На съёмках фильма "Синяя птица"

"Синяя птица"

Байки Михаила Воробьёва

на съёмках фильма Синяя птица Эта экранизация одноименной сказки Мориса Метерлинка стала первым совместным советско-американским фильмом. Синяя птица - это олицетворение счастья, далекого и близкого, которое есть у каждого человека, только его нужно суметь распознать. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, во сне попали в удивительную страну, которую им показала фея Свет. Все домашние животные, все продукты там оживают, превращаются в реальных людей. Они помогают детям выполнить поручение феи - найти Синюю птицу. Но она оказывается совсем не такой, какой брат и сестра представляли ее в своих мечтах.

Режиссер: Джордж Кьюкор. Актеры: Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Сесили Тайсон, Ава Гарднер, Маргарита Терехова, Георгий Вицин, Олег Попов, Надежда Павлова, Тодд Лукинлэнд, Пэтси Кензит, Леонид Неведомский, Уилл Гиир, Мона Уошборн, Роберт Морли, Гарри Эндрюс. США - СССР, 1976 г.


В марте 1976 года, я, совершенно неожиданно для себя, принял участие в съемках первой советско-американской кинокартины "Синяя птица". Дело было так. Звонит мне как то утром дядя Яша2 и говорит, что надо съездить с упряжью на съемку в Пушкин. Делать там практически ничего не надо, только сегодня получить у Рафаилыча3 комплекты каретной упряжи (подобрать их Я.И. поможет), завтра съездить на съемку, проследить, чтобы эту упряжь не растеряли по сугробам, и завтра же вечером сдать ее обратно на склад. Подробности он расскажет при встрече.

Через два часа встречаемся на киностудии, идем на склад собирать упряжь. По ходу дела узнаю, что запрягать нужно будет две четверки цугом, да еще двух рысаков в двое саночек. Особых вопросов у меня не возникает, т.к. двигаться в кадре кареты не должны. Наутро прихожу на "Ленфильм", загружаю упряжь в рафик и еду в Пушкин, в Екатерининский парк.

на съёмках фильма Синяя птицаНа съемочной площадке, у павильона Эрмитаж, пытаюсь выяснить, кому отдавать упряжь, и с удивлением понимаю, что некому, более того, оказывается, предполагалось, что я не только привезу упряжь, но запрягу кареты и буду "руководить процессом". Несколько неожиданно. Ладно, попробую, лучших вариантов все рано нет, так как единственные конники кинокартины - совхозные возчики, которые ни о каких запряжках, кроме русской одиночной, не имеют ни малейшего представления.

В моем распоряжении:
1. Упряжные лошади для карет - рабочие кони из совхоза "Детскосельский", в съемках никогда не участвовали, в этой жизни ничего, кроме родного совхоза, не видели. Запрягались, естественно, только поодиночке. Хорошо еще, что все вороные и примерно одного роста.
2. Рысаки для саночек - хорошо мне известные серые Калина и Монета из Низино, что под Петродворцом. В съемках участвовали неоднократно, но в родном совхозе их не запрягают, поэтому с ними каждый раз проблемы. Сопровождающих при них традиционно нет.
3. Две огромные старинные кареты из Царскосельского музея и двое одноконных извозчичьих саночек с киностудии.

на съёмках фильма Синяя птица Выясняю у съемочной группы задачу: обе кареты и одни саночки стоят в праздничной толпе перед павильоном, вторые саночки подъезжают к ним. Выгружаю упряжь, вместе с возчиками начинаем одевать ее на лошадей, подгонять по размеру. Одновременно пытаюсь получить максимум сведений о лошадях, чтобы понять, кого на какое место в четверке лучше поставить.

Запрягаем пары, вкатываем кареты в кадр, ставим в указанную точку, запрягаем четверки. Поскольку движения в кадре не будет, форейторов на передние пары не сажаем, но совхозных возчиков, переодетых в сказочные костюмы, на всякий случай ставим около лошадей. Предосторожность, как показывает дальнейшее развитие событий, оказывается вовсе не лишней.

С рысачками возникают ожидаемые проблемы. Они толком не умеют тянуть даже по хорошей дороге, а на дворе март, под ногами глубокий мокрый снег, узенькие полозья саночек влипают в него намертво. К тому же управлять рысаками надо более мягко и тонко, чем рабочими конями. После неудачных попыток объяснить это возчикам приходится сесть на вожжи самому. После нескольких неудачных попыток лошадь начинает хоть как-то двигать санки с места, правда пассажиром из саночек ради этого приходится пожертвовать.

Пару раз репетируем, и вот, наконец: "Внимание, камера, мотор". И тут случается то, чего мы абсолютно не ожидали. Над Эрмитажем с сиянием и грохотом взлетает фейерверк. Флегматичные совхозные кони на секунду замирают, а потом с места срываются в галоп, сквозь толпу, прямо на огромные осветительные вышки, стоящие за кадром, по краям площади. Спасают положение возчики.

на съёмках фильма Синяя птица Они, не растерявшись, моментально повисают у коней на уздечках. Рысачка, запряженная в саночки, от неожиданности козлит, перебрасывая заднюю ногу через оглоблю, но, увидев надвигающуюся на нее огромную карету, моментально запрыгивает обратно и, забыв про глубокий липкий снег, стремительно выносит меня из кадра. Прошу кого-то из массовки подержать ее и бросаюсь обратно - распрягать бьющиеся в постромках четверики. "Отключить электроснабжение, убрать детей из кадра" - гремит над съемочной площадкой.

Обошлось, как это ни странно, не только без жертв, но даже и без травм. Снимали, в конечном итоге, салют отдельно, кареты отдельно, чуть позже. Кони, после нескольких дублей салюта, не боялись уже ничего. Рысачка ходила идеально. Элизабет Тейлор, Джейн Фонду и прочих знаменитостей я на этой съемке не заметил, не до этого было.

Говорят, история обязательно повторяется. Начало девяностых годов, в верхнем петергофском парке снимаем кино из жизни мушкетеров. Я в организации процесса не участвую, опять привез упряжь. Рассвет, съемки практически окончены, кучера ушли переодеваться, при лошадях остались только девочки-коноводы. Стою около съемочной группы и вдруг слышу: "А теперь разворачиваем камеру вверх, снимаем красивый салют". Пытаюсь что-то сказать, но не успеваю. Над парком грохочет и сверкает салют, одна из карет на скорости исчезает за поворотом аллеи. Карета была цельнометаллическим "новоделом", поэтому ценную и редкую парковую тую углом кузова срубила под корень. Еще несколько раз мы вовремя узнавали о подобных творческих планах и успевали принять меры.

2 Яков Израилевич, Я.И., дядя Яша, “шеф” – Найшулер Яков Израилевич, спортсмен-конник, кавалерист, дошедший до Берлина, 1-й директор нынешней СДЮШОР, а в описываемый период – руководитель конюшни Лензоопарка.
3 Бадалбаев Сергей Рафаилович - тогда шорник киностудии.

Михаил Воробьев, фото автора и из архива автора

552

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика