Hurtta - одежда для собак из Финляндии

Кошка, почему ты не собака

"Кошки. Польза их для человека сравнительно невелика: шкура даёт мех, домашняя кошка полезна ловлей мышей и крыс, мелкие дикие виды тоже приносят некоторую пользу, истребляя грызунов. Вообще же кошек следует считать бесспорно вредными, так как многие опасны человеку или домашним животным, а остальные истребляют дичь. ...

...Собаки - хищные млекопитающие, выделяемые в особый отдел, который занимает промежуточное место между кошками и медведями. Все вообще собаки подразделяются на охотничьих, сторожевых и комнатных, в том числе дамских. Насколько собаки полезны при условии надзора за ними, настолько же, если не больше, вредны и опасны собаки бесхозяйные. Они истребляют дичь, преимущественно молодую или сидящую на яйцах".

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь

Муся Матрёшкина, широко известная в узких кругах любителей кошек как европейская шёлковая красавица Матильда фон Гроссензельтц, лежала у меня на письменном столе под двумя настольными лампами и думала о дихотомическом предикате* человеческой психики. О проблеме и загадках дихотомического предиката размышлял и я. Восприятие мира человеком дихотомично. Мы привыкли делить окружающую реальность и неосязаемую потусторонность на правое и левое, белое и чёрное, верх и низ, добро и зло, мужское и женское, инь и янь.


В соответствии с этим же принципом дихотомии, человек рассматривает собак и кошек. Их противопоставляют друг другу. Как мужское и женское начало. Как добро и зло. Кстати: при прочих равных условиях восприятие собак и кошек как представителей злого и доброго царств было различным в разные периоды истории (антропоцентрической истории, естественно). Так "кто есть ху?"

Кошки

Кошка, почему ты не собака Древние египтяне приручили нубийскую дикую кошку 4-5 тысяч лет назад для охоты. Однако у археологов имеются сведения, что кошка была приручена много раньше, уже в V тысячелетии до нашей эры: в Турции, в Анатолии, найдены скульптурки женщин, играющих с кошками. Известно также, что кошек держали и в Иерихоне. Известный древнегреческий историк Геродот в V веке до нашей эры рассказывал о поклонении богиням-кошкам в Древнем Египте. Однако нужно помнить, что для Геродота древнеегипетские времена были такой же седой древностью, как и для нас. Вообще к свидетельствам Геродота нужно относиться с осторожностью.

Он был большим мистификатором и путаником. "Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время", - сказал известный булгаковский герой. Многие "свидетельства" Геродота откровенно спекулятивны, шизоидно патетичны и сработаны на потребу всеядной публики. Геродот напоминает мне "акадэмика всех наук" математика Анатолия Фоменко, который правление Ивана Грозного ставит куда-то между Маленковым и Булганиным. "Не так всё это было. Совсем не так", - говорил один из героев братьев Стругацких.

Многочисленные упоминания кошек сохранились в материальной культуре Древнего Египта. Современные египтологи, наивные ребята, считают, что древние египтяне кошек обожествляли, считали их мистическими животными, представителями инобытия. Давайте сначала поговорим о египтологах в частности и о человеке в целом.

Нельзя подходить к изучению образа жизни и верований египтян с современной европейской, строго логичной и однозначной меркой, которая берет свое начало в стройной логике греков, а, затем и римлян (Альдред С., 2004; Мертц Б., 2004).

Для осмысления египетского быта и религии (впрочем, и любой древней цивилизации) следует придерживаться методики "множественности подходов". Нельзя при изучении древних цивилизаций использовать рациональные бинарные законы формальной логики: да или нет, чёт или нечет. Сравнительно недавно американским математиком Лотфи Заде была предложена теория "нечётких множеств", а высшим признанием этого математического направления стала Нобелевская премия за 2002 год, присуждённая Дэниелу Канеману за исследования в области нечётких множеств и размытой логики. Сейчас делаются попытки ввести в любую науку - и история не исключение - так называемые "алгоритмы размытой логики", и это может привести к неожиданным, и неожиданно достоверным результатам.

На основании буквально прочитанных древнеегипетских текстов египтологи, эти горячие учёные парни, объявили, что египтяне считали кошку мистическим созданием, воплощением божества, представительницей и олицетворением потустороннего мира. Давайте пригласим дрессированного, простите, учёного египтолога на чашку чая и, когда он уютно вытянет ноги, сидя в мягком кресле, прочтём ему:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.


Услышав последние слова, наш мыслитель встрепенётся, как боевой конь при звуках горна, затем в его голове загудит органчик, его мысли побегут в соответствии с законами формальной логики, и египтолог скажет: "Так. Вне всякого сомнения, этот А Эс Пушкин, живя в тёмном XIX веке, сотворил себе кумира - обожествил так называемую А Пэ Керн. Надо полагать, и наши раскопки подтверждают это, что в поселении "Михайловское" под старым дубом этот А Эс Пушкин соорудил языческое капище, где установил деревянного истукана, назвав его А Пэ Керн.

Каждое утро поэт приходил к истукану, просил его, как мимолётное виденье, как гения чистой красоты, чтобы А Пэ Керн послал ему денег и удачу. Вечером поэт каялся истукану в грехах и смазывал идолу деревянные губы свежей кровью только что убиенного им на охоте зайца, дабы принести жертву и умилостивить своё мимолётное виденье". Как вы думаете, древние египтяне намного были дурнее "солнца русской поэзии"?

Между прочим, найдена древнеегипетская механическая игрушка - скульптурка неуклюжего кота. Когда дёргаешь за верёвочку, этот котяра забавно открывает и закрывает рот. Стали бы египтяне делать из своего бога игрушку? В русских деревнях XIX века была популярна деревянная игрушка, при сдвигании частей которой мужик и медведь били молотами по наковальне. Боюсь, что горячие египтологи объявят о том, что у русских были боги грома - Мужик и Медведь с молотками - антропоморфные олицетворения сил природы. Вспомним ещё курочек, клюющих зерно на дощечке, когда дёргаешь за веревочку. Тоже, блин, богини...

Были в Египте и охотничьи коты. Известен барельеф из гробницы Небамона (XVIII династия, 1570-1304 гг. до н.э.) "Охота на дичь в камышах", где Небамон изображён с метательной охотничьей палкой. Кот его - рядом, он прижимает лапами одну птицу и кусает другую.

Таким образом, для древних египтян коты и кошки были обычными любимыми домашними животными и помощниками. Не считали египтяне кошек богинями, не молились им, не принимали их как "засланцев с того света". Египтяне любили своих кошек и называли их ласковыми прозвищами - неземными красавицами с божественной грацией, мимолётными видениями и гениями чистой красоты. И ничего более.

Однако двинемся дальше и во времени, и в пространстве. Санскритские рукописи более двух тысяч лет назад сообщали о кошках в Индии. В Китае кошки были домашними за 500 лет до нашей эры. Свои проповеди Магомет читал с кошкой на руках. В японских храмах кошки охраняли священные рукописи.

В Библии кошки упоминаются дважды - в Книге пророка Исайи и Послании Иеремии, причём в весьма прозаическом контексте. Пророк Исайя в своей книге обличает нечестивых и грешных жителей Идумеи и предсказывает разрушение и падение этой страны: "И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой" (Исайя, 34, 14).

Пророк Иеремия предостерегает людей от идолопоклонства. Он говорит, что идолы, эти бездушные брёвна, никакие не боги, их сердцевину точат земляные черви, "на тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки" (Послание Иеремии, 21). Таким образом, Библия не даёт каких-либо эмоциональных (и уж тем более мистических) характеристик кошкам. Это обычные домашние животные, которые мельтешат под ногами и от любопытства лазят где попало.

Собаки

Кошка, почему ты не собака Собаки, вероятно, одомашнены раньше кошек. Видимо, это произошло более 12 тысяч лет назад. Некоторые археологи относят эту дату ещё дальше - на 20 тысяч лет. Археологи находили скелеты "торфяных собак" около стоянок древнего человека, датируемых началом каменного века. В бронзовом веке в Древнем Египте рядом с людьми жили охотничьи степные собаки. Во II-I тысячелетиях до нашей эры известны собаки в Ассирии. Определённую роль, вероятно, играли собаки и в древнеегипетских религиозных культах. Так, бог Анубис изображался с собачьей головой. Однако ещё раз хочется подчеркнуть, что из этого факта не следует делать ни мистических выводов, ни выводов о глупости и дремучести древних египтян. Просто мы многого ещё не знаем, а чего-то не узнаем и не поймём никогда.

Мы ведь не удивляемся, когда наши православные христианские евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн иногда символически изображаются на иконах в виде ангела, льва, быка и орла.

В христианском богословии и искусстве уже с конца II века четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка, Иоанн - орла. С такими животными (и такими животными) их иногда изображают на иконах. Существовали различные объяснения этих существ (Подосинов А.В., 2000).

Одно толкование, которое развивал Григорий Великий в конце VI века, рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный телец, при воскресении - лев, при вознесении орел. Рассматривались эти существа и как зооантропоморфные символы стран света, которые имеют глубокие корни в иудейской и ближневосточной моделях мира.

У Иеронима Блаженного интерпретация и атрибуция этих существ была связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна - возвышенный, устремленный к небесам характер зачина Евангелия от Иоанна. Таким образом, зооморфность христианства нужно воспринимать в сугубо аллегорическом смысле.

В Библии собаки упоминаются много чаще кошек. В отличие от древних египтян, которые уважительно относились как к собакам, так и к кошкам, иудейский закон (Библейские книги Ветхого Завета) считал собак животными нечистыми. Это отношение (скорее эмоционального плана, нежели догматического) до некоторой степени было воспринято мусульманской религией и на каком-то подсознательном, рационально необъяснимом уровне - христианством (чуть ниже я подробнее коснусь этой темы). Итак, Библия.

первобытный охотник с собакойУ народа иудейского считалось крайним оскорблением сравнить кого-либо с мёртвым псом (I Книга Царств, 24, 15), и даже деньги, вырученные за продажу собаки, не могли быть вносимы в Скинию-храм (Второзаконие, 23, 18). У иудеев, как и у христиан, слово "пёс" было бранным: так называли лжеучителей пророк Исайя и апостол Павел (Исайя, 56, 11; Послание к Филиппийцам, 3, 2). Соломон и апостол Пётр сравнивали грешников со псами (Притчи Соломона, 26, 11, II Послание Петра, 2, 22). Псами называют гонителей (Псалмы, 22, 16), нечестивых людей (Матфея, 7, 6) и язычников (Матфея, 15, 27).

О том, что лучше быть маленьким, но живым, чем большим, но мёртвым, Соломон говорил так: "Псу живому лучше, нежели мёртвому льву" (Екклезиаст, 9, 4). Близкий к этому смысл и во II Книге Царств (3, 3). В быту у иудеев собаки выполняли обычные функции: они охраняли стада (Товит, 30, 1; Исайя, 56, 10-11), собака сопровождала Товита в его путешествии (Товит, 5, 17). О том, что собаки были привычными дворовыми животными, свидетельствуют некоторые выражения из Евангелия (Матфея, 7, 6; 15, 27).

Но вот мы и подошли к Средним векам, о которых больше всего всяких спекуляций от недобросовестных популяризаторов.

Игорь Попов, кошколюб

Читать Кошка, почему ты не собака? Продолжение

1737

Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Кошка, почему ты не собака

  1. Что для вас является самым главным при выборе котенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)



Разместить объявление

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика