Разместить объявление

Животные в восточном календаре - 1

25.03.2005

Скоро куранты пробьют полночь и в каждый дом, пахнущий хвоей и вкусными лакомствами, придет новый год. Все население земного шара, с разницей в несколько часовых поясов, сядет за праздничный стол и будет веселиться, угощаться, говорить добрые слова пожеланий и дарить друг другу подарки.

Конечно же, все знают об одной традиции. Каждый год мы посвящаем какому-либо животному и совершаем ритуалы: дарим его фигурки и изображения, одеваемся в соответствующие цвета, ставим на стол блюдо, лакомое для чествуемого зверя. Человеку не обязательно вдумываться в смысл - был бы повод попраздновать и поднять лишний бокал вина. Кстати, все знают, хотя и не придают значения тому, что европейский новый год не совпадает с буддийским и новый зверь взойдет на царство не раньше февраля... Какая в сущности разница? Гулять так гулять!

Можно верить или не верить в богов или мифических существ. Быть ли скептиком, мистиком или ортодоксом - каждый решает для себя сам. Но ведь все мифы и священные тексты придумывают и передают из поколения в поколения именно люди. И если древний человек выбрал именно эти двенадцать животных, которым посвящается каждый год двенадцатилетнего цикла, - значит, они достойны почитания и поклонения! Эта традиция хранится людьми уже много столетий, и мы с удовольствием ее помним.

Даже самый черствый, ни во что не верящий прагматик обязательно приготовит кому-то (или получит в подарок, хочет он того или нет) свечку-котика, шоколадного петуха или мехового дракончика - изображение того животного, год которого мы собирается встретить. А задумываются ли люди, что они празднуют, почему и зачем? Приходило ли кому-нибудь в голову то, что этим актом чествования какого-нибудь зверя мы как бы отдаем ему дань уважения и от имени всего человечества говорим ему спасибо? Спасибо за доброту, пользу и тысячелетнее сотрудничество - рука об руку (или лапа о лапу?) с человеком...

В нашем рассказе не будет гороскопов, предсказаний и рекомендаций, как отмечать приход нового года, - об этом в преддверии праздников напишет почти каждый журнал. Мы с вами говорим о любви к животным. Сейчас нам хочется рассказать для вас, дорогих и любимых читателей "ЗооПрайса", искренних любителей четвероногих друзей именно о "героях" новогоднего застолья, многие из которых живут сегодня с нами и ежедневно радуют нас своим присутствием. В эти праздничные дни, поздравляя друг друга, хочется, чтоб среди традиционных тостов и пожеланий люди подняли бы бокал и сказали: "Спасибо вам, наши милые, верные и любящие "меньшие братья", за то, что вы у нас есть".

Итак, сегодня мы предлагаем взглянуть на животных - символов восточного календаря совершенно новыми глазами и хотя бы на какие-то минуты окунуться в глубину их образов, складывающихся веками. Проследив, что же означает то или иное животное для человека, можно смело говорить, почему именно этому зверю посвящен тот или иной год и что хорошего это существо подарило человечеству. Зная, за что благодарить и чему радоваться, праздновать становится как-то интереснее...

Крыса

Двенадцатилетний цикл восточного гороскопа начинается с года Крысы. Есть такая легенда: когда Будда собрал двенадцать лучших животных, решив подарить им по году, крыса стремглав побежала к нему, боясь опоздать. Она вскочила на спину последнего зверя, стоящего в очереди, и понеслась по головам.

Первым был бык. Добежав до его головы, крыса нечаянно соскользнула с массивных бычьих рогов и упала прямо в руки Будде. Посмеявшись над ее наглостью и находчивостью, бог дал первый год именно ей.

Кстати, это животное имеет далеко не однозначную оценку в мировой мифологии. Понятное дело, у большинства людей уже сложился многовековой стереотип "отрицательного героя", хотя крыса существо теплое, пушистое, по-своему грациозное и не отвратительнее какой-нибудь гусеницы или гадюки. Однако это можно легко объяснить: именно крыса "подарила" чуму средневековой Европе. Дело в том, что естественная популяция так называемой черной лесной крысы (Rattus Rattus) фатально не угрожала ни человеческому хозяйству, ни человеческому здоровью. Причиной подобного всплеска вредоносности стали массовые миграции крыс из Китая и восточных стран через всю Европу.

Эта жестокая завоевательница, так называемая серая крыса или пасюк, известная и в наши дни (Rattus Norvegicus), за несколько столетий стала "экологическим монополистом", практически стерев с лица земли свою слабую "коллегу" - более маленькую, хрупкую и малочисленную. Завершающим аккордом, сыгравшим похоронный марш черной крысе, стали Великие Географические открытия, когда серые хвостатые "пассажиры" тысячами прибывали из далеких стран на кораблях путешественников. Плюс непонятный биологический парадокс - массовые переправы тысяч крыс через Волгу на запад... Этому явлению есть множество письменных свидетельств историков, но нет ни одного логического объяснения.

Веский аргумент в защиту нашей хвостатой героини: чуму переносит не сама крыса, а так называемая крысиная блоха. Кстати, нет достоверной информации о массовых эпидемиях чумы на Востоке, и это заставляет задуматься - уж так ли "виноват" этот зверь, или же он подцепил смертоносного паразита уже по прибытии на новое "местожительство"?

Понятное дело, что европейцы считали крысу порождением сатаны. Так почему же этот год посвящается такому, казалось бы, нелицеприятному образу животного?

В восточной мифологии крыса как символ не несет негативной энергетики. Ей приписываются мудрость и справедливость. Нэцкэ с изображением крысы означают приход денег, новые приобретения, процветание и долголетие (например, крыса, сидящая на монете, крысы на венике). В Индии есть специальный храм, посвященный божеству-крысе. В нем свободно бегают целые "стада" этих грызунов. Турист или случайный посетитель, зашедший в это святилище, должен быть чрезвычайно осторожен: наступив на крысу или повредив ее, он будет обязан пожертвовать храму статуэтку крысы, отлитую из чистого золота.

Почему же этому животному воздаются такие почести? Интеллект крысы действительно стал притчей во языцех. Она необыкновенно живуча и умна, выпутается из любой ситуации и до последнего будет стоять за жизнь ближнего своего, особенно если это касается потомства. Она верная и преданная тем, кто ее приручил. Сколько было случаев, когда крыса, которую человек не трогал и подкармливал, делала ему "подарки" (приносила монеты, блестящие предметы и украшения), предупреждала об опасности...

Что касается декоративных крыс, живущих с человеком в качестве домашних любимцев, - это отдельная тема для разговора. Скажу лишь одно: заведя крысу, человек приобретает преданнейшего друга. Они настолько красивы, ласковы, сообразительны, что многие все время держат их и связывают с ними долгие годы своей судьбы. Единственный, самый печальный недостаток крысы - слишком короткая продолжительность жизни.

Позволю себе "воспользоваться положением" и разместить здесь свое шутливое стихотворение, раскрывающее образ этого животного:

Сладок блеск моих очей,
Мое тело гибко,
То струится, как ручей,
То как факел, зыбко.
Не проворнее меня
- силы все в зените.
В суете большого дня
Ну-ка, догоните!
Сладок уст моих пожар,
В них огонь особый.
Если не бросает в жар,
-Подойди, попробуй!
В ожидании любви
Долгое томленье,
В закипающей крови
Стынет вожделенье.
Я пройду и боль и мрак,
Я везде бываю,
И, какой бы ни был враг,
В битве выживаю.
Мне не надо ничего
-Ни тепла, ни крова.
Не боюсь я никого
И всегда здорова.
Я такая, как я есть
-Вот она, на блюде!
Почему же меня здесь
Сторонятся люди?
Я могу питаться лишь
Зернышками риса...
Почему же ты молчишь?...
Я - простая крыса.

Бык (Корова)

Это - один из интереснейших сказочных образов. В мифологии, религии и литературе он скорее положительный, нежели отрицательный персонаж. У сербов есть очень красивая легенда: земля стоит на четырех сильных быках, которые погрузились по колено в живительную воду. Когда быки состарятся и их ноги подкосятся, земля упадет в этот океан и будет всемирный потоп. У всех народов бык отождествляется с надежностью, спокойствием и физической силой. Но есть и негативные образы быка - жуткий монстр, которого надо победить (например, древнегреческий Минотавр).

В отдельный символ человек выделил корову - дарительницу жизни. Она дает молоко, которое позволит выжить в любой, даже самый голодный, год. Кстати, корова была священной не только в Индии, но и в странах Западной и Восточной Европы. Так, например, славяне никогда не забивали на мясо, а могли лишь продать заболевшее животное, и этот акт перехода к новому хозяину должен был помочь ему выздороветь. К корове относились с почтением, отождествляя ее с образом невесты, материнством и женским началом.

ребенок на быкеКорова - неотъемлемая часть приданого невесты. Еще одна сербская легенда говорит, что в каждой туче, несущей благодатный дождь, обязательно сидит бык или небесная корова, и сквозь шум грозы можно даже услышать мычание.

Самая большая беда, исходящая от недоброжелателей с "дурным глазом", заключается в насылании порчи на корову, когда она перестает давать молоко. Кстати, именно корова теснейшим образом связана с духами и домовыми: их постоянно задабривали, чтоб животное было здорово, приносило приплод и давало молоко.

Не ясно, сколько тысячелетий назад человек приручил первого быка. Но польза от этого животного настолько очевидна, что это даже не нужно объяснять. Его медлительность ассоциируется с царственным благородством, сила - с божественным началом. Отзвуки древних легенд доходят и до нашего времени: где-то в подсознании у современного человека сохраняется уважение к образу быка или коровы.

Тигр

В этом символе есть все: и грация, и божественная красота, и убийственная сила, и коварство. "Тигриное" мифологическое наследие не настолько велико, поскольку это животное обитает лишь в районе от Средней Азии до Дальнего Востока, и европейцам долгое время было неизвестно.

Вспоминается детская книга Сладкова "Белые тигры": с каким трепетом, насколько бережно автор рассказывает о живой природе Индии - благодатная чудодейственная земля оскудевает, многие виды (в частности, белый тигр) находятся на грани вымирания.

Не лучше и ситуация с амурским тигром - все время в средствах массовой информации слышны призывы сберечь это чудесное животное. Сегодня тигр известен нам лишь как житель заповедников или "артист" цирка. Кстати, тигра достаточно легко дрессировать. Несмотря на экстремальность работы с таким зверем, крупный хищник никогда не бросится на человека без повода, а вот трюкам обучается без проблем.

Очень часто в восточных культурах тигров отождествляли с божественным началом, считали царем зверей. "Нивхи считали Тигра особой породой людей (т. н. "люди-тигры" или "лесные тигры"); считалось, что Тигра не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием "ас-салям-алейкум".

Целый этикет обращения с Тигром выработан на Суматре, где различают, что в поведении человека нравится Тигру и что вызывает с его стороны грозную реакцию". (www.myfhology.narod.ru). Тем не менее, убивший тигра охотник становится народным героем, храбрецом, любимцем женщин. Кстати, совсем иное отношение у человека к тиграм-убийцам, нападающим на людей: уничтожить такого зверя - не только проявление воинской доблести, но и спасение для целых поселений.

Кот (Кошка)

Этот образ говорит сам за себя: нечто трогательное, капризное, грациозное, необыкновенно красивое, независимое, "гуляющее само по себе". Тоже противоречивый мифологический образ - от "нечестивого", "сатанинского" животного в средневековой Европе до древнеегипетского божества.

Кошка живет с человеком, чтобы не дать грызунам расплодиться и испортить съестные запасы. На мой взгляд, это несколько примитивное определение. Кошка греет, радует глаз, доставляет удовольствие в общении и даже "лечит" человека, когда ложится на больные места.

Таинственность, красота и изысканность движений постоянно вызывает ассоциации с женским началом. Живучесть кошек тоже вошла в поговорку. Негативные кошачьи образы: черная кошка, перебежавшая дорогу, сатанинское ритуальное животное. В Италии считается, что якобы один раз в год в окрестностях Вероны на Лысой горе собирались женщины в виде кошек - ведьмы... Заранее предчувствуя недовольные возгласы "кошатников", побыстрее закрою эту тему.

Что же касается восхваления кошачьего образа - согласитесь, этим наш журнал занимается постоянно. Без кошки в доме как-то неуютно, нет той особенной, доброй и нежной энергетики, окутывающей каждого при волшебных звуках уютного мурлыканья... Мне, автору этой статьи, лишь немножечко грустно вот почему: уж больно велико сейчас человеческое тщеславие.

Если раньше многие любили обыкновенных серых "васек", то сейчас, с развитием выставочной индустрии, всем хочется кота "покруче", в результате чего множество усатых-полосатых оказывается выброшенными на улицу, "забытыми" на даче... Кстати, пополняют ряды мяукающих беспризорников и те животные, что раздражают разбогатевших хозяев-чистоплюев, портя шикарную мебель, дорогие обои и прочую атрибутику "евроремонта"... Неужели бездушные вещи лучше теплого живого существа?

Есть много городов и весей,
Где я была и где был ты,
И, знаешь, вот что интересно:
Повсюду шествуют коты.
Хвост распушив и выгнув спины,
По миру ходят горделиво,
Вплетаясь в городов картины,
Сидят на клумбах сиротливо.
Помоечной окраски серой
И благородной голубой,
Нахально-рыжей, нежно-белой,
С глазами, как морской прибой.
Породы дивной гималайской -
Раскосой иль чуть-чуть косой...
С начинкой дьявольской и райской
Нам представляют мир иной.
И их не зря обожествляли,
Их гнали и боялись их,
Коты во все века являли
Во всех мирах себя самих.
И вот что, знаешь, интересно:
Повсюду шествуют коты -
По городам, лесам и весям,
Где я была и где был ты.
Как хорошо, что в доме звери
И на полу, и на окне...
Торчат их морды в каждой двери
И улыбаются тебе.
Как хорошо, что в доме радость
От их участия во всём.
Нам их присутствие досталось,
А наше - им. И мы живём...
Они нас любят просто так,
За то, что мы живём на свете,
Зло забывают, как пустяк,
И помнят доброе, как дети.
Они от горя защищают,
Как только в жизни свет погас,
И вместо нас заболевают,
И умирают вместо нас.
Когда нас звери покидают,
Легко, как будто убежали,
То в сердце пустотой зияют
Места, что им принадлежали.
Как хорошо, что в доме звери,
Когда всю жизнь в твоей судьбе
Торчат их морды в каждой двери
И улыбаются тебе.

Наталья Черных

Большинство хозяев относятся к своим кошкам, как к детям. Их приятно баловать и ублажать, вкусно кормить и посвящать им свой досуг. Многие владельцы говорят, что на кошку практически невозможно обидеться, запрещать ей что-то делать, жестоко наказывать. Умильное "мур", взгляд бездонных янтарных глаз, грация и ласковое потягивание искупит любую вину, сгладит любые "минусы" поведения. Кстати, у авторов многочисленных книг о кошке встречается мнение, что кошка считает хозяина своей собственностью.

То есть по кошачьему мировоззрению получается, что не она живет у нас в доме. Это мы живем у нее и ей прислуживаем, а Ее кошачье Величество милостиво принимает от человека знаки внимания к своей царственной персоне. Кстати, кошки могут по-настоящему "нести службу". Например, в Эрмитаже "работает" целая армия котов, защищающая бесценные сокровища от нашествия грызунов.

Дракон

Вымышленный, мифический персонаж. Есть множество версий о том, почему человеческое воображение создало именно такого зверя - большого, летающего, покрытого чешуей... Например, мнение, что образ дракона - отголоски знаний о динозаврах, вымерших бог знает когда. Честно говоря, это не очень правдоподобная гипотеза, поскольку от эры динозавров до появления первых людей лежит пропасть в миллионы лет. Навряд ли в средневековье ископаемых останков и других следов существования динозавров было больше.

Больше доверия вызывает предположение о том, как дракон пришел на русскую землю, навечно воплотившись в былинах и легендах о богатырях. Татаро-монгольские завоеватели "принесли" образ дракона из разграбленного ими Китая в виде флагов, статуэток, украшений. Может быть, именно это негативное напоминание о вражьей силе и послужило созданию такого неприятного и жестокого персонажа - Змея-Горыныча?

"Дракон - один из самых сложных и широко трактуемых символов; на Западе является главным образом разрушительной силой, злом; на Востоке - силой созидательной и благоприятствующей человеку. Английское слово происходит от греческого дракон, "змея"; в латинском draco означает как "дракон", так и "змея".

В христианской культуре это мифический зверь со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши, и раздвоенными языком и хвостом. Дракон ? символ смерти, тьмы и дьявола как змия, введшего человека в грех. В искусстве часто изображается архангел Михаил с драконом у ног и святой Георгий, пронзающий дракона копьем, что символизирует победу добра над злом.

Дракон на цепи означает побежденное зло, часто у него хвост завязан узлом, так как существует поверье, что сила у дракона заключена в его хвосте" (www.myfhology.narod.ru). Несмотря на негативность образа, дракон - один из наиболее часто встречающихся геральдических символов. Он присутствует везде - на гербах, флагах, эмблемах рыцарей и даже коронованных особ.

"На Востоке "крылатая змея" обладает космической, сверхъестественной силой; драконы охраняют сокровища, они служат символами плодородия и силы. В Китае это существо, имеющее наибольшую спиритуальную силу, символ жизни и света; эмблемой китайской императорской семьи является золотой дракон. По восточным гороскопам дракон является самым счастливым знаком. В 1988 году, году Дракона, китайские родители игнорировали закон, предписывающий давать близнецам разные имена, и называли их сыновьями дракона" (www.myfhology.narod.ru).

Откуда берется дракон? У славян и европейцев есть представление о том, что крылатый змей, как и василиск, может вылупиться из яйца, снесенного волшебным петухом. Дракон также может появиться из змеи, которая семь лет не слышала человеческого голоса, или из рыбы, которая прожила на белом свете больше сорока лет. У сербов есть народный герой - Змей Огненный Волк, или Вук Огнезмий - оборотень, который может принимать образ дракона, борец за справедливость, защитник слабых.

Какую бы оценку не имел дракон, ясно одно: как в положительном, так и в "плохом" облике он олицетворяет собой силу и незыблемость власти. Драматург Евгений Шварц интересно обыграл этот образ в своей пьесе "Дракон". Там это существо (кстати, тоже оборотень, драконочеловек) олицетворяет собой тиранию и тоталитаризм. В таком контексте пьеса, естественно, не имела успеха в советское время, но фильм "Убить дракона" по ее тексту с Олегом Янковским в главной роли, вышедший в годы перестройки, произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Зачем же человечеству дракон? Почему это животное наряду с остальными почитается как покровитель года? Наверное, этот образ в современном сознании трансформировался в нечто прекрасное, благородное, в ту силу, что защитит человека от невзгод, укроет от беды своим чешуйчатым крылом. Кстати, несмотря на большую долю негатива в мировой мифологии, сам по себе дракон - необыкновенно красивое существо: горделивый, величественный силуэт, яркие краски, мощные крылья...

Сотрудники журнала "ЗооПрайс" поздравляют читателей с наступающим 2006 годом!

А. Курц

Читать Животные в восточном календаре. Часть 2


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.