Байки от Михаила Воробьева
«Остров сокровищ»
Режиссер: Владимир Воробьев.
Сценарий: Николай Семенов.
Композитор: Евгений Птичкин.
СССР, 1982
Кинокартина по одноименному роману Роберта Льюиса Стивенсона. Однажды в руки смелого юноши Джима, мечтающего о романтических захватывающих приключениях, попадает старинная морская карта. Она открывает путь к кладу легендарного пирата – капитана Флинта. Сокровища зарыты на островке, затерянном в океане. Вместе с друзьями на прекрасном паруснике Джим отправляется в опасное плавание. Но случилось так, что на этом же корабле в плавание отправились и пираты, бывшие члены команды капитана Флинта. Корабли пиратов, увлекательные странствия, поиски несметных сокровищ...
Август 1982 года. На киностудии «Ленфильм» режиссер Владимир Воробьев снимает «Остров сокровищ».
Сам остров снимали где-то на юге, песчаный берег – где-то в районе Сестрорецка, а английский портовый город Бристоль изображала Петропавловская крепость в Ленинграде. На экране все действие продолжается чуть более пяти минут, но съемки заняли несколько дней. Пристань снимали на берегу Невы, за Невскими воротами крепости, а площадь и таверну – в Государевом бастионе.
От нас на эту съемку затребовали две упряжки: четверку в большую дорожную карету сквайра Трелони (Владислав Стржельчик) и пару в двухместное, причудливо раскрашенное купе для «создания оживления в кадре». Четверик наш, состоявший из спортивных пожилых коней, был очень по тем временам неплох. Управлял им Яков Израилевич. Сундук Трелони почему-то привязали на крышу кареты. Пару собрали из гнедых рабочих лошадей. Хорошо смотрелась на них потертая белая западная упряжь.
Трехмачтовая шхуна «Кодор» (Ленинград) была прекрасным учебным парусником, с простым бермудским вооружением, принимавшая на борт 44 курсанта. Это судно было несколько короче баркентин (50,8 м) и несло меньше парусов (721 м кв.). Была наиболее известной из однотипных, построена на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания!
С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации. Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. «Сириус» превратили в популярный у ленинградцев ресторан «Кронверк». Аналогично переоборудована шхуна «Кодор».
Лет ей к тому времени уже было немало, шхуна завершала свою службу, должна была быть переоборудована, как и «Сириус», в плавучий ресторан. В первый день съемка не состоялась. Залив штормил, «Кодор» стоял вдали от берега, в районе Зеленогорска. Группа приехала Шхуна поздно вышла из порта, ожидая, пока освободится Морской канал, поэтому обратно в город мы вернулись глубокой ночью, хотя большую часть обратного пути шли под парусами. С тех пор прошло много лет. Рассказывали, что шхуна позже была рестораном на Каспии, а потом, вновь вооруженная парусами, участвовала в съемках фильма о детях капитана Гранта. Итак, через несколько дней начались морские съемки.
Оснастили мирный парусник артиллерией и пошли в залив. и попыталась на катере переправиться на его борт.
В фильме снимались несколько парусников, плюс декорации кают. Я долго не мог понять, чего не хватает в тщательно сделанных декорациях. Потом понял - качки, и солнечных, на потолке кают, бликов. В эти дни снимали на шхуне "Кодор".
Трехмачтовая шхуна "Кодор" (Ленинград) была прекрасным учебным парусником, с простым бермудским вооружением, принимавшая на борт 44 курсанта. Это судно было несколько короче баркентин (50,8 м) и несло меньше парусов (721 м кв.). Была наиболее известной из однотипных, построена на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту "Кодор" побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.
Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Сириус" превратили в популярный у ленинградцев ресторан "Кронверк". Аналогично переоборудована шхуна "Кодор". Лет ей к тому времени уже было немало, шхуна завершала свою службу, должна была быть переоборудована, как и "Сириус", в плавучий ресторан. В первый день съемка не состоялась. Залив штормил, "Кодор" стоял вдали от берега, в районе Зеленогорска. Группа приехала в Зеленогорск
Вышли в залив, пошли к штормующей шхуне. Сперва просто сильно качало, потом волны стали перехлестывать через катер, пришлось уйти в каюту. Попытка не удалась, только сгубили телевизор, упавший со столика во время смены курса. "Кодор" в этот день так и остался красивым силуэтом вдали. Ночью "Кодор" пришел в Морской порт, и на другой день группа комфортабельно погрузились на борт с причала. На меня сильное впечатление произвел разворот на швартовых, во время которого судно, стоявшее кормой ко входу в порт, оказалось к нему носом. И это не отдавая швартовых канатов.
Костюмерные разместились прямо на палубе. Воробьевы: Владимир - режиссер кинокартины и, по сюжету, пират Джордж Мери, и его сын Константин - тогда начинающий актер, а по фильму молодой пират Дик Пастор. Рубка на шхуне вполне современная, о прошлом напоминает разве что штурвал. Его роль в этом фильме еще впереди.
Довольно долго шли по каналу, среди современных построек и судов. Но вот, наконец, и залив. Берег остался позади... ...пора приниматься за работу. Операторы, с помощью курсантов ставят камеру (не совсем понятно, зачем им кувалда), а команда, - паруса. Переодетые в старинную форму, курсанты по вантам лезут на рей.
Так, незаметно, и до древних, еще петровских времен, фортов дошли, ушли за них. А там волна уже серьезная. Поэтому за штурвалом угнанной у пиратов шхуны - актер Федя Стуков, а Джим на сетке у бушприта шхуны, возвращающейся домой, - каскадер Филипп Школьник. Кстати о штурвале: этот тот самый штурвал, из рубки. Во время съемок судно управлялось большим разводным ключом, приспособленным на его место.
У наполненного ветром паруса на память сфотографировались с капитаном "Кодора". Шхуна поздно вышла из порта, ожидая, пока освободится Морской канал, поэтому обратно в город мы вернулись глубокой ночью, хотя большую часть обратного пути шли под парусами. С тех пор прошло много лет. Рассказывали, что шхуна позже была рестораном на Каспии, а потом, вновь вооруженная парусами, участвовала в съемках фильма о детях капитана Гранта.
Михаил Воробьев