Hurtta - одежда для собак из Финляндии

Работа с лошадьми в кино

лошади в кино1976 год. В съемках к\ф «Синяя птица» принимают участие лошади с\х «Детскосельский»

Работа с лошадьми в кино - отдельная "отрасль" конного дела, более близкая к кавалерии, чем к спорту. Отработав с лошадьми в кино и на праздниках более 30 лет, я невольно сравниваю "раньше" и "сейчас". Сравнение, увы, зачастую не в пользу "сейчас" В семидесятые годы всё было просто: на конюшню, а чаще прямо на съёмочную площадку "киношники" привозили экипажи и упряжь, лошадей брали на ближайшей к месту съёмки конюшне.

В 1976 году в съёмках советско-американской "Синей птицы" участвовали рабочие лошади ближайшего совхоза, запряжённые четвёркой в антикварную карету. Взлетевший над каретой фейерверк был для них полной неожиданностью, без жертв обошлись чудом


В центре Ленинграда ближайшей часто оказывалась конюшня зоопарка, где я и работал. Налезет ли упряжь на лошадей, доедут ли экипажи до конца кадра (а тем более до конца съёмок), выяснялось по ходу дела. Временами на экране оказывалось, что, завернув за угол, упряжка меняла масть лошади, упряжь, а то и кучера (один проезд снимали в разные дни, а предупредить об этом конников забывали или не считали нужным).

Иногда из-за этого приходилось переснимать большие эпизоды. Кинокартины снимали по несколько месяцев, а большие, такие как "Звезда пленительного счастья" или "Комиссар милиции" (на экране - "Рождённая революцией"), дольше года. Подлинных экипажей и амуниции ещё было много, поэтому проблем с их исторической достоверностью не возникало. В съемках "Звезды пленительного счастья" участвовали огромные подлинные кареты, арендованные в музеях.

Ближайшие коневозы были в Москве, в Федерации конного спорта СССР (два английских и "Мерседес"). В Ленинграде на весь город были два грузовика с высокими бортами (имевшие свои задачи) и комплект подобных бортов на киностудии, которым мы в основном и пользовались, устанавливая его на арендованные киностудией автомашины (см. фото).

Трапов грузовики, естественно, не имели, поэтому для погрузки-выгрузки лошадей в качестве эстакады использовали кучи угля, песка, в крайнем случае - ступеньки или канавки. Перед погрузкой поставленные на грузовик дополнительные борта и грудной брус тщательно связывались, после погрузки столь же тщательно закреплялся задний брус, канатом связывались борта над лошадьми. Верёвки для этого на нашей конюшне лежали бухтами. При перевозках, невзирая на погоду и температуру, всегда кто-то ехал с конями в кузове.

лошади в киноК/к "Рожденная революцией" (1976 год). Последний подлинный катафалк

Привозить городских лошадей на пригородную съёмку или, наоборот, из пригородных конюшен на съёмку в город удавалось, но редко, чаще всё же приходилось перегонять своим ходом. Перегон лошадей происходил, как правило, накануне. Размещение лошадей вблизи места съёмки было второй острой проблемой. Искали сарай, здание на капремонте, в крайнем случае, навес. Не могу не отметить, что дежурный находился при лошадях неотлучно. Уйти спать в тепло никому и в голову не приходило.

Что касается работы, ныне считающейся трюковой, то дело обстояло следующим образом. Разгон демонстрации, прыжок с экипажа или на экипаж, да и ещё кое-что, вошедшее позже в категорию трюков, считалось обычной съёмкой, только сложнее и интереснее, чем обычно. Специально трюками (падения с лошади, с лошадью и др.) мы не занимались никогда.

Прямо на съёмочной площадке выяснялось, что сегодня, например, мы разгоняем демонстрацию (массовка, изображающая демонстрацию, об этом узнавала одновременно с нами). Быстренько посовещавшись, распределяли, кто что делает, и начиналось... Лучшим, как правило, получался первый дубль, пока "толпа" не раскусила наши планы. Приходилось и актёров дублировать. Дублирование, кстати, не всегда подразумевает опасность, иногда просто нет смысла вызывать актёра, когда можно обойтись без него.

лошади в кино"Коневоз" образца 70-х

Вопрос о постановщике трюков и трюковой оплате не поднимался. Недавно мы обратили внимание на то, что в титрах старых фильмов каскадеры не упоминаются.

В троечных катаниях на первой "Русской зиме", проводимой "Интуристом" в Приморском парке Победы, участвовали лошади зоопарка, конебазы пищеторга Ждановского района (развозившие по магазинам различные бочки-ящики) и ближайшего совхоза. Троечные сани в городе были только одни, в зоопарке, поэтому крестьянские розвальни срочно покрасили в весёленькие цвета, на сено постелили ковры. Совхозные тройки съезжались прямо в процессе катаний. Съезженная четвёрка была только в ГМЗ г. Пушкина.

Потом, уже в восьмидесятые, появились конюшни, имеющие подготовленных, постоянно работающих на съёмках лошадей и людей. В состав съёмочной группы была введена должность, называвшаяся по-разному: "консультант по работе с лошадьми", "консультант-координатор", "постановщик конных сцен" (возможны варианты). Постановщик, - а им был конник, понимающий специфику работы в кино и имеющий подобный опыт, - зная сценарий кинокартины или праздника, должен был чётко представлять себе способы его воплощения в жизнь с минимальными трудностями, предусмотреть все возможные и невозможные проблемы. Кстати, о затратах: случайно полученные расценки на работу с лошадьми, подобную нашей, но не на морозе, а в тёплой Франции, вызвали жгучую зависть.

Поисками лошадей, экипажей, упряжи и т.п. перестали заниматься ассистенты режиссёров и администраторы, а конникам перестали прямо на съёмочной площадке представлять понравившихся режиссёру бородачей, которые должны были в кадре "лихо проскакать с шашками и упасть убитыми".

лошади в кино"Век дворцовых переворотов". Съемка 18 августа 1991 года Фото М. Волковой

Работа над конной частью исторической кинокартины начиналась задолго до съёмок. С подлинным реквизитом уже были проблемы, но художники и постановщик копались в старых книгах и фотографиях, изощрялись, декорировали более поздние экипажи под более ранние, ставили фальшивые рессоры, меняя облик карет, закрывали современные конструкции пенопластовыми накладками, а современные сёдла - вальтрапами, лошадей уже старались подбирать максимально подходящих по масти и экстерьеру. Художники придирались к каждой ерунде (до сих пор помню дискуссию, устроенную по поводу формы оглобель кэба), требуя максимальной достоверности, да мы и сами старались не допускать "ляпов".

В процессе съёмок постановщик занимался координацией всей деятельности, связанной с лошадьми (лошади, люди при них в кадре и за кадром, амуниция и экипажи, автотранспорт, размещение, питание, оплата и многое другое). На съёмки "Шерлока Холмса", например, в один из съёмочных дней пришлось привлечь экипажи и западную упряжь двух киностудий, но на "улицах Лондона" петербургских пролёток не было. При необходимости постановщику приходилось садиться на лошадь (экипаж), но это только в крайнем случае.

Приходилось и изобретать, воплощая в жизнь, например, идею оператора снять проезд кареты снизу: "Откроем водосточный люк, я в него залезу". Сняли без открывания люка. Однажды кинокамеру пришлось крепить к подножке кареты (см. фото), запряженной четверкой, галопом несущейся по лесной дороге. Основной сложностью было не зацепить вынесенной вбок камерой высокую обочину, так как последствия могли быть печальными не только для камеры.

лошади в киноК/к "Россия молодая", 1983 г.

Выступлениям на праздниках, особенно революционных, обязательно предшествовали несколько дней репетиций, после которых свою задачу знали даже лошади. Кстати, первым копытом, ступившим на поле нового СКК, было копыто нашего пони, на тележке вывозившего М. Боярского в культурной программе "Олимпиады-80". Далее были "Дни молодого рабочего" и др. На подобных праздниках проблем с перевозкой и размещением лошадей не возникало. Да и других проблем тоже.

К Олимпиаде были выпущены первые советские коневозы, два из них позже попали в Ленинград, и наконец-то появилась возможность избежать превращения каждой загородной съёмки в экстремальное шоу. Впервые мы смогли приехать в дальнюю деревню в день съёмки, на ровном, без эстакады, месте выгрузить из машины лошадь и телегу, снять эпизод и тут же уехать.

К сорокалетию Победы киностудия, обновив тележный парк, сняла несколько военных кинокартин.

В начале 1986 года одновременно запустились в производство две большие исторические кинокартины: "Последняя дорога" (о дуэли Пушкина) и "Левша" (по Лескову). Для "Последней дороги" киностудией был восстановлен и задекорирован под 1837 год студийный каретный парк, пребывавший к тому времени в печальном состоянии, по историческим рисункам изготовлены санные возки, закуплена упряжь (в последний, как позже выяснилось, раз).

Размещение лошадей в городе оставалось проблемой, поэтому под конюшню и каретник на три месяца был отдан аварийный киносъёмочный павильон номер три (ныне магазин). Простояли кони на киностудии с января по апрель, количество их достигало тридцати, поработать они успели не только на этих двух картинах. Близость конюшни к съёмочным группам, гримёрным и костюмерным облегчила работу, да и запрягать экипажи в тёплом павильоне было гораздо приятней, чем на улице.

лошади в киноК/к "Остров сокровищ", 1982 год

Вспоминается период, к сожалению короткий, когда уже можно было снимать всё, но ещё были на это деньги. Съёмки тогда шли непрерывно, съёмочные группы ждали, когда освободятся лошади и экипажи.

Наступили девяностые, началась работа на больших иностранных картинах. Первой, в 1990 году, была английская "Молодая Екатерина". Сразу после приезда актёров были организованы занятия верховой ездой для тех из них, кому это предстояло в кадре (до этого они занимались в Великобритании). У каждого были личные тренер и берейтор, за актёрами были закреплены лошади, на которых им предстояло сниматься.

Съёмочный день планировался по кадрам, накануне все получали подробный вызывной лист. Сильно облегчали работу рации, особенно на загородных съёмках (до мобильников было ещё далеко). Радовали и английские обеды прямо на съёмочной площадке (ранее возможность успеть пообедать воспринималась конниками как большая удача). Экипажи были максимально подобраны и задекорированы под эпоху. Вопрос возник с телегой под багаж немецкой принцессы, едущей царствовать в Россию. Ну не знает никто, какие они были. Придумали сами нечто, не похожее ни на что известное. Всяко лучше, чем армейская или крестьянская телега начала двадцатого века.

Многое в работе английской съёмочной группы поражало, например тщательная фотофиксация всех деталей костюма и реквизита (упряжки). Благодаря этому можно было продолжить съёмку кадра много дней спустя.

лошади в киноПочти хроника: подлинный экипаж на воссозданной станции. К/к "Надежда Дурова", Выра, 1989 год

Позже удивляться приходилось и другому, особенно на съёмках американских кинокартин. Например, Николая Второго увозили в Сибирь из Екатерининского дворца, хотя исторически он уезжал из Александровского. Мотивировка - "этот дворец красивее".

1991 год запомнился огромной, даже по тем временам, съёмкой на Дворцовой площади (японская кинокартина "Сны о России", одновременно в кадре 64 лошади). Серая шестёрка, Марина Влади - Екатерина Вторая - в подлинной музейной золочёной карете, отреставрированной специально для этой съёмки (см. фото). Императорский эскорт, подобранный по мастям, специально пошитые для него костюмы и вальтрапы(см. фото).

В этом же году - мосфильмовский "Теперь вперёд" (на телеэкране - "Раскол"). Две киноэкспедиции в Ленинград (зима и лето). Эскорты министров, бомбисты, взрывы карет, разгоны демонстраций. Отдельный режиссёр по реквизиту, консультанты по эпохе и военному костюму, подлинные дамские сёдла. Съёмки в мороз, остродефицитные зимние попоны, закупленные кинокартиной на московском заводе чуть ли не с помощью ЦК КПСС (фильм - историко-революционный). С подлинностью экипажей и упряжи уже проблемы.

1992 год - "Конь белый", десять серий гражданской войны, съёмки - от снега до снега. Горящие деревни, кони, уже не боящиеся огня и взрывов. Конная артиллерия, тачанки, санитарные фуры, строевые сёдла. Историческое офицерское седло под императора, попытки художников снять кэб, едущий по Лондону двадцатых годов двадцатого же века.

лошади в киноДля съемок японского к\ф «Сны о России» отреставрировали и выкатили из музея подлинную императорскую карету. 1991 год

1993 год - 290-летие Петербурга. Шествие по Невскому проспекту в "День города" считалось репетицией празднования 300-летия, но, на мой взгляд, превзошло его. (Участвовал в обоих, могу сравнивать.) Открывала шествие золотистая открытая карета Петра, запряжённая серой шестёркой, за ней кареты Арапа, фрейлин, придворных, вокруг них 20 всадников сопровождения. Отбор лошадей и людей был строгий, поэтому и прошла колонна без происшествий между двумя огромными оркестрами. Такое возможно только при едином финансировании и руководстве, ныне утраченном. "Такой день - очень дорогое удовольствие. Все эти шествия, кони, кареты, всадники ..." - писала в те дни газета "Час Пик".

В 1994 году -тренировки троек для открытия "Игр Доброй Воли" продолжались больше месяца, последнюю неделю - на стадионе им. Кирова, в "условиях, максимально приближенных к боевым". Организаторы, поставившие уже не один подобный праздник в Европе и за её пределами, неоднократно, на разных этапах, проверяли ход подготовки лошадей и экипажей. Во второй половине девяностых кино, в том числе историческое, потихоньку угасло. Кинокартина с пятью съемочными днями (по 1-2 лошади в день) стала считаться большой, а с десятью - огромной. Запомнилась заявка: "Мы снимаем Полтавскую битву, нам нужны 2 лошади на 2 дня". Должности постановщика и консультанта при таких объёмах работы исчезли сами собой.

Сейчас можно можно приобрести любую амуницию, заказать любые экипажи, но дамы в кринолинах, проезжающие в извозчичьих пролётках, лошадка под российской дугой, встретившаяся мушкетеру на французской сельской дороге, петровские гонцы, скачущие на спортивных дермантиновых седлах, в нашем возрождающемся кино уже не удивляют, так же как и опытный, по сюжету, всадник, ведущий лошадь за щёчный (!) ремень.

лошади в киноК/к "Сны о России". Эскорт императрицы. 1991 г.

Смотришь такой фильм, и начинаешь сомневаться в исторической достоверности всего происходящего на экране. Почему-то никому (по крайней мере, пока) не приходит в голову снимать, к примеру, викингов на пластиковых лодках, мотивируя это тем, что драккаров достать не удалось. Нет денег? Или, может быть, дело не в деньгах?

Вряд ли была сильно ограничена в средствах международная съёмочная группа, экранизирующая русскую классику, однако экипажи более позднего времени задекорировать не сочли нужным, российские крестьянские лошадки одеты в западную шорную упряжь (снимать начинали в Прибалтике).

В другой кинокартине всадник проехал один через всю Россию, имея из поклажи лишь привязанную за седлом шубу. Кадр из фильма именитого режиссёра: казак, главный герой, вышел из хаты, зацепил за переднюю луку казачьего (слава богу) седла пехотный вещмешок и поскакал на войну. Достоверной (или хотя бы похожей) амуниции не нашли даже для коня главного героя? Или и не искали? В некоторых кинокартинах "старинные" экипажи сильно напоминают посылочный ящик, поставленный на колёса (прямые углы, плоские стенки, странные пропорции кузова, тележные колёса).

Мелочи? Да, но из них складывается фильм. Существует масса способов сделать так, чтобы детали, не соответствующие времени и месту действия, хотя бы крупно не попали в кадр.

лошади в киноВ 1981 году на дорогах еще есть место для лошадей. Даже на Невском. Едем на съемку к\ф «Никколо Паганини».

Сложилась ситуация, что за достоверность костюмов отвечает художник по костюмам, реквизита - ассистент по реквизиту, а за достоверность упряжек и всадников - никто. Да и не учат этому нигде. О безопасности на праздниках, похоже, забыли вообще. Встречаю я знакомых конников, и они мне жалобно рассказывают, как их пригласили поучаствовать в празднике и "в упор расстреляли салютом". Такое и подготовленные кони с трудом выдерживают, а не то что взятые с ближайшей спортивной конюшни. На мой вопрос, кто у них был постановщиком, удивлённо спрашивают: "А это зачем?".

Основная масса нынешних организаторов массовых праздников, к сожалению, уверена, что лошадь - животное универсальное: её можно и в тройку запрячь, и под салют поставить, а уж на человека, а тем более на ребёнка, она никогда не наступит. Управлять же тройкой элементарно, с этим справится любой, а если всадник на спортивной лошади отказывается ехать в густой толпе с огромным флагом, то это он себе цену набивает.

Много идей организаторов праздников можно было осуществить, узнав о них заранее. О задуманной, например, битве всадника с "драконом", огромной куклой, "парящей" над головами, мы узнали минут за пятнадцать до битвы, которая должна была происходить перед трибуной, в гуще карнавала. Другой пример. В момент построения колонны парам всадников раздают длинные матерчатые лозунги, каждый на двух древках, не имеющих никаких креплений (петель) для рук. Как их везти в течение часа, строго сохраняя дистанцию в пляшущей карнавлаьной толпе, не задумался никто. Это ещё хорошо, если кони и люди повидали всякое, а если нет?

лошади в киноСнимаем кино (к/к "Молодая Екатерина", 1990 год)

Иногда в карнавалах и массовых шествиях участвуют лошади, впервые увидевшие не только фейерверк, но и воздушные шарики, яркие костюмы, флаги, впервые услышавшие громкую музыку. О возможных последствиях не задумывается никто. Организаторы полагаются на владельцев лошадей, а те, не имея зачастую подобного опыта, только в процессе праздника, среди оркестров, фейерверков и огромных кукол понимают, на что согласились.

Понятно, что сметы не хватает всегда, надо искать, где дешевле, экономить, но ведь не на безопасности, тем более на безопасности зрителей!

Выберут организаторы праздника или администрация кинокартины самых дешёвых лошадей и удивляются потом качеству "предоставленной услуги", а ведь давно известно, что "бесплатный сыр только в мышеловке".

Может быть, имеет смысл вспомнить, что существовала система работы, обеспечивавшая как максимально возможную историческую достоверность происходящего в кадре, так и безопасность праздников, закладываемую ещё на этапе подготовки?

От редакции.
Дорогие друзья! Если вы являлись участниками описанных событий, если вы можете дополнить воспоминания Михаила Воробьева интересными фактами или рассказать свою историю - добро пожаловать на наши страницы!

Михаил Воробьев,
фото из архива автора


1598

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru





Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика