На съёмках фильма "Россия молодая"

"Россия молодая"

Байки Михаила Воробьёва На съёмках фильма Россия молодаяНачало XVIII века, российский Север. По замыслу Великого Петра именно там, под Архангельском, на Белом море, должен быть построен русский флот. Сам царь и его ближайшие соратники ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, стремясь победить косность погрязших в лени и бездействии бояр, разбудить в народе желание созидания великого и могучего Российского государства.

Режиссер: Илья Гурин. Актеры: Леонид Харитонов, Александра Яковлева, Александр Фатюшин, Борис Невзоров, Владислав Стржельчик, Иван Лапиков, Бруно Фрейндлих, Дмитрий Золотухин, Олег Борисов. Киностудия им. М. Горького. 1981г.

В историческом кино, снимаемом в Ленинграде в семидесятые - начале восьмидесятых годов, запряжка в карету четверки цугом была экзотикой. Если такая запряжка была необходима, например, на съемках "Звезды пленительного счастья", то, как правило, в исходную точку карету выкатывали парой лошадей, там припрягали вторую пару, сажали на нее форейтора1 и так проезжали несколько метров в кадре. Впервые нормально проехать на четверке, пусть даже и с форейтором, мне удалось в августе 1981г., на съемках эпизода кинокартины "Россия молодая".


Накануне съемки меня на конюшне не было, а вечером Я.И.2 по телефону сообщил, что приезжали "киношники", хотят снимать проезд кареты петровских времен в районе стадиона им. Кирова. Запрячь просят четверку цугом, но он сомневается в реальности этого мероприятия, т.к. наши кони четверкой никогда не ходили, а на тренировки времени уже нет, съемка завтра. В результате долгой беседы убеждаю его все же попробовать.

На съёмках фильма Россия молодая И вот утром мы берем две наши пары: крестьянских Гарпуна с Азиком и ветеранов конкура Бюджета с Пумой и едем на "Ленфильм" за каретой. Карета эта, взятая кинокартиной из запасников Царскосельского музея-заповедника, тяжела и огромна. Вещь старинная, кузов вместе с козлами подвешен на рессорах и ремнях над чугунной рамой, пассажиры поднимаются в карету по откидной лесенке.

Запрягаем в нее коней, я сажусь на козлы, Яков Израилевич - форейтором на Пуму, идущую слева в передней паре, и, нахально совершив от выезда со студии левый поворот через двойную осевую линию, выезжаем на Кировский проспект, встраиваемся в поток машин, вызывая удивление прохожих и водителей. К увеличившимся габаритам упряжки и особенностям поворотов и перестроений привыкаю по дороге. Кони наши в парных запряжках ходят давно, поэтому с ними проблем, к нашей радости, не возникает, и вскоре мы уже на Крестовском острове, у рощицы за вышеозначенным стадионом. Рысью проезжаем мимо съемочной группы и, развернувшись на автостоянке, останавливаемся с натянутыми постромками. Режиссер, не надеявшийся получить в карету четверку, в восторге.

Ребята из "Ленманежа" уже пасут у дороги двух оседланных лошадей. Нас переодевают: Я.И. - в бархатную шубу с золотым двуглавым орлом на груди, меня - в преображенский мундир, и ставят задачу.

"Снимаем подъезд кареты к Петру Первому (Дмитрию Золотухину), стоящему под деревьями с оседланным конем в поводу. Слуга спрыгивает с запяток, открывает дверцу. Из кареты выходит сановник, слуга закрывает дверцу, карета отъезжает. На втором верховом коне подъезжает некий господин в длинном парике". Ездить предстоит по топкому кочковатому лугу на берегу залива.

Первые несколько дублей уходят в корзину из-за того, что неуклюжий слуга, открывающий дверцу кареты, не может быстро справиться с откидными ступеньками, и это не нравится режиссеру. Но вот, наконец, у слуги все получается, но мы опять, раз за разом, слышим: "Стоп. На исходную". Жарко, карета тяжелая, дорога вязкая, мы просим дать коням отдых, и дядя Яша отправляется выяснять, в чем проблема, зачем столько дублей.

На съёмках фильма Россия молодаяРазгадка оказывается совершенно элементарной. Верховой конь, которого держит Петр, устремляется за отъезжающей каретой и, удерживаемый, разворачивается задом к камере, а его круп во весь кадр совершенно не устраивает оператора. Я.И. моментально прекращает это безобразие с помощью куска веревки, один конец которого привязывает к кольцу трензеля, с противоположной от камеры стороны, а другой - к дереву за конем.

Конь крутиться в кадре перестает, еще один проезд, и кадр, наконец-то, снят. Далее с движущейся автомашины снимают несколько проездов кареты. Происходит это на асфальтированной дороге, где карета катится гораздо легче, чем по топкому лугу. В остальных кадрах карета неподвижно стоит среди разворачивающегося вокруг нее действия. И вот съемка окончена, мы набиваем карету свежескошенной травой, маленькие стожки ставим даже на запятках и крыше и радостно отбываем на конюшню, в зоопарк.

Потом были многочисленные четверки: с форейтором и на вожжах, днем и ночью, среди факелов, костров и густого пиротехнического дыма, в жару и мороз, когда пальцы не чувствуют вожжей, но этот выезд был первым.

1 Форейтор, при запряжке цугом сидит на первой лошади и управляет первою парою лошадей. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

2 Яков Израилевич, Я.И., дядя Яша, “шеф” – Найшулер Яков Израилевич, спортсмен-конник, кавалерист, дошедший до Берлина, 1-й директор нынешней СДЮШОР, а в описываемый период – руководитель конюшни Лензоопарка.

Михаил Воробьев, фото автора и из архива автора

505

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика