Справочник владельца животного

Собаки - анималотерапевты

Как стать анималотерапевтом

Собаки - анималотерапевтыТо, что наши лучшие друзья - собаки - одновременно являются и лучшим лекарством от множества самых разных заболеваний, уже давно перестало быть научной сенсацией. И пока ученые занимаются изучением феномена анималотерапии, группа мурманских кинологов приступила к использованию его на практике.

Если ребенок провел свое детство без собаки, значит, ему не повезло, считает известный писатель и кинолог Конрад Лоренц. Ну, а если ребенок страдает к тому же каким-либо серьезным заболеванием? Значит, ему в еще большей степени требуется четвероногий друг!

Конечно, далеко не каждая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, может взять на себя еще и заботу о домашнем питомце. Именно поэтому группа энтузиастов создала в заполярном Мурманске необычную общественную организацию "Вайкес", целью которой является подготовка собак для занятий с детьми-инвалидами. "Вайкес", кстати, в переводе с саамского языка означает "сказочное озеро"...

Суть идеи была почерпнута на сайте "Ордынцев" (организации, имеющей огромный опыт "собакотерапии"): четвероногие "лекари" живут у своих хозяев, а к больным детям регулярно приходят в гости. С той лишь разницей, что "ордынцы" занимаются анималотерапией профессионально: в штате имеются психологи, дрессировщики и другие специалисты, вплоть до пресс-секретаря. Тогда как трем мурманчанкам - Ирине, Татьяне и Вере - заниматься приходится в свободное от основной работы время.

Набор волонтеров проводился в кинологических клубах и на дрессировочных площадках. И надо сказать, что все владельцы собак с такой готовностью откликнулись на призыв помочь детям, что сформировать волонтерскую группу не составило труда. Хотя инструкторы Татьяна Пашкова и Вера Никитская проводили чрезвычайно жесткий отбор кандидатов: методом тестирования отсеивались псы, которые проявляли хоть малейшую нервозность или агрессивность. Порода для четвероногих "терапевтов" не имела никакого значения: в группе есть забавная маленькая дворняжка, огромный английский мастиф, весельчак керри-блю-терьер, ротвейлер и несколько цвергшнауцеров.

Еще одно непременно требование: "анималотерапевты" должны быть здоровы, привиты и ухожены. Никакой пропущенной дегельминтизации, грязной или нерасчесанной шерсти, неприятного запаха и прочих последствий хозяйской нерадивости.

Основная трудность заключалось в том, что медицинские и социальные учреждения отнеслись к предложению "Вайкеса" о сотрудничестве, мягко говоря, без энтузиазма. Но кто ищет, тот всегда найдет! В мае прошлого года ребята пришли в социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов "Надежда". Руководитель клуба Валентина Кислякова встретила кинологов с радостью, и тут же дала согласие на проведение еженедельных занятий. А после первых же занятий волонтеров "Вайкеса" пригласили в коррекционную школу и специализированный детский сад.

Поскольку большинство детей не имело опыта общения с собаками, знакомство началось с самых маленьких четвероногих "волонтеров": черных "цвергушек". Конечно, в различных детских учреждениях занятия строятся совершенно по-разному. Ведь в коррекционной школе учатся дети с ограниченными возможностями. В "Надежде" занимаются ребята, которых нынешняя система образования признала неспособными к обучению даже в специализированных школах. А в детском коррекционном садике N 71, несмотря на его название, находятся ребята с 6 до 18 лет с очень тяжелыми поражениями нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Подавляющее число из них приковано к инвалидным коляскам.

"Ай-люлята" - веселые ребята

- Здравствуйте, мальчики и девочки! Мы так рады вас видеть! - улыбаются волонтеры, выходя на середину спортивного зала в детском саду и выводя "терапевтов" на поводках. Коляски выстроены вдоль стен полукругом, сидящие в них маленькие инвалиды не сводят восторженных глаз с черных усатых мордашек. Другие дети расположились на длинных скамейках.

- Апорт!- командует Вера, кидая резиновый мяч в противоположный конец зала. Ай-Люли Веснушка несется за ним галопом. Ребятня оглушительно визжит от избытка чувств. В то время, пока Вера демонстрирует умение Веснушки выполнять различные команды, преодолевать барьер и ходить по длинной скамейке, Ирина и Татьяна подводят по очереди к ребятам Джентльмена Денди Лайонса, Ай-Люли Бубу и Ай-Люли Анчутку, дают их погладить, вкладывают в детские ладошки кусочки заранее припасенное лакомство, показывают, как правильно угощать собак.

Для ребят встреча с четвероногими друзьями оказалась настоящим праздником. Для собак, кстати, тоже. Веснушку и Денди посадили малышам на колени, и они так и норовят лизнуть своих "пациентов" в щеку. Глухонемого Ванечку Веснушка отметила особо - протянула ему лапу. Денди тихо подошел к сидящей на скамейке слепой Иришке, положил ей голову на колени. У Саши, чье искореженное тяжелейшей формой ДЦП тельце втиснуто в инвалидную коляску, плохо работают руки, он никак не может погладить собаку и уже готов разрыдаться, но воспитатель спешит на помощь - Бубу сажают в коляску, и, взяв Сашину ладошку в свою руку, женщина тихонько гладит пса по голове. Холодная детская ручонка потихоньку отогревается, теплеет, и на бледном Сашином лице появляется счастливая улыбка...

Четырнадцатилетнему Арсению, страдающему синдромом Дауна, почему-то из всех собак особенно понравился Бубу. Удивительно, но и цверг явно выделил мальчика из числа остальных детей. При каждом удобном случае он так и норовил подойти к нему и сесть рядышком, тесно прижавшись к ноге. Их взаимное расположение было столь очевидно, что Арсению было тут же предложено попробовать себя в роли дрессировщика. Конечно же, Ирина, заводчица и владелица Бубы, изо всех старалась, чтобы ее помощь начинающему "кинологу" была как незаметной: шепотом дублировала команды, помогала и направляла действия Арсения.

Но и подросток старался изо всех сил, и надо сказать, настолько блестяще справился со своей нелегкой задачей, что воспитатели были просто потрясены. Не удивительно, что и остальные ребята, зараженные примером Арсения, тут же захотели попробовать себя в качестве дрессировщиков пусть маленькой, но настоящей служебной собаки! Самые нехитрые трюки: прыжки через барьер, выполнение команд "рядом", "ко мне", "сидеть" и "танцуй" маленькие зрители встречали радостным смехом и аплодисментами. И тут же многие тянули руки: "А можно мне? Я тоже хочу!". Что ж, Арсений с готовностью протягивал поводок и делился опытом с начинающими "коллегами". А Буба прыгал, бегал и танцевал с таким усердием, что вскоре запыхался, вывалив наружу красный язык. Но и тогда не утратил своего оптимизма.

Таблетка оптмизма

Собаки - анималотерапевтыЗанятия в детском саду, где находятся самые "тяжелые" дети, строятся в основном на контакте детей с животными. Огромную радость ребятам доставляет такое простейшее упражнение, как "водилки", когда, взяв собаку за поводок, они просто ходят по залу.

Детям, сидящим в инвалидных колясках, поводок привязывают к ручке коляски, а петлю на конце поводка надевают на кисть руки - ребенок должен чувствовать что это он сам, самостоятельно ведет собаку! Еще одно любимейшее занятие - поглаживание "терапевта".

Не будем вдаваться в научные рассуждения о биополях, положительной энергетике животного и прочих сложных вещах. Но факт остается фактом - при многократном повторении поглаживающих движений по собачьей шерсти холодные ручки больных детей становятся теплыми, заметно уменьшается спастика мышц. Мне врезался в память мальчик-колясочник, страдающих какой-то страшной неизлечимой болезнью, от которой постепенно, необратимо отмирают все мышцы. Замедлить этот процесс разрушения можно, если постоянно давать физическую нагрузку.

Но не будет маленький ребенок беспрестанно, через силу, сжимать-разжимать кулачки, делать какие-то упражнения. А вот гладить собаку ему хотелось бесконечно! Правая рука у малыша практически уже не действовала, так он, придерживая ее левой, стиснув от напряжения губы, вновь и вновь подносил ее к неподвижно замершей Анчутке, и гладил, гладил, гладил ее по жесткой черной блестящей шерсти...

Занятия в коррекционной школе и клубе "Надежда", помимо непосредственного общения, игр с собаками непременно включают в себя обучающий момент. Ребята с помощью ролевых игр знакомятся с правилами безопасности при встрече с собаками, учатся простейшим навыкам ухода за животными, постигают азы дрессировки. Любимым упражнением детворы стало ... дача лакомства! После того, как их научили правильно угощать своих любимцев, от этого занятия их бывает очень трудно оторвать и переключить на что-либо другое. Впрочем, собаки от этого "упражнения" тоже в восторге, особенно Ай-Люли Анчутка. Когда остальные "лекари" уже воротят свои бородатые морды, Анчутка готова выполнять его снова и снова с неиссякаемым энтузиазмом.

Тем не менее некоторые ребята на первых занятиях проявляли страх или недоброжелательное отношение к маленьким "лекарям". Со временем отношение у них изменилось, и вскоре даже самые робкие с азартом играли в "водилки", гладили и причесывали цвергушек. Но все-таки было решено первое знакомство с более крупными собаками провести на улице. Английского мастифа Дива и немецкую овчарку Семена запрягли в сани, и они, словно заправские рысаки, катали детвору. Те так оглушительно визжали от восторга, что на территорию садика то и дело заглядывали озадаченные прохожие: с чего бы всегда тихие обитатели этого учреждения так безудержно развеселились?

Самые смелые отважились познакомиться с необычными "коняшками" поближе: погладили, угостили вкусняшками, осторожно подержали могучую лапу Дивы - она просто обожает ее давать всем, кто окажется поблизости. Так что когда могучие псы появились на занятии в зале, их никто не испугался. А ротвейлер Авантюра (для друзей и близких можно просто Тина) быстро стала всеобщей любимицей, поскольку хозяйка, Зинаида Кульбаба, мало того, что отдрессировала ее по курсу ОКД до полнейшего автоматизма, так еще и научила играть в "собачку".

Надо видеть, каким восторгом сияют глаза малыша, сидящего в инвалидной коляске, когда мощная Тина беспрекословно выполняет его команды по слову или жесту! Как звонко хохочет детвора, когда Тина "водит", ловя перебрасываемый мяч, и делает это так бережно, аккуратно, что ни разу не толкнула, не уронила никого из детей!

Собаки - анималотерапевтыЗанятие закончилось. Ребята с неохотой попрощались с четвероногими друзьями. Каждый раз, когда уходят от них кинологи, они боятся, что больше не увидят своих новых друзей - потому что к инвалидам многие приходят и уходят, не возвращаясь.

Дети же помнят, как зовут каждую собаку, даже если та лишь единожды побывала у них. Каждый раз, общаясь с животными, маленький человечек надеется на понимание и хочет стать другом...

- Мы обязательно придем, не скучайте! И приведем с собой новых хвостатых друзей, - отвечают кинологи "Вайкеса". Ведь иметь собаку - это счастьем. А счастьем надо делиться.

Комментарий старшего воспитателя специализированного детского сада № 71 Марины Фенухиной:

- Вот уже на протяжении года раз в неделю приходит к нам "Вайкес". Перед первым занятием провели собрание с родителями, узнали, есть ли у их детей аллергия на шерсть животных, не возражают ли они против подобной деятельности, и только после этого решились. Занятия всегда проходят очень интересно, с играми и упражнениями. Для нашего учреждения это - бесценный опыт. Ведь большинство ребят ограничены четырьмя стенами, многие просто не видели животных, а тут - живой, веселый комочек...

Собака лечит наших ребят одним своим присутствием - улучшает настроение. Недаром существует гипотеза, что биополе собаки позитивно влияет на человека, оказывая психотерапевтическое воздействие. Кроме того, движения детей с ДЦП (которых у нас немало в саду) крайне ограничены, игра же с четвероногими созданиями - это своего рода лечебная физкультура и физиотерапия вместе взятые. У ребенка появляется мотив, чтобы сделать движение, он хочет действовать самостоятельно. Осознание того, что его слушается собака, повышает самооценку. А все в комплексе приводит к тому, что корректируются двигательные, речевые и психические нарушения.

Ирина Максимова

2849



Собаки - анималотерапевты

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)
    Порода  
     5995 (64.28%)
    Репутация питомника/заводчика  
     2628 (28.18%)
    Стоимость  
     2547 (27.31%)
    Пол  
     2079 (22.29%)
    Возраст  
     2060 (22.09%)
    Окрас  
     1487 (15.94%)
    Родословная  
     1396 (14.97%)

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru