правду. Только на озере Таймыр снег менялся иногда в течение одного дневного перехода. А, следовательно, менялось его влияние на лапы собак и скольжение саней.

Дмитрий Мурзин, клуб «Казанская экспедиция», www.vetkzn.ru/articles/na_sobakah_po_taimyru/
Фотографии предоставлены участником экспедиции Ильсуром Сабировым, а также Дмитрием Шумбутовым и Дмитрием Мурзиным


Читать На собаках по Таймыру, окончание

Читайте На собаках по Байкалу - отчет об экспедиции Дмитрия Мурзина 2012 года
1845

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


На собаках по Таймыру, часть 1

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)



Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика