Hurtta - одежда для собак из Финляндии

Контрабанда животных

Читать часть 1. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны

"Дикий рынок" в тени конвенции

Сегодня в стране практически отсутствует единая правовая основа, направленная на привлечение к ответственности именно за контрабанду и нелегальную торговлю животными. Многие правовые акты, которые можно отнести к области защиты от нелегальной торговли представителями дикой природы, разрозненны и не имеют конкретного отношения к защите дикой флоры и фауны. В Уголовном кодексе РФ от 1 января 1997 года можно использовать только три статьи для привлечения к уголовной ответственности по факту контрабанды животными:


"Статья 188. Контрабанда"

контрабанда черепах1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации... стратегически важных сырьевых товаров... в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой... настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда".

Использовать эту статью возможно, если считать "товаром или иным предметом" живых животных, либо изделия из них или продукты их жизнедеятельности. В том числе шкуры, тушки, перья, яйца и другие объекты дикой природы, запрещенные к торговле Конвенцией CITES. В Комментариях к Уголовному кодексу четко сказано, что предметом контрабанды являются также "...дикие и домашние животные".

К "стратегически важным сырьевым товарам", в частности, относятся: рыба; моллюски; икра частиковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; дикие животные, дикорастущие растения; слоновая кость; рога; копыта; кораллы; лекарственное сырье растительного и животного происхождения". Таким образом, имеется практически почти полный "набор" охраняемых Конвенцией CITES объектов дикой природы.

По данным Федеральной таможенной службы в 2006 году в рамках работы по выполнению положений Конвенции таможенными органами РФ было возбуждено всего 5 уголовных дел по ч.1 ст. 188 УК РФ "Контрабанда" и 28 дел об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств" и "Статья 194. "Уклонение от уплаты таможенных платежей".

Более близка по значимости в отношении защиты животных и с целью пресечения их нелегального импорта-экспорта статья УК РФ, касающаяся жестокого обращения с животными. Дело в том, что при контрабанде живыми существами используются любые средства для сокрытия перевозимого живого груза. Свой товар преступники обычно прячут в специально закамуфлированные контейнеры, термосы, клетки, двойное дно чемоданов. Небольших животных перевозят обычно партиями. Перед погрузкой в самолет животному вводят снотворное, заматывают животных скотчем. В пути или спустя несколько часов после посадки самолета 50-70% животных погибают от недостатка кислорода или переохлаждения. Далее живой товар направляется в грузовые терминалы. Там температура воздуха в зимнее время часто бывает минусовой. Поэтому нередко погибает вся партия.

"Статья 245. Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено... или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда..."

Но куда же девают "живой конфискат"? До недавнего времени недалеко от Шереметьева функционировал пункт передержки животных. Потом он сгорел, а с ним и более двухсот попугаев. Так что сегодня каждое задержание несанкционированного живого груза - дополнительная головная боль для таможенников. Хоть Конвенция и требует возвращать животных в страну, из которой те прибыли, не всегда это сразу получается. Вот и пытаются таможенники пристроить "пострадавших", что называется, в хорошие руки. Чаще всего вспоминают о зоопарке. Но здесь своя проблема: контрабандная живность - потенциальный переносчик целого "букета" инфекции.

Проблему "передержки" невольных путешественников могли бы решить специализированные центры по содержанию животных. Первый такой приют для конфискованных животных, подпадающих под действие CITES, недавно был открыт в пригороде Москвы. Он расположен в 25 километрах от города на трассе "Москва - Санкт-Петербург". Проект получил поддержку Министерства природных ресурсов Российской Федерации, таможни и ветеринарно-пограничной службы. Международный фонд защиты животных вложил в создание центра около 2,5 млн. руб. (100 000 долларов).

Правоприменительная практика и буйный расцвет нелегального рынка диких животных позволяют утверждать, что в России сложилась абсолютно неприемлемая ситуация с выполнением требований Конвенции. Причиной тому является не только отсутствие реальных законов и экономических средств. Свою негативную роль в большой мере играют коррупция, попустительство или негласное поощрение властей, низкая квалификация сотрудников контрольных органов. Все эти "милые российские особенности", в любом случае, не снимают ответственность со страны за выполнение взятых на себя обязательств Конвенции. Ведь буйство "дикого рынка" ставит под сомнение репутацию страны как цивилизованного государства, способного выполнять международные соглашения.

3 июня 2005 г. в городе Королеве Московской области прошла Всероссийская конференция "Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения". Обсудив проблемы, столь очевидные и всем хорошо известные, участники Конференции предложили органам государственной власти и управления программу "...для повышения эффективности противодействия контрабанде и незаконной торговле дикими животными":

1. Государственной Думе Российской Федерации:
- внести изменения в административное и уголовное законодательство, предусматривающие ужесточение ответственности за незаконный оборот объектов живой природы (в том числе видов CITES и видов, подвергающихся коммерческой эксплуатации).

2. Правительству Российской Федерации:
- внести изменения в подзаконные акты, предусматривающие ужесточение ответственности за незаконный оборот объектов живой природы (в том числе видов CITES и видов, подвергающихся коммерческой эксплуатации);
- обеспечить координацию действий МПР, МСХ, ФТС, МВД, ФСБ, МЭРТ России в работе по контролю за оборотом объектов живой природы, например, путем создания межведомственного органа, и инициировать разработку Плана действий по выполнению обязательств, вытекающих из конвенции CITES.

3. Правительству Российской Федерации и субъектам Российской Федерации:
- инициировать подписание соглашений о регулировании использования и об охране объектов животного мира в приграничных районах.

4. Министерству природных ресурсов РФ:
- восстановить специализированную морскую инспекцию.

5. Министерству внутренних дел РФ:
- создать региональные специализированные подразделения по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом объектов животного и растительного мира.

6. Федеральной таможенной службе РФ:
- определить перечень таможенных пунктов, через которые допускается перемещение объектов CITES;
- организовать подготовку достаточного числа специалистов по обеспечению выполнения положений CITES для поддержания таможенного режима".

С тех пор прошло полтора года, но решение природоохранных проблем не стало "национальным проектом". Информационным поводом для СМИ является Олег Митволь (заместитель главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ) и его борьба с дачниками. Людям выпало счастье десяток лет назад обзавестись домами на берегу рек и озер Подмосковья. Но земля там сегодня - на вес золота. Так что борьба с населением дорогого стоит. А животными торгуют и оптом, и в розницу, и тушками, и чучелами, и порциями изысканных блюд в виде "черепашьего супа" или "филе крокодила". Публика ест и не давится... И кто им в этом может помешать? Государство? Оно, конечно, старается все урегулировать и проконтролировать. Но страдания животных в его интересы не входят. Впрочем, не только животных...

Елена Филонова. По материалам статьи Виталия Геннадьевича Прохорова

924

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru





Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика