Hurtta - одежда для собак из Финляндии

Функции и качества рук всадника

Руки всадника…

руки всадникаКраткий эпизод из ежедневных тренировок:
Выпускать и наоборот… Корректировать – поправлять, и не мешать!!!… Поощрять и наказывать…
ОДНОВРЕМЕННО!!!! ???…

Может ли всадник делать это все единовременно, разграничивая воздействия на доли секунд? Могут ли его руки быть такими, и действовать так, чтобы корректировать лошадь и одновременно обеспечить безошибочное движение лошади по маршруту большого конкура или по езде Большого приза?
И главное – надо ли всаднику определять самому, как это у него получается? Точно выверено его действие, и СООТВЕТСТВУЕТ ли результат ожиданию, или в его действиях есть подвох для лошади?
Важно ли это?

Думаю ни для кого, кто занимается конным спортом или просто ездит на лошади, этот вопрос не вызовет ни доли сомнения – ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ!

А вот так ли это? Или руки всадника ДОЛЖНЫ, мы стараемся…, а они - эти самые наши руки, делают нечто другое…
ВСАДНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ!!!! … ???
Вроде даже и делает правильно… Но то ли он делает, и так, чтобы лошадь его поняла? А его действия (в понятии всадника), и её ответ (как лошадь поняла действие рук) это «слова и музыка одной песни»?
А может у исполнителя слуха нет?...
Но ведь бывает, и инструмент расстроен, а бывает и… («…в тапёра не стрелять… он играет, как умеет…»)
Как мы поняли, в причинах плохого выполнения элемента, аллюра, упражнения кроятся несколько (причин) ошибок, технического, и даже психологического характера. А если хотите, биомеханического воздействия (влияния), которые видоизменяют нашу команду, отданную руками, на совершенно иную, зачастую не понимаемую лошадью.

Давайте попробуем в них разобраться…
Итак, от чего это зависит?
1. От качества команды… (выраженная она или размазанная)
2. От чистоты этой самой команды… (тонкая, каллиграфичная или невнятная, «с шумом» И ПОТОМУ СНОВА РАЗМАЗАННАЯ)
3. От того, сможет ли команда с первого её применения быть понятной лошади или её (в основном из-за особенностей всадника) к этой команде с желаемым ответом надо приучать – т.е. выработать условный рефлекс: «Я делаю так… (!!!!) а ты должна ЭТО…» «… Да, я ошибаюсь, (более того часто понимаю, что совершаю некорректное действие) но ты должна запомнить – если я делаю так, то ты (лошадь) должна сделать это…»

Меня поражает то, что именно третий пункт очень множество всадников называют ВЫЕЗДКОЙ. (!!!??????) А если залезть в сущность действия, то это приучить лошадь к моей плохой координации движений (не соответствию воздействия и желаемого результата).
Или может лошадь должна!!!! ????????
А всадник всегда прав! ????

И наконец – учим лошадь, или отдаем ей такую команду (проводим такое воздействие), которое станет ей понятно при самом первом контакте руки со ртом нашего спортивного партнера. При самом первом предложении!!!
Качество и чистота…
И тут снова вопрос – одно это и тоже? Понятия вроде как близкие, и хочется думать, что однозначные, но…

Давайте прочитаем небольшую цитату из Филлиса:
«…Именно рука всадника, находящаяся в постоянном ОБЩЕНИИ с челюстью лошади, принимает через нее напор тяжести лошади, бросаемый сзади на перед задними ногами ее и приняв этот напор, отбрасывает эту тяжесть обратно на задние ноги…» «…Рука задерживает и отдает к центру только ту часть толчка зада, которая нужна для равновесия, большая же часть этого толчка идет на поступательное движение лошади вперед…»
 
А теперь попробуем собрать глаголы, относящиеся к рукам всадника в цитате маэстро, в один ряд. А по сути, гениальный всадник описывает те функции руки, которые участвуют в том элементе управления лошадью, который во все времена, испокон веков, именовался как «проводимость»:
«…ПРИНИМАЕТ, ОТБРАСЫВАЕТ, ЗАДЕРЖИВАЕТ, ОТДАЕТ…» - вследствие чего лошадь уравновешивается, а ТОЛЧОК идет на ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ движение ВПЕРЕД.
Мы ещё вернёмся к этому моменту в дальнейшей череде наших рассуждений…

Парадоксально то, что в век, когда девяносто процентов всадников очень хорошо водят машину (понимая, что малейшая ошибка в технике управления может привести к катастрофе), делают это легко, непринужденно, мягкими, пластичными руками, лишь чуть-чуть напрягая тело, если маневр оказывается сложным…, но сев на лошадь, превращаются в деревянных солдатиков с железными руками…

Так что же описывает Филлис?
А пишет он о ФУНЦИОНАЛЬНОСТИ рук!!! И упоминает только о некоторых, превалирующе важных именно в процессе включения и поддержания проводимости.

Но ведь «проводимость» это только один из элементов системы управления – контроль и использование энергетики поступательного движения (и в первую очередь толчка лошади). А ведь в систему управления ещё входят:
Изменение направления движения.
Перемена аллюров.
Дисциплинарный контроль
Изменение качества аллюров (собранные, средние, рабочие и т. д.)

А в высшей школе и в спорте высоких достижений иных видов конного спорта, например конкура, еще и перенаправление толчка с максимальным сохранением его энергии и мощи. (например вверх, или даже назад). И как вульгарно смотрятся всадники даже очень высокого уровня, которые не обладают техникой этого действия и заставляют лошадь «отрываться от земли» мощными полуодержками – жесткими рывками поводом «на себя» под ковыряние шпорой!

А теперь я хочу привести ещё одну цитату известного и популярного всадника более близкого к нам по времени НУНО ОЛИВЕЙРА – выдающегося мастера высшей школы и автора серии интереснейших книг по теории езды:
«…Качества хорошей руки всадника есть:
Фиксированность
Легкость
Мягкость и деликатность
Твердость – ЦЕМЕНТ, когда лошадь сопротивляется и МАСЛО, как только лошадь сдала…»

Так об одном и том же пишут мэтры?
В том то и дело, что они оба пишут о руках, но рассматривают их дееспособность с различных точек .
Один перечисляет некоторые функции, а другой говорит о КАЧЕСТВЕННОМ потенциале, которым должны обладать руки хорошего всадника.

Функциональность – что это?
Это способность выполнить те, или иные действия, которые необходимы нам для управления лошадью (и не просто сивкой-буркой, а конём высокого спортивного потенциала).
«Сивкой-буркой» – просто потянул направо – она повезла нас направо. Потянул налево и результат заранее понятен. Но ведь если потянул, – то значит - однозначно затруднил её движение вперед. Не зря про такую ситуацию дедушки говорили : «На грамм повода – килограмм шенкеля. Или то, что подозреваем мы, расшифровывая смысл, пришедшей к нам испокон веков фразы – потянул за повод, увеличь посыл в тысячу раз, чтобы преодолеть отрицательное влияние действия руки - «потянул на себя».

А вот со спортивной, заряженной высокой энергетикой лошадью ТОП класса, все вообще гиперболично – потянул – значит – ПОМЕШАЛ (общей активности лошади!!!) – ПРАКТИЧЕСКИ затормозил!!! Сбил лошадь с импульса (погасил его) помешал скоординироваться, заставил выполнить силовое действие, вместо техничного.

На самом деле для поворота (изменения направления траектории движения) такой лошади нужны совершенно иные действия всадника руками. То есть руки (а подразумевается сам всадник) не мешают животному, а наоборот, стимулируют (выпускают, ведут, пропускают в поворот… и т. д.). И согласитесь – это совершенно иные функции.

руки всадникаА теперь вспомним ещё один постулат наших «дедушек», которые знали о лошадях значительно больше, чем всё наше поколение, с титулами, дипломами, высшим образованием и прочими достижениями современной цивилизации.
«…РУКА – продолжение ПОВОДА…»
Спросите практически любого отечественного тренера, что это значит? И вы получите ответ: «…Рука должна быть с поводом в одну линию…». То есть обеспечивать линейность воздействия и не более того. А может в словах наших пращуров хранится совершенно иной смысл?

Давайте попробуем порассуждать…
Что представляет из себя сам повод – тот самый ремешок или полоска пластичного материала (усиленный чем-либо, например слоем резины с пупырышками, или просто утолщенного в несколько раз исходного материала), для удобства удержания его в руках.
Но ведь сам исходный материал – тот ремешок, который держат руки всадника высшей школы, - очень тонок и узок… А он, тем не менее, прочен (очень прочен!!!), гибок и пластичен, и главное – легок – практически своим весом не вызывающим дискомфорта у лошади.

А не кажется ли вам, что наши «дедушки», говоря о том, что рука всадника должна быть продолжением повода, имели в виду эти качественные составляющие самого «повода» - части конно-спортивного снаряжения. А значит, если рука должна быть такой же, как тот самый ремешок, то она должна быть ЛЕГКОЙ, ПРОЧНОЙ, ПЛАСТИЧНОЙ – уметь расслабляться (когда лошадь сдала) и превращаться в цемент, за счет своей крепкости, (когда лошадь сопротивляется)… ТО ЕСТЬ БЫТЬ ПРОВОДНИКОМ КОМАНДЫ!!! (Рулит тело спортсмена!!! Рука лишь доводит (проводит) эту команду к лошади! И происходит это через рот, через весьма чувствительную зону – через слизистые оболочки, чувственность которых, думаю, понятна всем!)

Стоп!!!! Но ведь мы именно это и читали в цитате Оливейры!!! Так значит фраза «…Рука должна быть продолжением повода…» ТОЖЕ ОТРАЖАЕТ КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУКИ (рук) ВСАДНИКА!!!

Качества и функции…
Кажется, я запутал всех, кто читает мои рассуждения, но может кого-то заставил и задуматься…
Так о чём же я хочу, в конце концов, написать?
1. Только если руки всадника обладают определенными качествами, они могут стать высоко функциональными.
2. Давайте попробуем определить эти качества и функции рук спортсмена – конника высокого уровня.
3. Попробуем понять какие факторы обеспечивают качественность рук, и что резко снижет их функциональность.
Давайте попробуем разобраться в этом во второй части моих заметок…

Константин Кульчицкий,
тренер, мастер спорта
март 2018 г.,  специально для zooprice.ru

Продолжение следует

  1. Заинтересовала ли вас тема статьи?
827

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru





Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика