Справочник владельца животного

На съёмках фильма "Взлёт"

Байки от Михаила Воробьева

На съёмках фильма Взлёт1979 г., киностудия "Мосфильм". Режиссер Савва Кулиш, автор сценария Олег Осетинский, оператор Владимир Климов, композитор Олег Каравайчук, художник-постановщик Владимир Аронин.

В ролях: Евгений Евтушенко, Лариса Кадочникова, Альберт Филозов, Елена Финогеева, Кирилл Арбузов, Вадим Александров, Георгий Бурков, Сергей Бондарчук (текст от автора), Галина Кравченко (эпизод), Марина Яковлева (Таня).

Биографический фильм о Циолковском. Горожане считали его чокнутым. Близкие давно привыкли к его чудачествам, понимая, что они его неотъемлемая часть. Самоубийство сына, арест дочери, отказ от субсидирования строительства дирижабля - ничто не останавливало научного поиска ученого. Благодаря упорству, вере в безграничность разума, ему удалось в начале ХХ века создать космическую ракету.

Эти три съёмочных дня в самом конце декабря 1978 года запомнились нам надолго.

Та зима выдалась очень холодной. Морозы ударили в середине декабря, да какие! Красный столбик в термометрах уполз гораздо ниже двадцатиградусной отметки. Стопки лопнувших батарей центрального отопления, лежащие у подъездов, уже ни у кого не вызывали удивления. Лучше всех чувствовали себя те жители центральной части города, в чьих квартирах сохранились действующие печи или камины.


В их числе был и начальник нашей конюшни Яков Израилевич Найшулер. У него в коммунальной квартире осталась круглая печка, в стене между комнатами. Дверца была в его комнате. Соседка приносила с работы дощечки от ящиков и прочий деревянный хлам, он им топил печку, в обеих комнатах, на зависть остальным соседям, было тепло.

И вот в эти холода в Ленинград приехала мосфильмовская киногруппа, которой предстояло снять несколько эпизодов кинокартины "Взлёт", рассказывающей о жизни великого русского учёного Константина Эдуардовича Циолковского. В роли Циолковского снимался поэт Евгений Евтушенко. Наша задача на этой картине ничем не отличалась от десятков других. Петербург, рубеж девятнадцатого и двадцатого веков, упряжки и верховой. Был, правда, в сценарии разгон толпы конными жандармами, но это не к нам, наша работа - подъезды, проезды, отъезды. Но холода! И откладывать съёмки невозможно, к Новому году группа должна вернуться в Москву, иначе разваливается весь съёмочный план.

На три дня съёмочной площадкой стала Александро-Невская лавра. Ездили мы туда из зоопарка на санях. По всему городу, в том числе и по Невскому проспекту, от начала до конца, лежал неубранный снег, трое наших санок проходили свободно. От лошадей на ходу поднимались клубы пара.

В боковом проезде, около моста через Монастырку снимали сцену прощания Циолковского с сыном, покончившим с собой. С "Ленфильма" привезли антикварный катафалк, поставили у тротуара. Колёс у него уже не было, поэтому стоял катафалк, якобы запряжённый парой Огонёк-Молния, на картофельных ящиках, загороженных от камеры массовкой. Трое извозчичьих санок, запряжённых буденновским Бюджетом, рысистой Капеллой и чистокровным Агатом, проезжая по переулку, изображали уличное движение.

Актёр, изображавший покойного, лежал в гробу в одном мундирчике, и это на тридцатиградусном морозе. В перерывах между дублями его накрывали нагретым электропледом, но помогало это мало. Запомнились крики оператора: "Не дыши, задержи дыхание. От тебя же пар поднимается", а в ответ из гроба: "Я ещё живой, несмотря на ваши старания". Членов съёмочной группы опознать было затруднительно, столько на них всего было надето и намотано. Камера, промытая от застывающей на морозе смазки, представляла собой шар утепления, из которого торчали объектив и видоискатель.

Когда камера взлетала на операторском кране, ей становились видны старушки у могил за стеной. Ассистент режиссёра командует: "Пошли люди в некрополе". Команда звучит раз, другой, но безрезультатно, старушки не двигаются. Голос из толпы: "Скажите - "на кладбище". "Пошли люди на кладбище" - началось движение.

На съёмках фильма Взлёт Два дня из трёх там же, в лавре, на Никольском кладбище, снимали разгон толпы конными жандармами. Всадники - военного факультета института им. Лесгафта (ныне - ВИФК) во главе с Виктором Ивановичем Романовым, толпа - каскадёры. Гримёры постарались на славу, рисуя на их лицах кровь и раны. Очень неприятно было смотреть, как люди с окровавленными, разрубленными лицами весело курят в перерыве между дублями. Постановщиком трюков на кинокартине был Александр Самойлович Массарский.

Последний съёмочный день начался у Банковского мостика, а закончился возле Медного всадника, за день мы сменили несколько съёмочных площадок. Дядя Яша - конный жандарм на огромной вороной Капелле, я - извозчик на Огоньке, в саночках. Перемещались мы по заснеженному городу своим ходом.

В одном из кадров жандарм на скаку рубил саблей бегущего человека. Оцепление проморгало, и во время одной из репетиций, прямо перед скачущим по тротуару жандармом, из подъезда вышла закутанная в платок старушка. Вышла из тёмного подъезда на залитую ярким солнечным светом заснеженную улицу. Ничего страшного не случилось, жандарм с криком "поберегись!" проскакал мимо, но старушка, по-моему, решила, что история повернула вспять, ко временам её юности. Очень уж сильные эмоции у неё на лице отразились. Я на санках рядом сидел, видел.

Вообще питерские старички-старушки и их память - это отдельная тема. Снимаем как-то кино на набережной Крюкова канала. Весна, капель, горбы наледи во весь тротуар. А года были ещё семидесятые, то есть тогдашние старики ещё помнили жизнь при "проклятом царском режиме". Так они к нам целый день подходили: "Ерунду, ребята, снимаете. Околоточный надзиратель дворника ночью бы за шиворот вытащил лёд колоть, если бы такую наледь увидел". А сколько всего интересно о прежних временах они нам порассказали на разных съёмках.

Лицо я себе на этих съёмках в последний день всё-таки обморозил. Никак не получалось одновременно управлять рвущимся вперёд замёрзшим Огоньком и тереть нос и щёки. Пытался заматываться в башлык, но в такой мороз он не спасал, только создавал у лица повышенную влажность, в которой всё покрывалось слоем инея, и дышать становилось затруднительно.

На этих съёмках, вне кадра, на коней клалось и наматывалось всё, что удавалось добыть у костюмеров и реквизиторов: полушубки, ковры, даже какие-то огромные чёрные занавеси для комбинированных съёмок. Не могу не отметить, что, несмотря на морозы, никто из коней не простудился, в том числе и потому, что привыкли они зимой работать на улице, все выходные дни проводя на катаниях.

У нас же кожа с обмороженных ушей, щёк и носов сходила ещё весной.

Следующие подобные морозы случились в феврале 1987 года, мы тогда, уже без дяди Яши, на кинокартине "Первая встреча, последняя встреча" работали. Там было проще: картина наша, ленфильмовская, сроками экспедиции не связанная. Приостановили съёмки и ждали, пока это безумие кончится. Операторы ездили на "Чайке" по городу, снимая через открытое окно искрящиеся в солнечном свете заиндевевшие здания, деревья, мосты.

Потом, правда, одновременно снимать начали все: и те, кто по плану, и навёрстывая пропущенное. Кони в один день на нескольких картинах работали, одновременно и по очереди.

После съёмок "Взлёта" прошло почти 30 лет. И вот этой весной стою я на остановке, автобуса жду, афиши разглядываю. Вижу портрет Евтушенко, юбилейный вечер у него в "Октябрьском". Начинаю вспоминать, нет ли в моих архивах его портрета, ведь работали мы с ним на картине. Вспомнил описанное выше, и понял, что нет ни портрета, ни вообще фото с этих съёмок, не фотографировал я на морозе под тридцать градусов.

Усомнился, не сгустил ли я краски, полез в Интернет.

"Карта прогноза погоды на 31 декабря 1978 года": Ленинград - минус 29 - 34°С. В Москве сохранятся сильные морозы: утром минус 38 - 40°С, ветер северный.

Почувствуйте разницу с погодой 31 декабря 2007 года.

На съёмках фильма ВзлётСуровая зима 1978-79 гг. на Европейской части СССР У многих остались в памяти сильные холода, охватившие европейскую часть СССР зимой 1978-1979 годов. Очень низкие температуры в конце декабря 1978 года отмечались от Урала до Белоруссии, от Ленинградской области до юга Тамбовской.

Примечательно, но факт, что зима 1978/79 годов была суровой и в Северной Америке. Таким образом, значительные климатические аномалии наблюдались как в Восточном, так и в Западном полушарии. Но вернемся в СССР.

В конце декабря 1978 года, в период сильного похолодания на европейской территории СССР, были установлены новые минимумы температур. Так, например, в Москве 30 и 31 декабря температура ночью опускалась до -36,5 и -36,7°С соответственно (абсолютный минимум температуры для Москвы за весь период инструментальных наблюдений составляет -43°С). А по некоторым данным в разных районах Москвы 30 и 31 декабря 1978 года температура по ночам опускалась до -40°С. В Московской области в те декабрьские предновогодние дни температура по ночам понижалась до -45°!

Морозы стояли такие, что в период похолодания замерзла ртуть в термометрах. В новогоднюю ночь, 1 января 1979 года, температура в Москве опустилась уже до -31,5°С. Таким образом, в этот день наметились тенденции к ослаблению морозов. Синоптики стали прогнозировать ослабление мороза к вечеру до -20... -22°С в Москве и до -18...-23°С по области. Также надо отметить, что еще 17 декабря 1978 года в Москве ночью температура понизилась до -29,1°С, что побило рекорд того дня.

Приведем еще одно свидетельство сильных морозов в Москве и Подмосковье в эту зиму. В декабре 1978 года, как сообщает источник, стояли сильные морозы до -20°С. В последнюю неделю декабря морозы доходили до -40°...-42°С. Сильные морозы были и в начале января 1979 года. Тогда морозы доходили до -40°С, а с 9 января потеплело до 0°...-3°С. Оттепели сопровождались гололедными явлениями.

Причиной такого сильного похолодания послужило вторжение очень холодного (-54°С) воздуха Арктики на материк.

Михаил Вооробьев,
фото автора и из архива автора

3165




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru