Справочник владельца животного

Байкал - заслуженный артист на пенсии

театральный конь БайкалФото Е. Кенунен

Раньше этого коня знали многие. Он постоянно снимался в кино, гордо шел по Невскому проспекту в шествиях на городских праздниках, о нем писали журналы и газеты. Но прошли годы.

На "Русской конной выставке" (СКК, 4-13 мая 2007 г.) в галерее прочих заслуженных коней был и его портрет. Подпись гласила: Байкал
Он родился в 1983 году на конном заводе "Звездочка" от Бумазеи и Капкана, и по материнской линии потомок знаменитого Квадрата. В детстве был рыжим, повзрослев, приобрел необычную сиреневую масть, а сейчас уже совсем белый. В молодости участвовал в бегах, потом, уже в зоопарке, в конкурах до 110 см и двоеборье.

Но главным в его жизни стал не спорт. За 20 лет Байкал побывал в разных эпохах и странах, ходил под седлом и в упряжи, возил императоров и революционеров, полководцев и крестьян, участвовал в войнах и скачках. Его фотографиями можно было бы проиллюстрировать учебник родной истории от Александра Невского до наших дней. Байкал - настоящий театральный актер, посвятивший сцене Мариинского и других театров более 20 лет своей жизни. Снимался в многочисленных художественных фильмах, "играя", как правило, генеральского (белый ведь!) или командирского коня. Байкал умеет бегать в упряжке, вставать на "свечки", выходить на сцену, а также просто бережно катать маленького ребенка - никогда не уронит!


Сейчас Байкалу 24 года. И он до сих пор радует и удивляет посетителей Мариинского театра, выходя на сцену в балете "Дон Кихот", операх: "Путешествие в Реймс", "Хованщина" и "Князь Игорь". Его привозят к началу спектакля на коневозе (Байкал живет за городом), и он, терпеливо и немножко волнуясь, как самый настоящий актер, ждет своего выхода за кулисами...

Фильмография: "Рождественская Мистерия", "В империи орлов", "Исповедь незнакомцу", "Эти три верные карты", "Раскол", "Анна Каренина", "Век дворцовых переворотов", "Молодая Екатерина", "Сны о России", "Конь Белый", "Колечко золотое, букет из алых роз", "Первая встреча, последняя встреча", "Господин оформитель", "Жизнь Клима Самгина", "Собачье сердце", "Рин", "Дон Сезар де Базан", "Вечный муж", "Особенности национальной охоты", "Русский бунт", "Циники", "Романовы - венценосная семья", "Сны о России", "Серебряные струны" и многие, многие другие...

Телепередачи: "Городок", "Зебра".
Спектакли: "Дон Кихот", "Путешествие в Реймс", "Князь Игорь", "Дядя Ваня", "Война и Мир".

Байкал возил в экипажах А. Галибина, П. Кадочникова (к/к "Серебряные струны"), Е. Лебедева (к/к "Петроградские Гавроши"), К. Лаврова (т/сп "Дядя Ваня"), М. Влади (к/к "Сны о России"); верхом: М.Распутину (концерт в БКЗ), Н. Поздеева (ярмарка "Российский фермер").

театральный конь Байкал А как живет этот конь сейчас?
И вот мы в посeлке Иннолово Ломоносовского района, где в КСК "Регион" живут на пенсии Байкал и его старинный приятель Кряж, тоже рысак, только вороной. В 1986 году они вместе приехали в Ленинград с конного завода и начали свою творческую деятельность. Хозяйка Байкала и Кряжа - Марина Волкова.

Старички пасутся в леваде, а мы беседуем о них и о лошадях в кино вообще с Мариной Волковой и постановщиком конных сцен Михаилом Воробьевым.

М.В. (Михаил Воробьев): Байкал - необычный конь. Рассказывают, что он сильно отличался по характеру от своих сверстников еще в детстве. Когда он, Кряж и Пик попали в зоопарк, тоже чувствовалась разница между ним и остальными, хотя все они одного возраста, одной породы, родились и выросли на одном конезаводе. За свою жизнь Байкал ходил и в одиночной запряжке, в паре, тройке, четверке, шестерке. Ходил по городу в потоке машин. Эпоха в кино сейчас совершенно другая, перегоны по городу прекратились, а в те времена колонна экипажей, идущая на съемки, была делом обычным. Сопровождение ГАИ было далеко не всегда. Да что там страшные подъемные краны и бетономешалки! Лошади зоопарка были привычны даже к салютам. Зоопарк-то рядом с Петропавловкой!

М. (Марина Волкова): Уже после ухода из зоопарка, с лошадьми из другой конюшни, непривычными ко всяким спецэффектам, ездили мы к Смольному собору, на какой-то праздник. Ну и конечно, там салют, духовой оркестр... Все лошади врассыпную. Только эти два, Байкал и его Кряж, остались. Стоят, смотрят, удивляются: "Вы куда все разбежались?!".

театральный конь БайкалЯ так понимаю, что цирковые лошади готовятся к номеру на арене довольно продолжительное время, Байкал же понимал все сразу. То есть ему можно было что-то объяснить. Словами! Это была даже не дрессировка! Он работал как актер, слушающий объяснения режиссера. Ну как объяснить лошади, что ему здесь нужно пройти вот так и вот так? А Байкала один раз проведешь в руках, покажешь, по какой дорожке, где повернуть, а дальше он работает сам, без человека.

Американцы снимали в Крыму фильм "В империи орлов" по мотивам "Детей капитана Гранта". Сценарий этого сериала был довольно смешной. Поиски заводят героев картины в Россию, где они сражаются с казаками... Съемки были интересными.

В фильме была такая сцена: дерутся два человека, один из них - главный герой, хозяин коня, которого играл Байкал. И вот враг повалил хозяина и занес над ним нож, а лошадь, по сценарию, должна прыгнуть через них и выбить нож. Байкала один раз провели и показали, что он должен сделать. Второй раз он сделал все сам. Очень редкий случай, я больше таких лошадей, которые понимают все с первого раза, не видела. Он работал без всадника "на команду".

Это было основное условие, из-за которого нас пригласили сниматься, - он должен был находиться в кадре один и работать на свободе. Приучали его по команде подходить, убегать, вставать на дыбы, идти в определенное место. Он и здоровался, и ножку давал, и запоминал все с первого раза. Выполнил команду - получи сухарик или морковку. С тех пор прошло лет 15. Он, конечно, все помнит, но встать на дыбы ему уже тяжело, возраст все-таки, а ножку даст, и поклониться может.

В этом же фильме была сцена, когда хозяин потерял сознание, а лошадь должна его найти и растолкать. Тоже провели его один раз, на второй он пошел сам. Мы видели потом рабочий материал - поразительно! К сожалению, фильм у нас не шел.

На этих съемках в Крыму в кадре было до 30 лошадей. Снимали погони, казаков, скакали без разбору по лесам и горам. Местные жители потом рассказывали, что они от наших съемок были в тихом ужасе. Там, оказывается, есть расщелины. А высота Ай-Петри - две тысячи метров. Глубина расщелин - соответствующая. Однажды в Бахчисарае скакали-скакали, все лесок и лесок. Потом - бах - и пропасть километровая. На краю чудом остановились.

Снимали лошадей в районе Успенского монастыря. Это вырубленный в скалах горный монастырь. К нему ведет каменная лестница, со стертыми ступенями. С одной стороны стена, с другой - обрыв метров 20. И вот по этой лестнице нам надо лошадей провести наверх. Поднять -подняли. Там маленькая площадочка, и тоже обрыв. Снялись. А вот спускать было очень сложно. Такие моменты со стороны кажутся очень обычными для зрителей, которые не понимают, что за этой легкостью скрывается.

У Байкала первая "свечка" в кадре над актером была в кинокартине "Пиковая дама". Тогда еще молодой Байкал вставал на дыбы над Германном. Далеко не каждой лошади доверят встать на дыбы над актером. Последние на сегодня съемки Байкала были в рязановском "Андерсене". Ездил на нем Сергей Мигицко. Перед этим он упал с другого коня и попросил дать ему спокойного. Тогда и вспомнили о Байкале, который всегда и всех возил.

театральный конь БайкалМ. В.: То, что снимали американцы в Крыму, -уникально. Такие сильные номера - конечно, редкость в кино. Мало главных героев - лошадей, или лошадей главных героев.

Обычно же что нужно снять? Подъезды, проезды, отъезды. Обозначить эпоху. Вот, например, "Собачье сердце" - кто там лошадей помнит? Да никто! А на этой картине мы работали ежедневно в течение месяца! То телега в кадре, то пролетка, то верховые - Москва 20-х годов (в Апраксином дворе). Очень много таких картин, где велась серьезная работа с лошадьми, но спроси, и буквально все ответят: "А разве там были лошади?".

Работали на картине "Раскол". Петербург, начало ХХ века, соответствующий антураж... Пишем смету: за "спецподготовку лошадей" -дополнительные деньги. Директор картины не понимает: "Какая такая спецподготовка?". Наши лошади, Байкал в частности, ходили в эскортах экипажей так, что всадник мог стременем в окно кареты постучать, если надо. А требовалось подобное довольно часто. Допустим, снимают диалог в карете. Диалог долгий, карета едет по городу, и в ее окно то современная скамейка может быть видна, то урна, то припаркованный автомобиль.

Чтобы этого не случилось, всадник подъезжал к окну кареты и боком коня загораживал обзор. Потом всадник отъезжал, и за окном вновь возникал пейзаж Санкт-Петербурга начала века. И как-то на большой кадр всех наших "спецподготовленных" лошадей запрягли в кареты, а под эскорт взяли спортивных лошадей. Кареты тронулись, колеса на один оборот провернулись, эскорт по всей площади разлетелся. Режиссер просит: "Ребята! Я же вас прошу ехать у карет, а не по другому краю площади! Вам не все равно, где ехать?!". "Теперь, ребята, я понял, за что мы деньги платим", - сказал директор вечером.

театральный конь БайкалМ.: Это только кажется несложным - подъехать к карете. На неподготовленных, в том числе спортивных, лошадях работать в кадре очень сложно. Они и между собой ссорятся, боятся, в строю не могут ровно идти. Подготовка нужна обязательно.

М. В.: После съемок "Снов о России" (императорский и прочие эскорты) кони держали строй сами. После "Коня Белого" (Гражданская война, 10 серий, от снега до снега) на военно-исторические праздники кони не реагировали совсем. Что им все эти петарды и прочие хлопушки, после взрывов и артиллерийских залпов, после горящих деревень...

М.: В 2003 году на Празднике Города Байкал вез Петра I, шел сразу за оркестром, а за ним шли лошади из другой конюшни, которые всего боялись. Он на них так удивленно оглядывался, как будто говоря: "Ребята, вы что?!".

М.В.: Еще была интересная съемка. Фильм назывался "Век дворцовых переворотов". Документальный фильм, в котором периодически идут художественные вставки. И охота, и проезды карет с эскортом, проскачки за двуколкой. В одном из кадров Марина была в роли царицы Елизаветы, едущей на двуколке. В двуколке - Байкал, сзади скачет конная охота. Съемка - в том числе с двуколки. Снимали в Баболовском парке Царского села 18 августа 1991 года. Фильм про дворцовые перевороты... Утром проснулись - история повторяется, в Москве - попытка переворота, ГКЧП!

М.: Вот, например, подняться по лестнице вверх не любая лошадь, но может. А вот спуститься лошади по лестнице очень сложно. Байкал - пожалуйста. Байкал ходил по любой крутой лестнице, даже по винтовой.

М.В.: Ходил по служебной лестнице из-за кулис БКЗ в фойе. Там коротенькая крутая железная лесенка. Архитектура такая, что никак иначе не выйти. Обычно начинают что-то придумывать, класть трапы. А Байкал развернулся на маленькой площадке, с ногами разобрался и спустился.

театральный конь Байкал"ЗооPrice": Марина, о работе в театре расскажите, пожалуйста.

М.: Байкалу было три года, когда он впервые попал в театр. Как-то в антракте мы его привязали и пошли пить кофе. И вдруг слышим - по радио говорят: "Ваша лошадь ходит по сцене, заберите ее, пожалуйста". Он отвязался, пошел смотреть, все ли в порядке.

Байкал очень хорошо различает музыку. В "Дон Кихоте" он выступает вместе с осликом. В "Хованщине" - один. Как-то на спектакле "Дон Кихот" Байкала подвели к сцене, а ослика в тот раз не привезли. Он оглядывался, ржал: "Пора выходить, где ослик?". На других спектаклях он ослика не ищет, слышит, что музыка другая. Однажды в конюшне включили радио, и как раз передавали "Дон Кихота". Он услышал знакомую музыку, засуетился, уже пора на сцену, а он "все еще дома и не одет!".

Когда мы целый год были на съемках в Крыму, в театре вместо Байкала работала другая лошадь. О ней вспоминают до сих пор, как она там разметала всех актеров и балерин. Пришлось им ждать нашего возвращения. Байкала знают и любят и в других театрах, не только питерских. И когда они приезжают в наш город на гастроли, просят именно его.

М.: Есть цыганская поговорка: "Лошадь жива, пока работает". Пока она что-то делает, чувствует себя нужной. Сейчас на Байкала уже редко садятся верхом, но если уж сели, то он так гордится!

М.В.: Считаю неправильным мнение, что лошадь на "пенсии" должна только гулять и есть. Еще когда была "киносъемочная" конюшня зоопарка, нам отдавали лошадей из большого спорта. На них уже никто не выступал, никто их не "мучил", но по мере сил, на съемках или праздниках они зарабатывали себе на еду. Когда пенсионер "пашет" круглые сутки - это, конечно, свинство. Но когда лошадь бесцельно стоит в конюшне, я думаю, что ей просто скучно. Рассказывают, что бывали случаи, когда в цирке старые лошади выходили ночью на манеж и сами "работали" номер.

За свою большую жизнь Байкал повидал много и многих. Если бы лошадям, как деятелям культуры и искусства, присваивали звания, то Байкал ходил бы сейчас в "заслуженных и народных". Он мог бы рассказать о своих впечатлениях, встречах и совместной работе с известнейшими актерами. Сейчас ему 24 года, он живет в загородной конюшне, пасется в поле, но все еще выходит на сцену Мариинского театра, участвует в городских праздниках, да изредка снимается в кино. Ему повезло -он встретил много хороших людей, гораздо больше, чем плохих. С Мариной, своей нынешней хозяйкой, они вместе уже 21 год, с момента его приезда в Ленинград.

С М. Волковой и М. Воробьевым
беседовал И. Федотов
Фото: М. Воробьев, И. Федотов

3417




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru