Справочник владельца животного

Как относится Русская Православная Церковь к домашним животным

Живет ли бес в собачьей шкуре?

Домашние животные и Русская Православная ЦерковьСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дремлет в кресле самолета со щенком на руках

Хорошо было бы начать традиционным вступлением - "в редакцию поступил звонок..." Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Зато поступил упрек. Что называется, "в теплой, дружеской атмосфере". Проще говоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку "наехала" на меня в разгар застолья.

Эта моя знакомая (об имени умолчим) знает о роде моей работы* и предполагает, что именно я, как адепт Русской Православной Церкви, - наиболее подходящий объект для вымещения обид, нанесенных ей "служителями культа". Обиду, нанесенную ей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерском храме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под тем предлогом, что она осквернена проживанием в ней "нечистых животных", то есть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашая небесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать "эту гадость" из дома.

Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертве религиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть. Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкая провинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачью физиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок не запустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор. Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести из себя, обозвав собакой. Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?

Для меня этот вопрос очень насущен - я человек верующий. Имея собственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковных правил и постановлений, я, "ничтоже сумняшеся"*, имею собаку в городской квартире. А что делать "маловерным", впадающим в смущение от незнания русских церковных традиций и правил? За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) - отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну. С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном. Отец Владислав - священник с академическим образованием, преподаватель семинарии в одном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моей работы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на котором его дочка выступает на соревнованиях. Собака - "детский" лабрадор, посещает выставки, любимица семьи.

Отец Геннадий собак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгих правил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартиру и загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров. В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другому батюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.
P.S. (шутливый): Ту сумму наличности, которую мне придется выложить за междугородный телефонный счет, прошу считать вкладом в фонд примирения собаководов и церковников.

- Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку "нечистым" животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с "нечистой силой"...

О.В.: Традиция древняя, имеет ветхозаветное происхождение. Три мировых религии - христианство, иудаизм и ислам - имеют происхождение, восходящее к общим историческим корням - Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет является составляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету - главному христианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная часть традиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета. Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего пророка Моисея разделить домашних животных на "чистых" и "нечистых". На употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить на алтарь. Так что ассоциации с "нечистой силой" сегодня весьма поверхностны.

Чистые животные в ветхозаветных правилах - агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби - должны были при принесении их в жертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов или уродств. Должны были быть "непорочными". Современный иудаизм твердо исповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге - талмуде. Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбы сом и осетр - также животные "нечистые". Талмуд запрещает исповедующим иудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что "чистый" зверь или "нечистый" - сегодня это скорее область гастрономических пристрастий. Теперь об истории...

Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным, символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработители еврейского народа - вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину, исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке как обожествленному животному отводилось особо почетное место. Так что собака для иудеев была ненавистным языческим символом. Псом называли язычника не только древние евреи. "Пес смердящий", "собака некрещеная" - традиционные русские ругательства, обращенные и к половецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многие ветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственных правил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрывать голову женщине (обязательное правило при входе в церковь - прим. ред.).

> Но православная церковь на законодательном уровне не делит животных на "чистых" и "нечистых"! Нет ни одного соборного постановления, запрещающего христианам иметь собаку.  Еще нужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенно городская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничего общего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшими города. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством, вселяли ужас в людей. Существовала форма казни - "бросить на растерзание собакам". Выгнать ночью за городские ворота провинившегося - означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Не говоря о том, что бешенство научились предотвращать менее ста лет назад.

- Есть ли в Ветхом Завете упоминание о собаках?

О. В.: Косвенные. В одной из книг упоминается шествующий ангел и собака, и юноши с ним. Кстати, любопытно, что ангела - Божьего на земле посла - присутствие собаки, видимо, никак не смущало.

О. Г: В притче о праведном Лазаре упоминается о псах. Лазарь был отвергнут богатыми, лежал в нищете и "псы лизали раны его". И Бог, взявший Лазаря за праведность в "лоно Авраамово"*, не был оскорблен тем, что Лазарь был буквально "облизан" псами. Но есть и евангельское правило - "не давайте святыни псам". Его надо понимать не только в иносказательном значении, но и в прямом - не кощунствуйте и не допускайте глумления над святыней. Собака не должна входить в церковь, прикасаться к святыне - иконам, артосу*, агиасме*, кресту с распятием. Если вы установили поклонный крест*, не поленитесь обнести его оградой, чтобы животное не могло справить нужду близ него и тем самым осквернить его.

- Я лично знаю о случаях погребения собак на кладбищах людских. Тайного погребения, конечно...

О. В.: Это возмутительно. Такие поступки можно считать прямым кощунством. Священник и родственники усопших будут молиться на могилах о "всех здесь ныне поминаемых"*, испрашивать для них прощения грехов и жизни вечной. Уверяю вас, что захоронение любого животного в землю кладбища, среди крестов, в месте, где служатся панихиды, - тяжелейший грех и осквернение христианской могилы.

О. Г.: У животного не должно быть человеческого имени. Можно звать кота Васькой, но нельзя Василием. Давая собаке полное христианское имя, вы оскорбляете наших небесных покровителей, ангелов-хранителей. Господь повелел Адаму дать имена всем животным, наречь их. Также не следует давать животным имена сатанические (Бес, Девил и прочее - прим. ред). Поскольку произнося эти имена, вы призываете к общению темные силы. Такое общение всегда пагубно. В старинной поговорке говорится: не кличь черта, явится! Не накликай беду.

- Может ли бес вселиться в собаку?

О. В.: Изгнав на скале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христос послал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы в море. И утонули в нем. Животные - несомненно одушевленные существа. И, по всей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевным заболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно - так и говорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес... Люди должны культивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. В христианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеров укрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил, брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив, львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровский кормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* за подачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве, добровольно служившем старцу. Несомненно, добрый, кроткий сердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный - воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцев кичится тем, что их собака - гроза округи, грызет других собак, давит котов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не в смысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.

Бог сотворил собаку для служения человеку. Человек - владелец собаки, юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своего животного, но и перед Богом - за потакание своим страстям - гордыни, гневу, тщеславию.

О. Г.: То, что "нечистая сила" вселяется в собаку, - скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил: собаки очень часто похожи на своих хозяев. До такой степени, что иногда у собаки бывает "лицо", а иногда наоборот - у человека лицо становится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копирует его. "Бешеная" собака - продукт воспитания "бешеного" хозяина.

Домашние животные и Русская Православная ЦерковьСвященник Русской Православной Церкви - о. Геннадий (Коршун)

- Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья или о том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно и недопустимо?

О. Г.: В наших требниках* есть тексты молитв о страждущих животных. Молитвы о них - законное дело. Случись беда - заболело животное, потерялось - обратитесь к Богу. Но обратитесь с сокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с вас взыскивает Господь? Но будет кощунственно, если вы, называя собаку человеческим именем, будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружка записку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего, возмутите спокойствие и прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию, и не будете иметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубо домашней.

О. В.: Все плохое, что случается с человеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с вашей собакой - задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должны были отдавать людям? Может, вы "зациклились" на своей "дорогой и единственной" и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? О том, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужно отдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, вы ошибочно полагаете, что "ближние" - это только ваши собаки? Или собака культивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие... Тогда не удивляйтесь, что ваши собаки "мрут как мухи". И прежде, чем помолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если только о своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите на соревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше, если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания "ни пуха, ни пера" попросите Божьего благословения.

Собаководы часто бывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки "от сглаза", не ходят на выставки 13 числа... Доброе дело нужно начинать с краткой молитвы - "Господи, благослови". Часто люди в бесовщину, сглаз и прочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает. Получается, что в черта верим, а в Бога - нет.

- Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?

О. В.: Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится, если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородного возраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могут получить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака... мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком не слышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой, когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традиция существует более для успокоения мнительных прихожан.

- Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?

О. В.: По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил, типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти - христианам запрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.

- Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?

О. В.: Да, дочка водила и что-то там такое важное получила... какой-то титул. Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу - не гордись, не тщеславься.

- А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?

О. В.: Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешь посетить выставку в воскресенье - встань пораньше и сначала "отдай Богу богово". Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после - на выставку. Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Что касается постов... Я помню, как в нашем городе проводилась международная выставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня это покоробило... Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы, совершается чин Погребения, и в то же время - выставка, "тусовка". Наверняка шампанское пьют, "ура" кричат... Конечно, не многие знают об этом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначить выставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки - мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства как отрасли. Но для многих владельцев выставка - самоцель, ярмарка тщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито, спокойно; другие – как истерики, дают волю страстям, рыдают, с ума сходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вот этим, последним, собаководство противопоказано.

О. Г.: Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в "глухой затвор" не уходит, живя в миру. Для кого-то выставки - это тоже работа. А для тех, кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себя поскромнее. В великие церковные праздники - Рождество, Пасху, посещать "ристалища" грешно.

- Я, как любитель, готова пытаться "реабилитировать" собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душу только таким же любителям, как я. Большинство "церковных бабушек" меня и слушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьи собаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, что канонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мой прадед - священник, расстрелянный в 1937 году, - имел собак и любил их. Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921 года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушку мороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошу сказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.

О. В.: Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.
О. Г.: Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бывают сторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-то служит на границе. Животные - наши пленники, мы обязаны заботиться о них. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично и негигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица. Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собака вместе с людьми. Даже если две собаки. Но освящу таким чином, каким освящают... скотный двор, коровник, подсобное помещение.

- Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?

О. Г.: Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но какова судьба этой "скотской" души - мы не знаем. Писание не отвечает на этот вопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать. Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты. Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?

- Благодать отступает от "запаха псины"?

О. Г.: Дух Божий дышит, идеже хощет*... Как мы, земные, ничтожные люди смеем рассуждать о том, "боится" ли Господь собаки? Это чисто человеческие измышления. Не "запах псины" противен Богу, а дух корысти, наживы, злобы.

- Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС или отряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке на место службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отряду проводников с собаками?

О. Г.: Наличие животных рядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, но молебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся о благополучном исходе доброго дела, а собака - это только орудие в руках человека.

- Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?

О. Г: Каждый священник- человек. Нет на земле ангелов среди священства. Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек. Не представлять себе, что "поп Иван" конечная инстанция Церкви. Просто пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе, своих грехах, не осуждая никого.

* Моя работа - много лет я работаю менеджером по продаже православной литературы в одном из крупнейших издательств этой направленности.
* Ортодоксы - ортодоксальный, буквально - правоверный. Ортодоксами принято называть людей, проявляющих крайние формы религиозности.
* Ничтоже Сумняшеся - церковнослав. Нисколько не сомневаясь.
* Лоно Авраамово - в древнееврейских текстах место обитания душ усопших праведников.
* Артос - православная святыня. Хлеб, освященный особым образом. Раздается верующим один раз в году в воскресенье, следующее за Пасхой.
* Агиасма - православная святыня. Крещенская святая вода.
* Поклонный крест - православная святыня. Большой крест с распятием. Водружается в память каких-либо значительных событий, на въезде в город, на местах сражений и т. п.
* О всех зде ныне... - церковнослав. Обо всех здесь и ныне.
* Скала Гадаринская - местность, на которой в Евангельском повествовании Господь исцелил бесноватого, повелев бесам покинуть его.
* Пустынь - пустынное место, скит. Удалено от поселений и монастырей. Предназначено для одинокой и молчаливой жизни святых подвижников, отошедших от мирской суеты.
* Требник - сборник священнических молитвословий. По требнику священник совершает молебны и т. п.
* Жена - здесь, женщина.
* Типикон - свод церковных правил и уставов.
* Двунадесятый - Двунадесять. Церковнослав. - Двенадцать главнейших праздников в церковном году. Тринадцатый - Пасха - стоит особняком и именуется Праздников Праздник.
* Идеже хощет - Где хочет, где считает нужным. Церковнослав.

Спецкор "ЗооПрайс" Е. Типикина

8485



Как относится Русская Православная Церковь к домашним животным

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru