Справочник владельца животного

Лекции Константина Кульчицкого, мотивация лошади к движению

Лекции Константина Кульчицкого основы верховой езды. Вступление

Лекции печатаются в пересказе его ученицы Надежды Блюменталь
Пересказ ведется от лица преподавателя

.

Лекции Константина Кульчицкого, мотивация лошади к движению, посыл, торможение, принцип выпускания, движение за рукой


Лекции Константина Кульчицкого основы верховой езды Начнем с того, что определим, чем понятие «конный спорт» отличается от словосочетания «верховая езда»? Поскольку все, о чем будет говориться в дальнейшем, касается взаимодействия с лошадью именно в конном спорте. Верховая езда – это способ добраться от точки А до точки Б при хорошей посадке на любом аллюре. Разнообразие способов верховой езды соответствует разнообразию нравов и обычаев народов, населяющих нашу планету.

Конный спорт – явление наднациональное. Все его направления развиваются самостоятельно, но объединены общим принципом. Конный спорт – это искусство управления импульсом (энергией) лошади. Что заставляет лошадь двигаться в том или ином направлении при общении с человеком? Иными словами, что может служить для нее мотивацией к движению?

Мотивацией лошади к движению может быть страх, болевой раздражитель, желание, подкрепленное голосовыми, вкусовыми поощрениями, желание к сотрудничеству (желание к вступлению в контакт с человеком). Остановимся более подробно на последнем. Что означает - желание к сотрудничеству? Как его обнаружить и как использовать?

Я предлагаю лошади какое-то воздействие и жду ответа на это воздействие. Я вступаю в контакт с лошадью. По этому принципу осуществляются все взаимоотношения по типу «натуральных отношений». Ответ лошади на предложенное воздействие может быть различным. В ответ на надавливание на бок любой необученной лошади, она может, как уступить давлению и отодвинуться, так и попытаться преодолеть возникшее давление, надавив на раздражитель в свою очередь.

Получив нужный мне ответ на предложенное мною воздействие, в первый раз потратив на это некоторое время, впоследствии, при условии, что воздействие будет аналогичным, с каждым разом лошадь будет отвечать мне быстрее и охотнее. Таким образом, мы устанавливаем определенные взаимоотношения. Взаимоотношения по принципу диалога: я тебя прошу, ты отвечаешь. Это я называю взаимной мотивацией к сотрудничеству.


Мое глубокое убеждение, что если уровень мастерства всадника высок, то и характер таких отношений (по принципу «натуральных») очень высок. Такие выдающиеся всадники нашего времени как Мелигер, Бирбаум, Слотак широко используют приемы аналогичные тем, которые демонстрирует при взаимодействии с лошадью Пат Парелли и другие «натуралы». Вопреки распространенному мнению, опытные всадники классической школы верховой езды в большей степени используют формулу: «предложение – ответ», чем «принуждение – ответ».

Такая форма взаимодействия – «лошадь – друг, партнер» на уровне требования высоких спортивных достижений оказывается выгоднее, чем форма «лошадь – раб». У раба есть определенный уровень исполнительности. До этого уровня из-под палки вы поднимитесь, дальше будет бунт илижесткое сопротивление, в лучшем случае - выполнение по типу«сколько попросили, столько сделал». Лошадь партнер ответит всегда значительно больше. Поэтому в группу «мотивация к движению» я одним из первых включаю элемент партнерства.

Мотивация к движению вызывается какими-то воздействиями. В конном спорте мы называем эти воздействия посылом. Сколько средств посыла мы знаем: изменение положения центра тяжести (пугающий раздражитель), посыл шенкелем (выработка условного рефлекса на болевой раздражитель).

Условный рефлекс чтобы не угаснуть требует периодического подкрепления, напоминания. В связи с этим важно остановиться на корректности использования посыла шенкелем. Важно, чтобы при езде не происходило непроизвольного, необоснованного контакта шенкеля с боком лошади. Каждый такой контакт должен использоваться именно как посыл и тогда ответ лошади будет всегда четким и однозначным.

Если мы посмотрим на опытных всадников, то увидим, что у них между шенкелем и боком лошади сохраняется «оперативный просвет», который изменяется в зависимости от степенивоздействия. Это не означает, что лошадь должна бояться прикосновения ноги, нет. Нога всегда находится рядом с боком лошади, но она не давит. Если провести параллель с вождением автомобиля – при движении ваша нога находится на педали газа. Нога не давит, машина едет.

При необходимости вы надавливаете на педаль и машина ускоряет ход. Нужно понять разницу между тем, когда нога находится над педалью газа и когда она стоит на педали в момент равномерного поступательного движении автомобиля. Я хочу обратить ваше внимание на тонкость контакта. Контакт должен быть именно таким, чтобы в нужный момент минимальное воздействие было воспринято лошадью как посыл.

В связи с этим, я хочу поговорить о таком явлении, которое я называю «заточенностью команд». Команды должны быть «заточены» до такой степени, что мне достаточно начать подводить шенкель к боку лошади, а ее ответ уже последует. Чувствительность тела лошади к воздействиям опытного всадника настолько высока, а скорость реакции так велика, что ответ может следовать практически в ту же секунду, когда конечный посыл только формируется. Другими словами, чтобы подвести шенкель к боку лошади всадник с правильной посадкой вначале сработает мышцами бедра. При «заточенности»команды, лошадь не дождется прикосновения шенкеля, ответив уже на самое начало отведения ноги.

В связи с эти я хочу вспомнить случай из своей практики. Так называемую «байку о Кизимовских трусах». В то время я был совсем молодым всадником. Иван Михайлович пригласил меня к себе в группу. Я получил старенькую, опытную лошадку. Она бегала езды, знала их наизусть, - направо поехал – Малый Приз, налево поехал – Средний Приз, только не мешай. У меня все на ней получается за исключением менок ног. Причем так, - одиночные менки получаются, а менки сериями ав 4, 3, 2 темпа идут со сбоями из-за нарушения собственной координации движений.

Я не стесняясь, спрашиваю тренера: «Иван Михайлович, как Вы меняете ноги?» «Элементарно. Трусами. Положил правую штанину – она выкидывает левую ногу вперед, положил левую – правую». «Издевается», - подумал я тогда, а теперь я всегда привожу его слова как пример, когда нагляднее всего работает принцип «заточенности» команды, в данном случае команды ответа на шенкель. Ответ лошади при в этом наступает в момент срабатывания внутренних мышц бедра всадника, при начале отведения ноги в зону посыла. Только в этом случае можно успеть выполнить менки серией не потеряв скорости и ритма и не нарушив собственного баланса, что могло бы помешать лошади и вызвать сбой.

Итак, внутренняя поверхность бедер тоже является зоной посыла, то есть тоже может рассматриваться как средство посыла. В простонародье внутреннюю поверхность бедер называют шлюсом. Я вкладываю в этот термин несколько другое значение, но об этом поговорим позже. Кроме уже выше перечисленных, немецкая школа верховой езды насчитывает девять способов стимуляции активности лошади, иными словами 9 способов посыла.

Вам будет интересно самим попробовать их перечислить. Я искренне огорчаюсь, наблюдая наших инструкторов по конному спорту предоставляющих в распоряжение начинающим всадникам лишь посыл шенкелем. Не обязательно шенкель! Найди любой другой способ активизации движения лошади – можете отклониться назад, можете «включить шлюс», можете применить голос, хлыст и т.д.

Теперь рассмотрим такое воздействие – торможение. Внутренняя поверхность бедер, условно называемая нами шлюс, может участвовать как в посыле, так и в торможении и остановке лошади. Это понятно каждому всаднику. Как же лошадь понимает, чего именно мы хотим добиться в тот или иной момент используя сходные посылы?. Ответ на этот вопрос приводит нас к очень важному заключению: для четкого управления лошадью не должно быть смешанных команд! Не должно быть таких команд, в которых лошадь может сомневаться.

Нельзя требовать разного ответа у лошади на один и тот же посыл. Выработав условный рефлекс на то или иное воздействие, всадник должен и впоследствии ожидать на него однозначной реакции. Кроме того важно верно выбрать варианта посыла для выработки ответа. На любительском уровне весьма распространенной ошибкой является следующая: всадник приучает свою лошадь к тому, что при сжатии коленями ее боков она делает остановку. На упражнениях по преодолению препятствий, в состоянии испуга перед непривычным барьером всадник инстинктивно сжимает бока лошади перед прыжком. Как должна реагировать лошадь?

Поэтому, я считаю, что необходимо максимально разграничивать команды посыла и торможения, причем в торможении в первую очередь должен участвовать повод, а в посыле – вся нога всадника.
Любое запирающее действие повода мешает движению. Это одна из основополагающих концепций конного спорта. Если я мешаю поводом, это значит, что я автоматически включаю тормоза. Если повод мешает движению, - исключаем действие повода! На этом поставим 3 восклицательных знака! Есть еще одна прекрасная фраза пришедшая к нам от наших «дедушек»: На грамм повода – килограмм шенкеля!

Грамотное воздействие повода в целом принимает на себя функцию управления лошадью. В тех случаях, когда повод не используется как средство торможения он формирует направление движения. При этом, памятуя о пагубности любого ограничения движения с помощью повода, я настаиваю на таком способе управления, когдаизменение направления движения происходит не от торможения внутренним поводом, а от выпускания наружным. Повод, в этом случае, служитсредством распределения движения лошади, определяя как направление, так и скорость.

Основной постулат, касающийся выбора всадником способов и средств управления, содержится в следующем высказывании:ощущения лошади от средств управления всадникадолжны быть понятны ЕЙ – лошади! Для того, чтобы дать почувствовать начинающим всадникам, какое из воздействий проще «читается» лошадью при повороте, например, налево – натяжение левого повода или выпускание правого я предлагаю им совершить следующее упражнение. Два ученика становятся один позади другого.

Второй кладет руки на плечи первого, это будет единственный контакт между ними, имитирующий повод. Ученик - лошадь, будет пытаться понять, какое движение хочет предложить ему всадник. Требуется «изобразить» вольт, к примеру, налево. После некоторого раздумья ученик, выполняющий роль всадника толкает свою «лошадь» вперед, ведь пока нет движения вперед, нет возможности сделать поворот. Зачастую следующим движением становится сгибание левой руки всадника. В ответ на это движение передний ученик останавливается и разворачивается на месте, - получился не вольт, а неожиданный разворот на заду с последующей остановкой.

И только в том случае, когда ученик-всадник пробует начать вольт с отталкивания правого плеча переднего ученика, мы видим, что такое воздействие однозначно читается как вхождение в поворот, причем радиус поворота задается количеством «отданного» правого повода. Именно такую технику я называю – движение за наружной рукой, движение на наружный повод и за ним.

В приведенном примере, если у ученика-всадника рука становилась расслабленной, то команда – отталкивание наружного плеча не читалась учеником-лошадью. Управление с помощью наружной руки-поводастановилось возможным лишь при условии того, что связь между ними была обеспечена жесткой, прямой рукой. Как же отдать аналогичную команду лошади, если повод не палка, он мягкий? Так вот в езде функцию мягкости повода компенсирует лошадь своим телом, своим движением. Другими словами всадник выбирает адекватную длину повода, не создавая со своей стороны натяжения, а лошадь выбирает имеющуюся слабину своим напором, придавая устойчивость и чувствительность созданному контакту.

Суммируя вышесказанное, я могу описать все варианты управления со стороны всадника как ВЫПУСКАНИЕ. Я выпускаю лошадь в поворот, я выпускаю лошадь в аллюр, я выпускаю лошадь на препятствие. Лошадь выпускается в пассаж, в пиаффе и т.д. Я могу изменять как направление движения. И все это по принципу выпускания! Таким образом, всадник с помощью повода может оказывать как запирающее (торможение), так и выпускающее воздействие на лошадь.

Читать продолжение. Постановление, боковое сгибание, «точка прибытия», «принцип Лоренцо», рамка лошади, изменение рамки лошади
4361




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru