Справочник владельца животного

Истории Ленинградского зоопарка: об ослике Сёме

"В Ленинградском зоопарке ослицу Монику, которая 19 лет блистала на сцене Мариинского театра, проводили на заслуженный отдых..."
"Кто может похвастаться такой звёздной карьерой? Только ослица Моника из Ленинградского зоопарка..."
"Звезде полагается капризничать. Вот и Моника в последнее время заупрямилась и не захотела ходить в театр..."
"Пришлось звезду возить на спектакли на белом автомобиле. Но в январе и он ей разонравился..."
"...Звезда на пенсии Моника теперь будет наслаждаться славой на заслуженном отдыхе у себя в вольере..."

(Из петербургских газет)

ослик СёмаСамым, пожалуй, известным из предшественников Моники в Мариинском, тогда Кировском, театре, был ослик Сёма. Прожил он в Лензоопарке 18 лет - с 1964 по 1982 годы. В течение 11 лет (с 1971 года) участвовал в спектаклях, много раз снимался в кино, участвовал в городских и загородных праздниках.

До весны 1974 года основная конюшня зоопарка располагалась в Новой Деревне, на территории зоопарка жили только пони, катающие детей на кругу, ослик Сёма, а также лошадь, развозящая по территории корма. Жили они в маленьком сарайчике в углу зоопарка, на берегу Кронверкской протоки. Сёма делил большой угловой денник с рыже-пегим пони Пегасом. Деревянная решётчатая дверь денника запиралась перекладиной, продетой в скобы на столбах.

Приходит как-то конюх вечером лошадей кормить, Пегасик - на своём месте, дверь в денник на перекладину заперта, а Сёмка - в коридоре, морковку доедает. И всё вокруг него разбросано и перевёрнуто. Позлословил конюх по адресу тех, кто Сёму в коридоре оставил, поставил его к Пегасу, лошадей покормил, всё прибрал и домой ушёл. Приходит утром - всё то же самое: Пегас на месте, дверь заперта, Сёма коридор громить заканчивает.


Стали разбираться, как такое получается, и выяснили: Сёма умудряется просунуть морду в широкую щель между краем двери и столбом со скобой, оттянуть дверь внутрь, причём с такой силой, что крайние доски, под дверными петлями, треснули. После этого он, удерживая дверь, становится на запястья и проползает под перекладиной в коридор. Невероятный акробатический трюк, но все доказательства были налицо. Вот вам и глупый осёл. Пришлось дверь к перекладине привязывать.

С Пегасом жили они дружно и мирно, а вот позже, когда снесен был уже этот сарайчик, пытались мы поселить Сёму в один большой денник с другим ослом - серым Исламом, но ничего из этой затеи не вышло. Познакомить их решили на улице, в широком проходе между зданием и оградой зоопарка. Все, хотя бы на киноэкране, видели, как дерутся жеребцы: подскочат, укусят или ударят, отскочат. Ослики же наши сплелись в тесный вертящийся клубок, как инь и янь, головой к хвосту соперника. Еле разняли.

ослик СёмаОсновной работой Сёмы было катание детей в тележке. В те годы единственным местом в городе, где катали детей на пони и осликах, был зоопарк, поэтому в выходные дни на кругу катания две десятиместные тележки работали непрерывно, но всё равно стояла очередь. Стоило это удовольствие десять копеек для ребёнка, двадцать - для взрослого. При такой "востребованности услуги" конюшня не могла себе позволить держать ослика только для театра.

В театр в те годы ослик ходил пешком, никому и в голову не приходило возить его на машине из одного городского района в другой, соседний, да и не было таких машин. Транспорта на улицах было мало, так что в любую погоду: через мосты, мимо Дворцовой площади, вдоль Адмиралтейства, через площадь Исаакиевскую, а там уже рядом. Ходить в поводу Сёма категорически отказывался, так что, если дядя Яша ехал в театр один, то ехал он на Сёме, а в поводу вёл коня под Дон Кихота.

Едем мы как-то из театра, дядя Яша на Сёме впереди, я на Бюджете сзади. Едем, и вдруг, напротив Адмиралтейства, Сёма начинает вправо тянуть и морду к земле опускать, прямо как собака. Оказывается, это он молоток, на дороге валяющийся, увидел, исправный молоток, почти новый. Так он у нас потом и назывался - "Сёмин молоток".

В этой же "должности" - "ослик Санчо Панса" участвовал он в Новогодней (1978 год) Ёлке в "Юбилейном" (читайте "Зоопрайс" за январь этого года).

ослик СёмаПриходилось Сёме и в кино сниматься. В сказке "Ослиная шкура" режиссёра Надежды Кошеверовой у него была почти главная роль - ослик, "перерабатывающий" корма в золотые монеты. Снимался он в ленфильмовских павильонах, с Владимиром Этушем.

С Юрием Никулиным Сёма снимался в фильме "Двадцать дней без войны". Как обозначить Ташкент на заснеженной Кожевенной линии ленинградского Васильевского острова? Осликом на переднем плане, перед обозом. Сёма прямо в своей зоопарковской тележке и снимался, только загрузили её тюками и ящиками, да цветочки на бортах брезентом закрыли. Помню, как ехали мы на эту съёмку, обозом, своим ходом из зоопарка, под мокрым снегом. К вечеру снег растаял, и на обратном пути каскады брызг и снеговой каши из-под проходящих машин накрывали Сёму с головой.

Снимался Сёма и в "Собаке на сене", в сцене ночного карнавала. В этот день он и Михаила Боярского, тогда ещё молодого и неизвестного, по берегу крепости покатал, чуть домой, в зоопарк, его не увёз. Вообще, езда верхом на Сёме требовала постоянной бдительности. Одной из его любимых шуток было пробежать под чем-нибудь, например рекламным щитом, где он помещался, а всадник - нет.

В Ленинграде он был в те годы едва ли не единственным осликом, верховых верблюдов не было вовсе, поэтому на городских и загородных праздниках Сёма возил всех восточных персонажей, от властителей до Ходжи Насреддина.

Участвовал Сёма и в подготовке молодого поколения кинематографистов и работников театра. Неоднократно, прямо в аудитории на Моховой, они его рисовали, а однажды он даже участвовал в капустнике. Из-под потолка амфитеатра, над зрителями, по наклонной проволоке пролетала кукла-ослик, улетала за кулисы, а оттуда выходил уже Сёма. Стоял он перед этим в маленькой тёмной комнате за сценой, подношения студентов быстро доел и, заскучав, переполошил своим рёвом всех зрителей, хорошо ещё, что до начала представления.

Своей пресс-службы в зоопарке тогда не было, но в прессу Сёма попадал, как минимум, два раза: в ленинградские "Ленинские Искры" и британский (1980 года) ежегодник "Riding" ("Верховая езда"), в статью, где Вивьен Будон рассказывала об участии лошадей Лензоопарка в спектаклях Кировского театра.

ослик СёмаА ещё у Сёмы был весьма необычный сын. Прихожу я как-то утром на конюшню, а дядя Яша со словами "смотри, кто у нас есть" открывает денничок пони Пегги.

- О, - говорю, - жеребёнок.

- Нет, ты на уши, на уши посмотри.

Смотрю и вижу, что уши и действительно совершенно замечательные, ослиные, да и хвост очень подозрительный, метёлкой. Подсчитали и выяснили, что, действительно, Пегги с Сёмой в прошлом году вместе стояли, в большом летнем деннике, том самом, куда мы двух ослов поселить пытались. Назвали мула Сюрпризом, он прожил в зоопарке много лет, катая, как и его родители, детей в тележке.

Работал Сёма до последних своих дней.

Михаил Воробьев,
фото автора и из архива автора

2814




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru