Байки от Михаила Воробьева
1979 г., киностудия "Мосфильм". Режиссер Савва Кулиш, автор сценария Олег Осетинский, оператор Владимир Климов, композитор Олег Каравайчук, художник-постановщик Владимир Аронин.
В ролях: Евгений Евтушенко, Лариса Кадочникова, Альберт Филозов, Елена Финогеева, Кирилл Арбузов, Вадим Александров, Георгий Бурков, Сергей Бондарчук (текст от автора), Галина Кравченко (эпизод), Марина Яковлева (Таня).
Биографический фильм о Циолковском. Горожане считали его чокнутым. Близкие давно привыкли к его чудачествам, понимая, что они его неотъемлемая часть. Самоубийство сына, арест дочери, отказ от субсидирования строительства дирижабля - ничто не останавливало научного поиска ученого. Благодаря упорству, вере в безграничность разума, ему удалось в начале ХХ века создать космическую ракету.
Эти три съёмочных дня в самом конце декабря 1978 года запомнились нам надолго.
Та зима выдалась очень холодной. Морозы ударили в середине декабря, да какие! Красный столбик в термометрах уполз гораздо ниже двадцатиградусной отметки. Стопки лопнувших батарей центрального отопления, лежащие у подъездов, уже ни у кого не вызывали удивления. Лучше всех чувствовали себя те жители центральной части города, в чьих квартирах сохранились действующие печи или камины.
В их числе был и начальник нашей конюшни Яков Израилевич Найшулер. У него в коммунальной квартире осталась круглая печка, в стене между комнатами. Дверца была в его комнате. Соседка приносила с работы дощечки от ящиков и прочий деревянный хлам, он им топил печку, в обеих комнатах, на зависть остальным соседям, было тепло.
И вот в эти холода в Ленинград приехала мосфильмовская киногруппа, которой предстояло снять несколько эпизодов кинокартины "Взлёт", рассказывающей о жизни великого русского учёного Константина Эдуардовича Циолковского. В роли Циолковского снимался поэт Евгений Евтушенко. Наша задача на этой картине ничем не отличалась от десятков других. Петербург, рубеж девятнадцатого и двадцатого веков, упряжки и верховой. Был, правда, в сценарии разгон толпы конными жандармами, но это не к нам, наша работа - подъезды, проезды, отъезды. Но холода! И откладывать съёмки невозможно, к Новому году группа должна вернуться в Москву, иначе разваливается весь съёмочный план.
На три дня съёмочной площадкой стала Александро-Невская лавра. Ездили мы туда из зоопарка на санях. По всему городу, в том числе и по Невскому проспекту, от начала до конца, лежал неубранный снег, трое наших санок проходили свободно. От лошадей на ходу поднимались клубы пара.
В боковом проезде, около моста через Монастырку снимали сцену прощания Циолковского с сыном, покончившим с собой. С "Ленфильма" привезли антикварный катафалк, поставили у тротуара. Колёс у него уже не было, поэтому стоял катафалк, якобы запряжённый парой Огонёк-Молния, на картофельных ящиках, загороженных от камеры массовкой. Трое извозчичьих санок, запряжённых буденновским Бюджетом, рысистой Капеллой и чистокровным Агатом, проезжая по переулку, изображали уличное движение.
Актёр, изображавший покойного, лежал в гробу в одном мундирчике, и это на тридцатиградусном морозе. В перерывах между дублями его накрывали нагретым электропледом, но помогало это мало. Запомнились крики оператора: "Не дыши, задержи дыхание. От тебя же пар поднимается", а в ответ из гроба: "Я ещё живой, несмотря на ваши старания". Членов съёмочной группы опознать было затруднительно, столько на них всего было надето и намотано. Камера, промытая от застывающей на морозе смазки, представляла собой шар утепления, из которого торчали объектив и видоискатель.
Когда камера взлетала на операторском кране, ей становились видны старушки у могил за стеной. Ассистент режиссёра командует: "Пошли люди в некрополе". Команда звучит раз, другой, но безрезультатно, старушки не двигаются. Голос из толпы: "Скажите - "на кладбище". "Пошли люди на кладбище" - началось движение.
Два дня из трёх там же, в лавре, на Никольском кладбище, снимали разгон толпы конными жандармами. Всадники - военного факультета института им. Лесгафта (ныне - ВИФК) во главе с Виктором Ивановичем Романовым, толпа - каскадёры. Гримёры постарались на славу, рисуя на их лицах кровь и раны. Очень неприятно было смотреть, как люди с окровавленными, разрубленными лицами весело курят в перерыве между дублями. Постановщиком трюков на кинокартине был Александр Самойлович Массарский.
Последний съёмочный день начался у Банковского мостика, а закончился возле Медного всадника, за день мы сменили несколько съёмочных площадок. Дядя Яша - конный жандарм на огромной вороной Капелле, я - извозчик на Огоньке, в саночках. Перемещались мы по заснеженному городу своим ходом.
В одном из кадров жандарм на скаку рубил саблей бегущего человека. Оцепление проморгало, и во время одной из репетиций, прямо перед скачущим по тротуару жандармом, из подъезда вышла закутанная в платок старушка. Вышла из тёмного подъезда на залитую ярким солнечным светом заснеженную улицу. Ничего страшного не случилось, жандарм с криком "поберегись!" проскакал мимо, но старушка, по-моему, решила, что история повернула вспять, ко временам её юности. Очень уж сильные эмоции у неё на лице отразились. Я на санках рядом сидел, видел.
Вообще питерские старички-старушки и их память - это отдельная тема. Снимаем как-то кино на набережной Крюкова канала. Весна, капель, горбы наледи во весь тротуар. А года были ещё семидесятые, то есть тогдашние старики ещё помнили жизнь при "проклятом царском режиме". Так они к нам целый день подходили: "Ерунду, ребята, снимаете. Околоточный надзиратель дворника ночью бы за шиворот вытащил лёд колоть, если бы такую наледь увидел". А сколько всего интересно о прежних временах они нам порассказали на разных съёмках.
Лицо я себе на этих съёмках в последний день всё-таки обморозил. Никак не получалось одновременно управлять рвущимся вперёд замёрзшим Огоньком и тереть нос и щёки. Пытался заматываться в башлык, но в такой мороз он не спасал, только создавал у лица повышенную влажность, в которой всё покрывалось слоем инея, и дышать становилось затруднительно.
На этих съёмках, вне кадра, на коней клалось и наматывалось всё, что удавалось добыть у костюмеров и реквизиторов: полушубки, ковры, даже какие-то огромные чёрные занавеси для комбинированных съёмок. Не могу не отметить, что, несмотря на морозы, никто из коней не простудился, в том числе и потому, что привыкли они зимой работать на улице, все выходные дни проводя на катаниях.
У нас же кожа с обмороженных ушей, щёк и носов сходила ещё весной.
Следующие подобные морозы случились в феврале 1987 года, мы тогда, уже без дяди Яши, на кинокартине "Первая встреча, последняя встреча" работали. Там было проще: картина наша, ленфильмовская, сроками экспедиции не связанная. Приостановили съёмки и ждали, пока это безумие кончится. Операторы ездили на "Чайке" по городу, снимая через открытое окно искрящиеся в солнечном свете заиндевевшие здания, деревья, мосты.
Потом, правда, одновременно снимать начали все: и те, кто по плану, и навёрстывая пропущенное. Кони в один день на нескольких картинах работали, одновременно и по очереди.
После съёмок "Взлёта" прошло почти 30 лет. И вот этой весной стою я на остановке, автобуса жду, афиши разглядываю. Вижу портрет Евтушенко, юбилейный вечер у него в "Октябрьском". Начинаю вспоминать, нет ли в моих архивах его портрета, ведь работали мы с ним на картине. Вспомнил описанное выше, и понял, что нет ни портрета, ни вообще фото с этих съёмок, не фотографировал я на морозе под тридцать градусов.
Усомнился, не сгустил ли я краски, полез в Интернет.
"Карта прогноза погоды на 31 декабря 1978 года": Ленинград - минус 29 - 34°С. В Москве сохранятся сильные морозы: утром минус 38 - 40°С, ветер северный.
Почувствуйте разницу с погодой 31 декабря 2007 года.
Суровая зима 1978-79 гг. на Европейской части СССР У многих остались в памяти сильные холода, охватившие европейскую часть СССР зимой 1978-1979 годов. Очень низкие температуры в конце декабря 1978 года отмечались от Урала до Белоруссии, от Ленинградской области до юга Тамбовской.
Примечательно, но факт, что зима 1978/79 годов была суровой и в Северной Америке. Таким образом, значительные климатические аномалии наблюдались как в Восточном, так и в Западном полушарии. Но вернемся в СССР.
В конце декабря 1978 года, в период сильного похолодания на европейской территории СССР, были установлены новые минимумы температур. Так, например, в Москве 30 и 31 декабря температура ночью опускалась до -36,5 и -36,7°С соответственно (абсолютный минимум температуры для Москвы за весь период инструментальных наблюдений составляет -43°С). А по некоторым данным в разных районах Москвы 30 и 31 декабря 1978 года температура по ночам опускалась до -40°С. В Московской области в те декабрьские предновогодние дни температура по ночам понижалась до -45°!
Морозы стояли такие, что в период похолодания замерзла ртуть в термометрах. В новогоднюю ночь, 1 января 1979 года, температура в Москве опустилась уже до -31,5°С. Таким образом, в этот день наметились тенденции к ослаблению морозов. Синоптики стали прогнозировать ослабление мороза к вечеру до -20... -22°С в Москве и до -18...-23°С по области. Также надо отметить, что еще 17 декабря 1978 года в Москве ночью температура понизилась до -29,1°С, что побило рекорд того дня.
Приведем еще одно свидетельство сильных морозов в Москве и Подмосковье в эту зиму. В декабре 1978 года, как сообщает источник, стояли сильные морозы до -20°С. В последнюю неделю декабря морозы доходили до -40°...-42°С. Сильные морозы были и в начале января 1979 года. Тогда морозы доходили до -40°С, а с 9 января потеплело до 0°...-3°С. Оттепели сопровождались гололедными явлениями.
Причиной такого сильного похолодания послужило вторжение очень холодного (-54°С) воздуха Арктики на материк.
Михаил Вооробьев,
фото автора и из архива автора