Справочник владельца животного

Китайский дракон

Читать часть 1. Год Дракона

Китайский дракон Лун-Ван

В отличие от славянских и европейских драконов – злобных и коварных чудовищ, драконы Восточной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока считались существами высокого, небесного происхождения, могущественными, мудрыми, хотя и грозными. К людям они, за редким исключением, относились милостиво. Восточные драконы, описанные в мифах, старинных легендах и сказаниях, чаще всего обладали гигантскими размерами, умели летать, хотя далеко не у всех имелись крылья, обычно были рогаты, а некоторые – многоглавы.

Большинство драконов обладали четырьмя лапами с коттистыми пальцами: по 3 на каждой лапе у японских, по 4 у корейских и тибетских, по 4 или 5 у китайских. Драконы повелевали всей водной стихией – от морской пучины до облачных высот. Они управляли разливами рек и дождевыми тучами, горными водопадами и озерами. У каждого источника, речки, водоема был свой хозяин и хранитель – дракон. От них, повелителей дождей, зависели урожай, улов, здоровье домашней живности, а значит, и людей. Неудивительно, что люди относились к драконам с глубочайшим почтением и воздавали им божеские почести.


У восточных драконов не было необходимости похищать царских и княжеских дочерей, как это делали их европейские и славянские собратья. В благодарность за живительную влагу и высокое покровительство люди сами преподносили девушек в дар драконам. К примеру, китайский желтый дракон Хэ-бо, владыка Желтой реки Хуанхэ, каждый год по древнему обычаю получал «невесту». Юная красавица в шелковых свадебных нарядах под музыку и торжественные песнопения бросалась в волны – «переселялась» в богатый подводный дворец божества.

С драконом у народов Востока связано множество поверий. Например, считалось, что в ночь накануне Дня дракона (5ый день после наступления Нового года по восточному лунному календарю) повелитель водных стихий спускается с небес на землю, и в каждый колодец откладывает по яйцу. И если в День дракона девушка или женщина встанет пораньше на рассвете, чтобы первой зачерпнуть воды из колодца и сварить в ней рис, то достаток и здоровье ее семейству в новом году обеспечены. В знак того, что из этого колодца «счастливая вода» уже взята, женщина оставляла на водной поверхности несколько рисовых соломинок.

Чтобы в доме водились деньги, на новогодний стол ставили две вазы с цветами и прикрепляли связку монет на красном шнуре – символ Денежного дракона. В Корее верили: если весной и осенью бросать духам воды (то есть драконам) особые пятицветные ритуальные деньги, то можно избежать весеннего паводка и осеннего наводнения.

Дракон – пятый знак восточного лунного календаря. Как и другие календарные существа (Крыса, Бык и др.) он приходит раз в 12 лет и каждый раз «меняет» свой цвет в зависимости от того, с какой стихией связан наступивший год: сине-зеленый, красный, белый, черный и желтый, которым соответствуют дерево, огонь, металл, вода и земля. Кровь у драконов бывает самых разных цветов. В старинной «Книге Перемен» («И цзин», III тысячелетие до н.э.) упоминается синяя и желтая драконья кровь. А ярко-красная краска киноварь, кстати, в Европе называлась dracoaena, то есть «драконья кровь». Кто омылся в крови дракона, у того кожа становится неуязвимой для стрел. В Китае, Вьетнаме, Корее дракон не только был знаком высшей власти, но и служил символом нравственного совершенства.

Китайские драконы

В мифологии Китая драконы занимают центральное место. Среди четырех священных животных Поднебесной – дракон, феникс, ци-линь и черепаха – дракон считается самым главным. Со времен глубокой древности китайские драконы служили символом высшей власти и, что особенно важно, мудрого правления. К людям они, как правило, относились благожелательно. За это жители Поднебесной своих драконов искренне почитали.

Описание этих фантастических существ доведено в Китае до крайней степени обстоятельности. Старинный словарь «Шовэнь» (I в. н. э.) сообщает о нем такие сведения: «Дракон – самое длинное из чешуйчатых существ». «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза кролика, уши быка, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра». «Дракон вдыхает воздух, а выдыхает облако». «Зимой дракон погружается в спячку. В день весеннего равноденствия он взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну». Когда дракон, находясь в небе, хочет пить, он притягивает к себе воду – и на море встают огромные волны и образуются смерчи. Дракон – виртуозный мастер превращений, изменчивости, символ тайных знаний. Он «может скрыться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным…»

Оригинальное описание дракона встречается в китайской книге «Основные положения фармакологии» XVI века: «На спине его 81 шип, под подбородком – светящаяся жемчужина, а на голове – гора Бошань». Дракон – символ могущественной верховной власти, его представителем на земле считался император. Среди многочисленных титулов императора наиболее почетным был «Живой дракон», императорский трон именовали «Драконьим престолом». На гербе государства тоже красовался дракон. Один из первых правителей Китая – легендарный Хуан-ди, Желтый император, живший в III тысячелетии до н.э. – считался сыном дракона и даже, как утверждает древний историк Сыма Цянь, имел в своем облике драконьи черты.

Управлять подданными ему помогал спустившийся с небес золотой дракон. Другой легендарный правитель Китая, Фуси, ввел чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. С этого времени парадные халаты чиновников высшего ранга украшал вышитый золотом дракон лун, у которого на лапах было по 5 когтей. Одеянию у менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший 4 когтями и т.д.

Драконов разделяли не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились драконы-духи. Дальше шли земные драконы – они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли эту способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность входила охрана кладов. Кроме того, китайцы делили драконов на желтых – Хуан, зеленых – цин, красных – чжу, белых – бай и черных – сюань; на чешуйчатых – цзяо, рогатых – цю и безрогих – чи. Были деления и более подробные: юнь чи – облачный безрогий дракон, юнь цю – облачный рогатый, юй – грозовой.

Драконы сыграли важную роль в китайской зоологии. По утверждению одной древней рукописи, на земле около «10 тысяч существ, пернатых, покрытых шерстью, чешуйчатых и панцирных произошли от драконов».
Драконов в Китае существовало великое множество – от гигантских до совсем крошечных, величиной с мизинец – этакий «дракончик-с-пальчик». Познакомимся с некоторыми из них поближе. Владыка драконов Лун-Ван (то есть «Дракон-царь») отличался необычайными размерами (длиной около 1 ли – примерно полкилометра) и сказочным богатством. Его огромный подводный дворец с причудливыми переходами и круглыми окнами, с загнутой по углам крышей, располагался на дне Восточного моря. Лун-Вана очень почитали в Китае. Его храмы были не только в каждом городе и деревне, но и едва ли не у каждого озера и каждого колодца. Хотя у всех источников были свои собственные духи-драконы, рангом пониже, но во время засухи люди обращали мольбы к самому Владыке драконов – ведь всеми дождями распоряжался он.

Если же засуха продолжалась, упорствующий Лун-Ван, несмотря на его высокое положение, мог потерять право быть повелителем воды. Впрочем, у китайцев были свои взгляды на демократию: легко разговаривая с богами, они не только почитали их, но и могли «разжаловать», низвергнуть с пьедестала, если те не справлялись со своими «обязанностями». Согласно мудрым законам Поднебесной, божество должно оказывать людям покровительство и приносить счастье, а не быть причиной их бедствий. Однажды такое уже было: судя по документам начала XIX века, император Цзя-цин решил принять «воспитательные» меры и приказал «выслать драконьего владыку в дальнюю захолустную провинцию». Только мольбы перепуганных подданных смягчили императора, и Лун-Ван был возвращен в Пекин.

Удивительные события наблюдал в Харбине русский этнограф Л. М. Яковлев. Во время большого наводнения 1932 года, когда все мольбы к Лун-Вану оказались бесполезны, люди вынесли из храма его изображение и торжественно укрепили на полузатопленном островке, так что голова его чуть-чуть возвышалась над поверхностью воды. Стоило уровню реки хоть немного повыситься, как дракон оказался бы под водой. Лун-Вану условно намекали: не хочешь думать о нас, подумай о собственной судьбе! Как ни странно, отмечает этнограф, наводнение прекратилось.

Китайский дракон Цин-Лун

Цин-Лун («Зеленый дракон») олицетворял весну. Все его тело покрывала чешуя, да не обычная, а из золотых монет. Паря в разноцветных облаках, Цин-Лун сыпал на землю жемчуг, золото, серебро, кораллы. Встреча с этим драконом, сулила богатство. Волшебный двукрылый дракон Ин-Лун, служивший у небесного владыки, жил на южном склоне холма Сюнли. Он мог накапливать воду и изливать ее на землю дождями. Старинная легенда утверждает, что однажды во время одного особо важного сражения ему было поручено залить противника потоками дождя. Ин-Лун разложил на специальной подставке дождевые тучи и приготовился. Но случайно подставка накренилась и ливень хлынул на собственное войско. Владыка был очень раздосадован оплошностью Ин-Луна. Пришлось дракону исправлять положение и самому с устрашающим ревом кидаться с небес на врагов. Зная о забывчивости своего покровителя, люди придумали, как напомнить о своих нуждах. Когда одолевала засуха, несколько человек, собравшись вместе, «одевались» Ин-Луном и исполняли ритуальный танец дракона. Говорят, это помогало.

Китайский драконЦзяо-Лун

В старинной книге «Перечень деревьев и трав» описан редкий для Китая злобный водяной дракон, именуемый Цзяо-Лун. Чтобы не перепутать Цзяо-Луна с обычным дружелюбным драконом, древний автор рекомендовал твердо запомнить его описание: «Цзяо относится к драконам. Длиной он более чжана. Похож на змею, но имеет четыре ноги. Маленькая голова и тонкая шея. На горле белое ожерелье. Передняя часть груди красного цвета. На спине темные пятна. На боках как будто узоры. На голове – рога. Зубы выдаются из-за губ. Яйца, которые он откладывает, очень велики». (1 чжан = 3,2 м). Перебераясь через водную преграду, в том месте, где может обитать пожиратель людей Цзяо-Лун рекомендовалось непременно положить в карман клубок пятицветных ниток и что-нибудь металлическое – этого дракон почему-то опасался.

Драконы были для китайцев существами совершенно привычными, почти обыденными. Как свидетельствует известный древний историй Сыма Цянь, некоторые китайские семьи даже выращивали драконов: «Некий Дун получил от императора Шуня (он правил в 2255-2204 гг. до н.э.) титул «кормящий дракона», поскольку знал секрет кормления и приручения драконов». В реальном существовании драконов были абсолютно убеждены все: императоры и мандарины, полководцы и художники, обычные люди и даже серьезные ученые. При этом ученые могли обосновать свою позицию логически. Ученый Ван Чун, к примеру, рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально». Такое вот китайское научное доказательство…

Анна Курц

Литература:
Мифологический словарь.\ Гл. ред. Е. М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциплопедия, 1991.
Лилиан Ту. Неотразимая магия фэн шуй. \ Пер. с англ. С. О. Бобровой. – М.: Астрель, 2007
Джон Топселл. Как вырастить и воспитать дракона. \ Пер. с англ. М. Мальниченко и Н. Кочина. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2007.
Драконы – великие и ужасные. Н. Голь, Е. Лестер и др. – СПб.: «Арка», 2010.
Энциклопедия чудовищ: в поисках живых монстров \ М. А. Голденков, В. В. Деружинский. – М.: Эксмо, 2007.

Читать часть 3. Японские, иранские, античные и европейские драконы
6769




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru