Справочник владельца животного

Кошки в русской истории

Если совпадений больше двух - значит, это уже не совпадения. (Из правил ГРУ)

Кошки в русской историиВоссоздавая историю кошек, всегда сначала надо обращаться к истории ее компаньона - человека, поскольку кошка - существо синантропное и всегда проживала там, где люди вели оседлый образ жизни. Если кошка и мигрировала, то только вместе с человеком. С социальной точки зрения, кошку следует рассматривать как элемент стабильности общества, символ семейства, уюта и устойчивости быта. В некоторых странах кошки - это элемент национальной культуры, и сохранение их приравнено к сохранению памятников истории и архитектуры, т. к. они являются живой памятью о прошлом.

В России кошка с давних пор является элементом русского фольклора, действующим лицом народных сказок, в которых она (как, впрочем, и другие звери и птицы) выступает как мудрый помощник и советчик. Существуют и различные приметы о перемене погоды, основанные на наблюдениях за поведением кошек.

Россия - своеобразная страна, в которой до наших дней христианство уживается с элементами язычества. Кошка, считается, в отличие от собак, "чистым существом", и ей разрешено входить в храмы. С другой стороны, сохранились многочисленные поверья, связанные с мистическими силами кошек. Мифологии разных народов отмечают - именно в кошку перевоплощались колдуньи, склонные к оборотничеству. Как тут не вспомнить кота, верного спутника Бабы Яги (да и сама бабушка, нет-нет, да и оборачивалась кошкой, дабы незаметно посетить ближайшие деревни). Кроме того, кошка символизировала некоторую любовную неразборчивость. Как отмечал исследователь славянской мифологии А. П. Кайсаров (1782-1813), еще в начале XVIII в. в книге "Религия Московитов", изданной в Германии, печатались изображения кошек, собак, петухов, которые выдавались за древних русских богов. Т.е. в XVII в. кошка была достаточно известным, распространенным домашним животным.


На европейской территории бывшего СССР самые древние археологические находки останков домашней кошки, датируемые рубежом старой и новой эры, обнаружены на месте античных городов Северного Причерноморья и Приазовья. Интересно, что на месте сельских поселений древних греков никаких следов кошек не найдено. У древних славян кошка была очень редким домашним животным. Например, при раскопках поселения Журовка (Украина), датированных II-V вв. н.э., были обнаружены останки 40 собак и только одной кошки. При раскопках 600 курганов X-XI вв. близ Ярославля в 200 из них были найдены останки жертвенных животных и только в двух из них (оба женские), обнаружены кости кошек. Тогда они жили в домах только у состоятельных людей.

В своде законов XIV в., который историки называют "Правосудье митрополичье", указана сумма штрафов за кражу животных. Кошка оценивалась так же, как и незаменимый в крестьянском хозяйстве вол или 3 лошади, или 60 баранов. Чтобы собрать указанную в документе сумму - 3 гривны, надо было трудиться несколько месяцев на очень высокооплачиваемой работе. В более раннем своде законов XI в. - "Русская правда" - приводится тот же перечень, и указываются те же суммы, но кошка в нем вообще не упомянута. Истолковать это можно только одним - в XI в. кошка встречалась очень-очень редко.

Что интересно, кошки - во всяком случае, до начала распространения христианства среди славян - встречались преимущественно в городах, расположенных на торговых путях. Например, археологи относят самые ранние находки останков кошек в Прибалтике к V-VIII вв., а в Гродно, расположенном всего в 300 км от побережья Балтийского моря, но скрытом дремучими лесами, домашняя кошка не была известна до XIII в.. Первые кошки появились в лесных землях восточных славян в VI-VII вв. - на это указывают результаты раскопок близ Ярославля и в Пскове. VII-IX вв. датируются останки кошек, найденные в Старой Ладоге и на Среднем Поволжье. В раскопках Х-XIIвв. Новгорода, Старой Рязани, Москвы, Подмосковья, Киева также найдены кости кошек. В воротах древнерусских храмов (например, во Владимире, XII в.) можно увидеть отверстия, проделанные специально для кошек.

Крещение Руси в XI-XII вв. многое изменило в культуре древнерусского города, однако христианство долго не проникало в деревню (особенно северную), которую еще длительное время можно было считать языческой. При раскопках на пространствах между Псковом и Новгородом, на берегах Западной Двины, в районе Смоленска, в междуречье Днепра и Сейма (всего примерно в 60 пунктах), были обнаружены многочисленные украшения. Среди них - амулеты с символами благополучия, связанными со славянской языческой символикой: солнцем, деревьями, цветами и др., датируемые X - началом XIII вв.. Эти образы народных верований создавали у людей уверенность в собственных силах и утверждали ценность жизни.

Особую группу среди этих украшений создавали т.н. зооморфные привески: лошади (преимущественно их головы), птицы, реже собаки и рыбы; встречались и стилизованные изображения челюстей хищников. Изредка попадались изображения, которые некоторые исследователи называли "коньками", считая их изображениями лошадей. Определяя животное, послужившее исходной фигурой для амулетов, академик Б. А. Рыбаков отмечал, что "коньки" - это не кони, т. к. у изображений высоко поставленные заостренные уши и толстый задранный кверху хвост; манера изображения морды не лошадиная: выпуклый лоб и пасть, доходящая почти до ушей (у лошадей рот занимает меньшую часть морды). Главным аргументом против признания "коньков" изображением коней Б. А. Рыбаков считал лапы: по форме передних ног животное можно отнести только к кошачьим или псовым. Цитирую: "Длина лап и загнутый непушистый хвост говорят против псовых (волка, собаки). Наиболее отвечает признакам нашего животного - рысь", т. к. у изображения довольно высокие лапы, торчащие вверх уши с кисточками на концах, толстый, загнутый вверх хвост и покрытая большими круглыми пятнами шкура. "Обереги в виде рыси должны были считаться надежной охраной... Пребывание рыси на деревьях, прыжки сверху вниз могли содействовать сближению ее с небесными символами" (там же).

Рассматривая фотографии этих оберегов и отдавая себе отчет, что изображения стилизованы и потому сложно говорить об особенностях морфологического строения корпуса, я отмечал для себя следующее:
Поскольку у рыси короткий хвост, пропорции его к длине тела должны быть примерно 1:4, а у животных, изображенных на оберегах, хвост был значительно длиннее. Шеи фигурок довольно длинные (у рысей должны быть покороче), головы в профиль несколько вытянуты. Ноги фигурок немного согнуты: выделяются скакательные суставы.

Фигурки, в целом, имеют прямоугольный формат (т.е. чуть растянуты), в то время как в идеале (так считают зоологи) габариты рыси должны быть квадратными. Однако все рыси, которых мне доводилось видеть живьем или на фото, были чуть растянуты. У северных рысей, в силу ряда причин, окраска довольно однотонная и тусклая, пятнистость выражена слабо. Яркая, с резко выделяющейся пятнистостью окраска встречается у рысей обитающих на юге Европы. В то же время, фигурки, на мой взгляд, не являлись изображением дикой лесной кошки (европейской), т. к. у последней слабо вытянута голова, ноги довольно короткие, хотя хвост намного длиннее, чем у рыси.

Кошки в русской историиЧто это не рысь, мне говорило следующее.
а) Обереги изображали только животных: или домашних, или проживающих рядом с человеком. Все эти существа фигурировали в русском фольклоре. Если при изготовлении амулетов руководствоваться этими принципами, то рысь никоим образом не должна была попадать в эту компанию, т. к. рысь – это дикий зверь, проживающий в темных хвойных лесах с густым подлеском. Особенно хорошо для нее, если рельеф при этом расчленен (подобные места мало посещаемы людьми и находятся, как правило, на большом удалении от поселений). Мелколесья рысь избегает и к местам обитания людей, как правило,не приближается.

б) Рысь практически не фигурирует в русском фольклоре (в отличие от медведя, волка, лисы, любящих добывать себе пропитание около человеческих поселений). Кстати, это же отмечал и Б. А. Рыбаков: "К сожалению, в восточнославянском сказочном фонде не отразился этот лютый зверь". Если уж говорить о рыси как фигуранте мифологии, то она более характерна для скандинавских стран (мне приходилось держать в руках книгу о рыси, изданную в Норвегии). Абрис рыси несколько напоминал мне (конечно, если не смотреть на хвост) норвежских лесных кошек. Действительно, у них так же, как и у рыси, длинные ноги, причем задние несколько длиннее передних; небольшая, в пропорции к телу, голова, кисточки на ушах, грива и т. д.

Как и рысь, норвежские лесные кошки значительную часть своего времени проводят на деревьях (в естественных для себя условиях, конечно) и любят находиться около воды. При этом норвежская лесная - это домашняя кошка! Более того, места находок зооморфных амулетов приурочены к древним торговым путям, по которым двигались викинги с севера в страны Малой Азии и Прикаспия. В свое время мне приходилось видеть норвежских кошек рождения конца 80-х гг. финского происхождения (т.е. когда в этой стране еще был открыт класс новичков). Строение их голов отличалось от существующего сегодня типа и, кстати, чуть напоминало рысьи. Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что внешность кошек, живших у викингов, могла значительно отличаться от требований действующего стандарта FIFe, но, тем не менее, элементы сходства, о которых я говорил выше, были налицо.

И. Михайлов

Читать часть 2. Кошки древних скандинавов

3265




  1. Что для вас является самым главным при выборе котенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru